О решении отправиться в Южную Корею
С детства я мечтал учиться за границей, особенно привлекала меня Азия. В восьмом классе мы с мамой стали искать варианты обучения за рубежом, хотел поучиться в Малайзии, однако изменения на валютном рынке скорректировали планы. Когда я стал искать российский университет, среди важных параметров выбора были международные партнеры этого вуза. В Университете ИТМО мне посоветовали отправиться на семестр за рубеж на третьем курсе, тогда я обратился в Международный отдел и выбрал три перспективные для себя программы, они были в вузах Италии, Франции и Южной Кореи. В приоритете, конечно, был Сеульский университет.
Про обучение
В Университете ИТМО я обучаюсь на программе «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», а в Сеульском университете я выбрал программу Business Administration. По этой причине у меня нет ни одного перезачета. Несмотря на это, в рамках российской программы я изучал многие формулы, которые встретились мне при обучении в корейском вузе, и также в Корее я изучил формулы, которые встретятся в программе Университета ИТМО позже.
Меня удивило несколько вещей. В отличие от российской традиции пристального внимания к поведению и внешнему виду студента со стороны преподавателя, в Южной Корее студент может сидеть на лекции в наушниках, не слушая преподавателя вовсе, а только записывая конспект, никто не сделает ему замечания. При этом в Корее очень развит дух коллективизма, поэтому на самих лекциях студенты практически не взаимодействуют с лектором, опасаясь привлечь к себе лишнее внимание. Эта манера поведения очень отличается от того, как ведут себя европейцы, обычно активные на лекциях и семинарах. Тем не менее, с экзаменами скромные корейцы справляются куда лучше приезжих. Для сравнения, во время модульного тестирования корейские студенты набрали в два раза больше баллов, чем студенты, приехавшие в рамках академической мобильности.
Успех на итоговом тестировании зависит от подготовки, которая тоже отличается от привычной российскому студенту. Так, в России ты привыкаешь готовиться к сдаче теории – в одном билете по экономике тебе попадаются три вопроса, два из которых стандартно теоретические. В Южной Корее более практико-ориентированное обучение: на экзамене студенты решают исключительно кейсы. Именно поэтому готовятся к тестам они только по задачам, в то время как я усердно зубрил теорию.
Сама экзаменационная система для приезжих студентов отличается от той, которая подготовлена для корейцев. Например, иностранному студенту для успешной сдачи нужно набрать необходимое количество процентов решенных заданий, а корейцы сдают тесты по принципу сравнительной системы оценок – студент, который лучше всех написал тест, получает пятерку, и по результатам всех студентов высчитывается средний балл, в соответствии с которым выставляются оценки. Другими словами, ты можешь решить только 20 % задач, но, если это лучший результат в группе, у тебя пятерка. К слову, с такой системой в том числе связывают высокие показатели студенческих суицидов в Южной Корее – из-за высокого уровня коллективизма и установки постоянно соответствовать определенному уровню. Сегодня Южная Корея занимает одно из лидирующих мест по количеству школьных и студенческих суицидов.
На самих занятиях тоже много практики. Мы постоянно рассматривали кейсы, причем есть требование, чтобы рассматриваемые примеры не были старше определенной даты. В России это правило нарушается, к сожалению. Меня поразил преподаватель, который дал кейс про американские компании в условиях изменения ситуации на рынке акций. Кейс он подвел к дню обвала на рынке акций, и это было впечатляюще. Также я очень завидовал корейским студентам, когда им в рамках дисциплины «Теория инвестиций» выдали трейдерские счета, правда, с ненастоящими деньгами, чтобы в течение семестра они с ними работали и в итоге написали эссе. Эта часть программы была на корейском, поэтому иностранным студентам не досталась такая работа. В целом, все преподаватели были очень интересными. Так, мой преподаватель по истории Кореи – бывший работник при президенте, с ним в рамках дисциплины мы ездили на границу Южной и Северной Корей.
Из необычного – распечатка презентаций перед лекциями. У нас обычно презентации скидывают студентам до или после лекции, ими пользуются не все студенты. В Корее студенты распечатывают презентации и приносят на пару, а по ходу лекции вписывают недостающие определения или дополнения. Иногда распечатки может принести сам лектор. Думаю, это правильно.
Про библиотеку
Библиотека занимает особое место в жизни студента. Это место, где ты учишься. На первом этаже нашей библиотеки можно было спокойно разговаривать и взаимодействовать с другими студентами, там же предусмотрены кафетерий и открытые групповые кабинеты. На втором этаже нужно соблюдать тишину, однако тоже есть кабинеты для групповых занятий со звукоизоляционной системой. На этом же этаже располагается спальня. В целом, во всех помещениях библиотеки ты можешь находиться ночью, однако можешь и поспать в спальне. У нас с однокурсниками был челлендж – заночевать в библиотеке. Я спал, правда, не в спальне, а непосредственно за рабочим местом – было время экзаменов.
