О решении поехать
О программе академического обмена я узнала от друга, который работает в отделе международных образовательных программ Университета ИТМО: мне рассказали о конкурсе академической мобильности, и я решила принять участие. Я провела во Франции весь зимний семестр — обучение началось 25 сентября, а 20 февраля я была уже в Петербурге.
Я сама выбирала программу, пытаясь найти дисциплины, похожие на те, что есть в моей программе в Университете ИТМО. Несмотря на то, что я учусь на последнем курсе бакалавриата, проблем с отъездом не возникло: главным было найти научного руководителя для диплома и поддерживать с ним связь.
Собирать документы для обучения за рубежом действительно долгое занятие – я начала этим заниматься ровно год назад, и у меня ушло на подготовку порядка шести месяцев. Все это время я взаимодействовала сначала с международным отделом Университета ИТМО, где проходила собеседования и писала мотивационные письма, а позднее — непосредственно с французским вузом, отправляя туда рекомендации, мотивационные письма и все необходимые документы.
О подготовке к учебе за границей
Перед тем, как куда-либо ехать, стоит обязательно пообщаться со студентами вуза, в который вы собрались. Моя ошибка была в том, что я выбрала все самые сложные курсы, сдать которые было не под силу даже самым усидчивым. Мне пришлось заниматься буквально круглосуточно, поэтому, если хочется насладиться времяпрепровождением, то лучше подойти к выбору дисциплин разумнее и найти баланс, опираясь на отзывы студентов о текущем образовательном процессе. Также надо заметить, что все предметы в моем случае сдавались в виде письменных экзаменов, а за неправильно решенные задачи снимались баллы.
О практикоориентированном подходе
У нас были проекты почти на каждой дисциплине. Даже привычные нам лабораторные работы были в виде мини-проектов. Например, одним из самых масштабных событий стали робототехнические соревнования. К ним мы готовились весь семестр, а само мероприятие заняло день, в течение которого мы, объединившись в команды, программировали роботов. Я была в команде с россиянкой, французом и норвежцем. За четыре минуты наш робот должен был просканировать площадку, где есть движимые и недвижимые препятствия, и построить карту, после чего отправить ее на сервер.
Были и локальные проекты. Например, в рамках дисциплины по веб-дизайну мы должны были создать сайт — на этот раз я была в команде с французами. Идея нашего сайта — помощь гражданам Франции в оплате налогов. Дело в том, что французская система налогообложения довольно сложная, и, когда ты платишь налоги, ты должен понимать, как именно работает тот или иной закон. Мы создали систему, в которой самостоятельно описывали законы на языке программирования, а пользователю нужно только ответить на простые вопросы в духе «Используете ли вы автомобиль в работе своей компании?» или «Вы арендуете автомобиль или являетесь собственником?». А в конце выводилась сумма налога.
Получается, людям не надо вникать в юридические тонкости. Работу с юридическим контентом мы проделали тоже самостоятельно — на весь проект у нас ушло две недели.
На самом деле в программе было много практики, но не по всем предметам. Хорошо, что нам удалось поработать над проектами, потому что важно сделать за время обучения что-то интересное и нужное, а не просто написать калькулятор на языке программирования.
О мотивации
Мне очень понравилось отношение студентов к учебе и отношение профессоров к студентам. В Европе все очень заинтересованы в обучении, они учатся не потому, что родители сказали, а потому, что им это действительно нужно. Когда им говорят делать проект — все делают больше нормы. Студенты остаются после лекций и задают вопросы, а преподаватели будут сидеть с тобой столько, сколько нужно, чтобы ты все понял. Все замотивированы.
Понимание о том, что нужно быть конкурентоспособным, появляется у французов уже после школы, когда они отправляются в подготовительные школы для поступления в вузы. В подготовительной школе они проводят два года, где изучают математику, физику и философию. По статистике 30% учащихся отчисляют еще во время обучения, а по завершению курса составляется рейтинг студентов. Топ рейтинга попадает в школу, где я училась, остальные распределяются по другим вузам. Отношение к высшему образованию во Франции очень серьезное.
Об интернациональном составе студентов
Я училась с людьми со всех уголков планеты. И я бы посоветовала всем, кто будет принимать участие в программе, выбирать именно те университеты, в которых учатся приезжие студенты. В моем случае мы с однокурсниками постоянно куда-то вместе ездили, участвовали в мероприятиях, организовывали вечеринки и многое другое.
О возможности путешествовать
Несмотря даже на то, что у меня была серьезная учебная нагрузка, мне удалось посетить около десяти городов Франции. Несколько раз я ездила в Париж — особое удовольствие ездить туда с ребятами-парижанами, которые знают город не по достопримечательностям, а таким, какой он на самом деле. Общалась со всеми ребятами я исключительно на английском, ведь в нашем кругу не было русскоязычных.
О барьерах
Конечно, мне все говорили про языковой барьер, который меня ожидает, я понимала, что он есть, но я никогда не думала, что это настолько серьезно — первое время я не могла даже говорить. Проблемы возникают не только с говорением, но и с пониманием преподавателей: у французских преподавателей слышен серьезный французский акцент в английской речи. Однако к нему быстро привыкаешь, мне понадобилось не больше недели.
О проживании
Я не воспользовалась классическим сценарием и не стала заселяться в студенческое общежитие, а сняла квартиру в центре Софи-Антиполиса. Однако я все равно часто бывала в студенческом кампусе, где жили мои однокурсники. Я не жалею, что не выбрала общежитие, ведь я в любом случае довольно много времени провела там, общаясь с ребятами и отдыхая на вечеринках.
О планах
Поездка повлияла на мое отношение к обучению — у меня появилось очень много планов. Очень хочется учиться, в том числе продолжить обучение за границей. Сейчас я рассматриваю двойную магистратуру в Университете ИТМО, начну с этого. Я думаю, что опыт обучения за рубежом, пусть даже не самый долгий, нужен в первую очередь для расширения своего горизонта. Такой опыт позволяет взглянуть на мир иначе.