Содержание

  1. Как найти свою роль в команде?
  2. Hard Skills для создания клипа. Что это и где их получить?
  3. Soft Skills для создания клипа
  4. Как следить за трендами?
  5. План по созданию клипа

Пробуйте разные роли. В видеопродакшне работают разные специалисты — режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, художники по свету и многие другие. Чтобы понять, какими задачами занимается каждый из них, и выбрать собственное направление, желательно примерить на себя разные роли.

«На начальном этапе я был и режиссером, и оператором, и монтажером. Только я и камера, и я делал всё, что мог. Потом у меня появились люди, которые помогли мне со съемками — оператор и гаффер (бригадир команды осветителей). Постепенно я собрал собственную команду под конкретный проект и стал ею руководить», — рассказывает Искандер Гарипов.

Пробовать себя в разных ролях можно, участвуя в конкурсах и онлайн-интенсивах. Например, на креативной платформе «Простор» от VK весь ноябрь 2022 года любой желающий мог выбрать один из треков (продюсер, оператор и режиссер), послушать лекции о предпродакшне, продакшне и постпродакшне музыкальных клипов и поучаствовать в Public Talk с экспертами из музыкальной индустрии. Также если участники успешно выполнили несколько домашних заданий, они могли в команде из трех человек (режиссер, оператор и продюсер) придумать и предложить свою идею для клипа Тоси Чайкиной, Ramil', Andro или HammAli & Navai. Если исполнителям нравилась задумка, участники самостоятельно готовили ролик.

Искандер Гарипов успешно прошел трек по продюсированию и в течение декабря  и января работал в съемочной команде HammAli & Navai. Его основной задачей было в срок найти команду и локации, написать съемочный план и составить смету согласно бюджету, чтобы превратить абстрактную идею режиссера в реальный ролик. В результате при поддержке режиссера Алексея Богданова, оператора Виктора Крылова и креативного агентства FMT.JETLAG получился клип «Птичка» на одноименную и одну из самых популярных песен рэп-исполнителей. За 3 недели видеоролик собрал более 800 тысяч просмотров в YouTube.

Искандер Гарипов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Искандер Гарипов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Hard Skills для создания клипа. Чтобы самостоятельно создавать клипы с нуля, потребуются навыки из разных сфер — режиссуры, продюсирования, съемки, монтажа и постпродакшна. Другими словами, нужно уметь придумывать и детально прописывать захватывающий сценарий, находить нужных специалистов и учитывать бюджет съемки, самостоятельно снимать, монтировать и добавлять компьютерную графику, анимацию и 3D-модели. Получить «твердые» навыки в сфере компьютерного дизайна и 3D-моделирования можно на онлайн-курсах или на программе «Компьютерные технологии в дизайне» ИТМО. Абитуриенты, поступающие в 2023 году, могут выбрать одну из трех специализаций — дизайн, разработка графических и веб-приложений, а также компьютерная графика и мультимедиа в образовании. После выпуска можно работать веб- и графическим дизайнером, 3D-моделлерами, специалистом по визуальным эффектам или геймдизайнером.

«У меня много предметов, которые в целом связаны с визуальным искусством. Например, на основах композиции я научился приемам, как, что и с чем сочетать, а на живописи — изучал освещение и цвета. Еще я очень много работаю с программами для 3D, в частности с игровым движком Unreal Engine. Обучение дает мне комплексное видение визуального искусства и помогает развивать вкус и насмотренность. А это, в свою очередь, способствует моему развитию в разных направлениях — от компьютерного дизайна до видеопроизводства», — говорит Искандер Гарипов.

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Помимо теории, нужно освоить и специальные программы и сервисы. Например:

  • Blender (используется для 3D-моделирования)
  • Mixamo (для анимирования 3D-персонажей)
  • DaVinci или Adobe Premiere Pro (для монтирования клипов)

Soft Skills для создания клипа. Один из важных навыков — умение аргументированно отстаивать свою позицию и при необходимости переубедить членов команды.

«Всю финансовую ответственность за съемку клипа несет просюдер, поэтому важно не выходить за рамки бюджета. Например, если оператор хочет использовать дрон и несколько камер, мне приходится объяснять, что мы можем себе позволить, а что нет, и предлагать альтернативу», — говорит Искандер Гарипов.

Еще важна стрессоустойчивость и умение быстро ориентироваться на площадке. В процессе съемки клипа может произойти что угодно: например, актеры могут заболеть, а команда узнает об этом за несколько часов, прямо накануне съемки. Поэтому продюсеру важно быстро договориться с разными участниками и перестроить процесс так, чтобы безболезненно перенести съемку на другой день. Если вы работаете над коммерческими проектами, особенно крупными, вам определенно пригодится базовая юридическая подготовка ― чтобы правильно оформлять документы, и умение считать и систематизировать, чтобы составить смету.

Наблюдайте за профессионалами и трендами. Чтобы создать свой клип, нужно уметь ориентироваться в художественных приемах, и понимать, какие методы сейчас актуальны, а какие ― уже нет.  Поможет в этом насмотренность. Развивать ее можно, просматривая много видеоконтента ― прежде всего, клипов, популярных именно сейчас.

Помимо этого, нужно постоянно анализировать тренды. Сейчас, как говорит Искандер Гарипов, популярны стилизация музыкальных клипов под пленку (например, как в клипе Тоси Чайкиной «Комната») и использование различных IT-инструментов. Недавно вышел клип Lost, который группа Linkin Park создала с помощью нейросети Kaiber.

Еще один способ — следить за режиссерами, чье видение вам интересно и близко. Бонус, который вы можете получить, просматривая социальные сети режиссеров и продюсеров, — возможность побывать на съемочной площадке. Например, именно так Искандеру Гарипову удалось не только поработать ассистентом арт-директора на съемках клипа группы IOWA, но и познакомиться с крутыми специалистами из отрасли.

Искандер Гарипов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Искандер Гарипов. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Придерживайтесь плана по созданию клипа. Держите в голове несколько этапов, которые нужно пройти, если вы хотите снять клип:

  • Придумайте идею и напишите тритмент — комплексное видение всего проекта. В нем нужно детально описать историю клипа со всеми сюжетными поворотами, арки персонажей и локации. Также важно добавить референсы, чтобы показать, как примерно будет выглядеть монтаж, свет, одежда и другие детали съемок.
  • Если вы занимаетесь большим проектом с командой, проверьте, как концепция ролика соотносится с бюджетом, и согласуйте смету и производственный план (календарь съемок) с заказчиками.
  • Сделайте приблизительную раскадровку. Опишите порядок сцен, определите, сколько будет длиться каждая из них, и нарисуйте простые иллюстрации, которые визуализируют процесс и дадут представление, как будут вести себя актеры, камера, свет и звук.
  • Сделайте превизуализацию ролика в программах для 3D-моделирования — соберите сцены видео из простых геометрических форм, добавьте движения камеры, чтобы понять, как будет выглядеть идея видео на практике.
  • Сделайте шутинг-план — расписание съемочного дня с описанием порядка сцен и раскадровкой. Этот план показывает, как будет развиваться сюжет в клипе, что важно учесть при съемке и сколько продлится съемка каждой сцены.
  • Если вы работаете в большой команде, составьте вызывные листы. Это списки, в которых указано, кому, во сколько и куда нужно прийти на съемку. Вызывной лист убережет от путаницы на площадке и опозданий.
  • И наконец, в финале четко продумайте монтаж, цветокоррекцию и анимацию в клипе.