Библиотеку ценишь не только за комфорт, но и за возможность найти нужного человека, так как все тусуются именно там. Например, мне нужно было решить вопрос по политологии, и я знал, что адаптер-политолог будет в библиотеке всю неделю перед экзаменом. Так же находили и меня, когда нужно было подсказать что-то, связанное с Россией.
Я заметил, что мне очень нравится система обучения в библиотеках, где люди собираются, чтобы сделать совместный проект, обсудить учебу и другое. Дома я на многое отвлекаюсь, а в таких местах, где все работают, появляется больше мотивации. В библиотеке в Сеуле я сбил режим, потому что предпочитал работать там ночью, сейчас восстанавливаюсь. Я хотел бы найти подобные локации в Петербурге.
Про кампус
Я впервые жил в общежитии, и мне понравилось. Комната была оборудована всем необходимым, даже кондиционером. В комнате я жил один, а сама квартира включала пять таких комнат – на них два туалета и ванных комнаты. Непривычно было жить вместе с азиатами, потому что их бытовые привычки отличаются. Например, прямо у себя в комнате они могут готовить сильно пахнущую пищу. В целом, в студенческом кампусе есть все необходимое для жизни – можно вообще никогда не выходить за его пределы. Там есть магазины, спортзал, кафетерий, кухня, стиральная комната и другое. Сеульский университет «зайдет» любому – и экстраверту, и интроверту, который не выходит из комнаты.
Про лайфхаки в быту: осторожно с острой пищей и мясом
Нужно быть готовым к острой пище и понимать, что все неострое – уже не корейская кухня, а значит, она обойдется студенту дороже. Я очень люблю острую еду, однако были студенты, которые явно страдали от особенностей корейской кухни. То же самое можно сказать про мясо – корейцы очень любят свинину, из нее делают даже соус. Если ты не ешь свинину или мясо в целом, могут возникнуть проблемы, потому что ее добавляют почти везде. Альтернатива – курица, однако и в этом случае вегетарианцам приходилось сложно. Нужно изучить заранее слова, которые можно встретить в описании блюд. Например, есть слово в корейском, которое означает вид нарезки мяса, а мне его перевели как говядина, хотя это же слово можно применить к любому виду мяса.
Про загруженность и возможность путешествовать
Для любителей путешествовать было много возможностей. Стоимость билета на лоукостер, который довезет тебя до Филиппин или Тайланда, была примерно шесть тысяч рублей. Я путешествовал по Южной Корее – побывал во втором по величине городе Южной Кореи Пусане, где живут обеспеченные корейцы, и на вулканическом острове Чеджудо. Другие студенты ездили в Японию и Филиппины.
Нагрузка в Сеульском вузе такова, что поездку ты себе можешь позволить с легкостью. Например, я выбрал предметы и занимался каждый день часа по три. Были студенты из США, которые выбрали меньше предметов, и они могли путешествовать пять дней из семи в неделю. Как только мы приехали в Сеульский университет, преподаватели посоветовали нам наслаждаться временем в Корее. Нам разрешили не приходить на каждое из занятий три раза. Один студент, например, посещал каждое занятие, а потом уехал путешествовать на три недели. За это время он посетил много стран.
Про деньги
Мой бюджет был распределен так: в месяц я тратил тысячу долларов (без оплаты жилья и билетов в Россию). Иногда деньги оставались. Однако надо учесть, я ни в чем себе не отказывал – покупал одежду, снимал жилье на время путешествий, покупал билеты на самолет, ходил в кафе. У меня не было стипендии, поэтому все расходы я покрывал самостоятельно. Думаю, расчет должен быть не меньше тысячи рублей в день. Стоимость общежития за семестр обошлась в 50 тысяч рублей, но оно того стоило.
Про корейское население
Есть разительные отличия между старшим поколением корейцев и молодым. Молодые корейцы максимально добродушные и приветливые люди – достаточно взглянуть на современную корейскую культуру. Розовая косметика, игрушки, корейская драма – все это отражение состояния молодого населения Кореи. Совершенно другими кажутся корейцы в возрасте – они более закрытые и гораздо менее дружелюбные. На истории Кореи нам рассказывали, что это связано с войной между Северной и Южной Кореей в начале 1950-х, после которой Южная Корея выживала за счет американской помощи, и жизнь населения зависела от готовности американских солдат элементарно накормить их. Блага современной жизни Кореи выпали на их старость, в то время как молодежь не помнит бедной разрушительной жизни и проповедует культ милости.
