Школа международной научной журналистики в Эриче (Италия) – это летняя школа, организованная Центром научной культуры Ettore Majorana при поддержке Итальянского института ядерной физики Centro Fermi и итальянского научного журнала «Le Scienze». В 2018 году состоялась 9-я Международная школа научной журналистики в Эриче с темой «Вызовы и возможности фундаментальной физики будущего». Каждый год школа предлагает 35 стипендий молодым научным журналистам и коммуникаторам.
Недельный образовательный курс включает в себя как лекции, так и интерактивные лаборатории, проводимые международными экспертами в области научных исследований, журналистики и коммуникаций. Так, в этом году среди именитых лекторов оказалась физик-исследователь Марика Бранчеси, которая вошла в рейтинг самых влиятельных людей 2018 года по версии издания TIME. С мастер-классами по научной коммуникации выступили голландский научный коммуникатор Фред Балверт, британский журналист Робин Макки, который пишет для «The Guardian» и «The Observer», и другие.
«Школа по научной журналистике в Эриче – мой первый международный опыт. Я в очередной раз убедилась, что научная коммуникация в России развивается очень динамично и в целом движется в правильном направлении. Если сравнивать Россию, другая Европа и более далекие страны (на школе были участники из Бразилии, Индии, Египта и Израиля), можно сказать, что мы одновременно и очень похожи, и сильно отличаемся. Например, бразильцы, как и россияне, не могут назвать ни одного соотечественника-ученого и не представляют, какие научные области развиваются в их стране. В Португалии научная коммуникация возникла лет 20 назад, но вопрос “Что это такое и зачем она нужна ученым?” активно обсуждается до сих пор. С другой стороны, многие из вопросов, которые сегодня актуальны в Европе, нам кажутся чем-то надуманным: все-таки между состоянием научной коммуникацией в России и, например, в Великобритании, разница в несколько десятков лет! Например, в Европе очень активно обсуждается роль женщин в науке: женские квоты при трудоустройстве, "стеклянный потолок" и другие темы. Эти вопросы затрагивают всех: и самих ученых, и грантодающие организации, и коммуникаторов. Так, мы узнали, что при работе в Европе, если научному коммуникатору нужно взять, например, три комментария у разных ученых, один из них обязательно должен быть женщиной», – комментирует участница Летней школы по научной журналистике в Эриче Ксения Жирнова.
Однако в такой полярности, продолжает Ксения, есть и плюсы: можно подсмотреть, какие подходы используют более опытные коллеги, и взять их на вооружение.
«Но важно помнить, что у каждой страны свои особенности: история науки, повестка, политический режим, поэтому даже самые удачные зарубежные кейсы должны быть с умом адаптированы под окружающую действительность», – отмечает она.
Лекции в школе разделялись на научные, медиалекции и интерактивные сессии, где участники из разных стран обсуждали актуальные проблемы в научной коммуникации и пытались найти для них решения. Так как темой школы в этом году стала фундаментальная физика, на научных лекциях участники из первых уст слушали об обнаружении гравитационных волн, новых звезд, создании самого мощного лазерах на свободных электронах и других проблемах современного естествознания. Именитые лекторы рассказывали о специфике собственной работы и форматах научной коммуникации, с которыми они работают. Так, один из спикеров-журналистов рассказал о поиске человеческих историй, которые он пытается раскрыть в своих материалах. По словам Даниила Широкова, такие форматы в отечественной научной журналистике используются крайне редко.
Однако, по признанию участников школы, наиболее полезными оказались не лекции, а нетворкинг: неформальное общение с другими участниками школы позволило сформировать представление о мировом ландшафте научной коммуникации и обзавестись полезными контактами.
«Нетворкинг – действительно очень важная составляющая летней школы. Здорово, что в школе принимают участие не только научные коммуникаторы, но также и представители конкретных научных областей – это позволяет объединить различные компетенции. Распорядок дня в летней школе выстроен таким образом, что первую половину дня ты проводишь на лекциях, а вторая половина предоставлена тебе. Коммуна Эриче находится на высоте 800 метров над уровнем моря, и населяет ее порядка 30 тысяч человек – обойти все можно за день, поэтому большую часть времени ты общаешься с другими участниками школы. Я сдружился с астрономами из Дании, позднее к нашей компании примкнул англичанин и несколько итальянцев. Было удивительно, что представители разных стран с абсолютно разным бэкграундом пользуются идентичным инструментарием в научной коммуникации. Думаю, интернационализм проявляет себя в этой области максимально», – рассказал магистр программы «Научные коммуникации» Университета ИТМО Даниил Широков.
Теорию участники школы закрепляли практикой в виде интерактивных заданий. Например, разбившись на группы по 4-5 человек, участникам было необходимо проработать заданную тему и написать питч для обозначенной целевой аудитории так, чтобы он был потенциально интересен для аудитории. По словам участников, ценность таких заданий состояла в том, что в них обыгрывались вызовы, которые встают перед научными коммуникаторами в ежедневной деятельности.
Чтобы стать студентом недельного курса, необходимо соответствовать нескольким критериям. Так, для организаторов важен опыт работы в науке, научной журналистике или сфере научных коммуникаций, который должен быть отражен в подробном резюме. Вторая составляющая заявки — мотивационное письмо на английском языке.