Чтобы «мозги» оставались на месте
Спикеры Social. Science. Technology 2.0 запомнились не только содержательными лекциями, но и разной манерой подачи материала. Так, например, заведующий кафедрой технологии программирования Университета ИТМО Анатолий Шалыто, рассказывая о том, как сохранить и преумножить таланты в России, излагал свои мысли так эмоционально, что приковал внимание зрителей без помощи презентации. Одним из главных идейных посылов лекции профессора состоял в том, что каждого талантливого программиста или ученого нужно оставлять на несколько лет в вузе для преподавания и работы. Это, по его мнению, принесет намного больше пользы как науке, так и самим ребятам, а такие программы, как Проект 5−100, помогают дополнительно мотивировать выпускников связать еще несколько лет с вузом.
«Когда родители в Америке отдают своих детей в школу, а потом в какой-нибудь Стэнфорд, они платят сотни тысяч долларов и знают, что вложенные деньги окупятся. У нас другая история: школа бесплатная, хотя, например, в Америке немыслимо, что такая школа, как 239 гимназия, может быть бесплатной, в университете можно обучаться за счет бюджетных средств. И теперь вопрос: как вы думаете, в странах, где родители ничего не платят за обучение детей, преподавателям тоже ничего не платят? Нет, здесь мы впереди планеты всей — у нас не только за обучение талантов ничего не платят, но и преподаватели работают практически за бесплатно. Видимо, чтобы образование было окончательно бюджетным», — шутит Анатолий Шалыто.
Бабочки, Вселенная и блокадный Ленинград
Старший научный сотрудник кафедры фотоники и оптоинформатики Николай Петров, в свою очередь, поведал об истории науки о свете и ее огромных перспективах в скором будущем. Так, например, важным и доселе неизвестным фактом для многих оказалось то, что отцом светодиода был ленинградский ученый-самоучка Олег Лосев. По словам Николая Петрова, Лосев во время блокады обнаружил, что трехконтактый полупроводниковый прибор может обладать такими же свойствами, как электровакуумный триод. Есть вероятность, что он был изобретателем транзистора за годы до его появления в индустрии, однако не успел опубликовать работу из-за голодной смерти в оккупированном городе.
Также в ходе лекции преподаватель увлек пользователей, сравнив бомбы, черные дыры и даже саму Вселенную с большим компьютером.
«Закон Мура мы можем экстраполировать на два века вперед, однако существуют ограничения. Чтобы наш самый мощный и пока неизвестный нам компьютер работал быстро, нам нужно будет уменьшить его до гравитационного радиуса — по сути, до размеров черной дыры с невероятной плотностью. С некоторыми оговорками можно сказать, что аналог такого компьютера — водородная бомба. Из 21 килограмма водородной бомбы мы получаем результат, выходные данные в виде чистой энергии. А ведь информация — это тоже подвид энергии. Что же касается Вселенной, здесь аналогия следующая: человек, который переиграл в компьютерные игры, выходит на улицу и пытается представить технологии, которые создали этот сверхреалистичный мир. По сути, Вселенную можно рассмотреть как компьютер, производящий 10 в 120-й степени операций в секунду над 10 в 90-й степени битами», — привел интересные факты ученый.
Чтобы человечество могло приблизиться к такой производительности не только в мыслях, нужна фотоника с ее фотонными кристаллами — средами с периодически меняющейся диэлектрической проницаемостью. В природе фотонные кристаллы существуют, например, в крыле бабочки: если рассмотреть его под микроскопом, то оно выглядит как сложная периодическая структура, которая позволяет падающему свету полностью отражаться. Свет не проникает сквозь поверхность крыла бабочки благодаря этой сложной структуре, и насекомое продолжает порхать в яркий солнечный день без вреда для себя. Поэтому, используя фотонные кристаллы и создавая в них определенные дефекты, можно управлять светом. Схемы на фотонах будут существенно меньше и производительнее тех, что используются в современных компьютерах.
Учиться, учиться… и зарабатывать на обучении других
Создатель портала Newtonew и по совместительству школьный учитель Евгений Смирнов, рассказывая о том, почему нужно использовать возможности рынка образовательных технологий, настоятельно рекомендовал учиться постоянно, чтобы сохранять свою конкурентоспособность.
«После вуза мне понадобились знания не только по специальности, поэтому теперь я могу легко посчитать налоги и понять, как оптимизировать траты, могу нарисовать схему транснациональной корпорации и ее оффшоров, умею грамотно читать договоры, даже научился программировать. Учиться приходится постоянно, потому что этого требует от нас время. Даже если вам не потребуются знания из других областей, в вашей сфере специализации необходимо постоянно совершенствоваться. Если вы остановитесь в развитии, через пять лет будете на уровне „свободная касса“», — безапелляционно заявил спикер.
Ed-Tech рынок стремительно развивается, продолжает Евгений Смирнов, а некоторые образовательные технологии продаются за баснословные суммы. Тренды в образовании постоянно обновляются — о геймификации, использовании Big Data, онлайн-лекториумах, STEAM и индивидуальных образовательных траекторях еще пять лет назад не было и речи. Обучение стало проще: благодаря маленькому мобильному приложению современный школьник не будет мучиться 20 уроков, изучая линейные уравнения, а сможет понять принцип их решения за пару часов. Многообразие новых технологий в образовании обеспечивает индивидуальный подход — каждый может подойти к повышению своей квалификации, как хочет, изучая предметы в своем темпе и не ориентируясь на других, как это было в школе и университете.
«Вы можете учиться, где угодно. Вы едете в метро? Это отличная возможность прослушать пятидесятиминутную лекцию. Пришли домой? Пять минут учебы вам не повредят. С утра встали попить кофейку? Замечательно, берем в руки мобильный телефон, с помощью которого сегодня открываются новые горизонты в деле самообразования. Так что, если вы думаете, что сдадите последнюю сессию в университете и после этого сможете выдохнуть, вы ошибаетесь. Вам придется учиться еще больше, чем раньше. Знания лишними не бывают», — заключил Евгений Смирнов.