Про законы: родители могут смело отправлять детей учиться в Южную Корею
Родителям нечего опасаться за своих детей – за драку по законам Южной Кореи сажают на год, за наркотики предполагается смертная казнь. Воровство в государстве тоже на минимальном уровне: везде установлены CCTV-камеры, которые фиксируют ситуацию круглосуточно, и они действительно работают, я стал свидетелем того, как одного человека выследили и задержали с их помощью.
Про силу истории в Южной Корее, национализм и необходимость быть тактичным
Из уроков истории Кореи я узнал, что у корейцев очень развита коллективная память, многие действия в их повседневной жизни или отношение к разным вещам и поступкам продиктованы именно историческими событиями. Был случай, когда один из иностранных студентов по ошибке заказал себе рис, и, не зная, что с ним делать, решил предложить корейскому студенту его забрать. Реакция нас удивила: студент оскорбился и написал гневный пост в Facebook о том, что европейцы некорректно ведут себя по отношению к местным, считая их бедными и предлагая им еду. Помня исторический опыт, когда корейцев кормили американцы, они довольно негативно могут отреагировать на предложение еды.
В Корее развит национализм, даже преподаватели проводят границу между своими студентами и приезжими, называя нас белыми. Кроме того, иностранца впустят далеко не в каждый клуб или бар. Так, в Пусане нас согласились впустить только в один клуб (иностранцам вход в остальные был запрещен) и убедительно попросили не драться. В самом заведении мы заметили, что с нами стараются не взаимодействовать и уж точно не пускать в свои компании. Так они соблюдают дистанцию.
У корейцев также отличается тактильная культура. Например, мой друг-кореец регулярно брал меня за руку или гладил меня просто потому, что у них такое поведение распространено, а для нас это не всегда комфортно. Несмотря на то, что они легко нарушают личное пространство друг друга, был и обратный случай со студенткой из Марокко: при встрече она обняла и поцеловала корейца в щеку, а тот увидел в этом жесте романтический подтекст. Обычно, производя какое-то действие, которое могло быть в новинку для корейцев, я говорил, что так принято делать в России.
Про возможность заниматься своими хобби в университете
В Университете ИТМО сильно развита поддержка интересов студента, можно реализовываться в разных сферах – от спорта до высоких технологий. То же самое можно сказать про Сеульский университет. Там я продолжил заниматься большим теннисом, как делал это в России. Секции и кружки нашлись для всех, кто имеет хобби, даже для любителей животных. У нас в общежитии жила собака, которую отправили на специальное обучение, чтобы она могла выполнять для студентов функцию антистресса. Это проект Сеульского правительства, и Сеульский университет первым решил реализовать идею воспитания животных таким образом, чтобы они успокаивали людей и помогали бороться со стрессом.
Про специфику стартап-культуры
Несмотря на то, что обучение в Южной Корее практико-ориентированное, немногие хотят заниматься собственным бизнесом, а те, кто хотят, говорят о кафе и магазинах. Это тоже связано с историей страны. В Корее есть ограниченное число крупных компаний, их называют «чеболь компании» (изначально их было всего 25, сегодня их количество увеличилось). Такие компании имеют право экспортировать продукты производства на зарубежные рынки – у всех остальных такой возможности нет, поэтому все развиваются под эгидой крупных игроков рынка. К таким гигантам относятся компания Samsung, которая, в первую очередь, позиционирует себя как компанию-застройщика, производителя медикаментов и производителя кораблей и лишь потом производителя электроники, компания Hyundai, которая поглотила KIA, и другие известные игроки рынка. Всего в Корее есть четыре главных компании-лидера, одна из них крупнейший южнокорейский конгломерат Lotte Group, объединяющий более 60 компаний различной направленности. В основном все знают эту компанию по названию супермаркетов, однако в какой-то момент ты понимаешь, что все, что попадает в поле зрения, так или иначе связано с Lotte.
По этой причине стартапам развиваться в Южной Корее очень сложно. Фактически у них есть два пути: присоединиться к уже существующему гиганту и развиваться под его крылом или выехать на зарубежный рынок и именно там развивать свой продукт. В Корее редко услышишь о том, как кто-то придумал идею и планирует, чтобы его стартап выстрелил. Все понимают, что рынок контролируется крупными игроками, и стремятся работать в компаниях, бизнес там воспринимается иначе.
У самих крупных компаний культура поведения тоже отличается. Например, считается, что, если ты совершил ошибку, то тебе больше не дадут шанса зарекомендовать себя. Другими словами, права на ошибку в бизнесе там нет. Это связано с событиями 70-х годов, когда правительство выбирало игроков рынка, которых собиралось поддержать финансово, а тех, кто провинился, игнорировали. Память играет ключевую роль в Корее: в этой стране до сих пор не любят японцев, потому что до Второй мировой на оккупированных Японией территориях процветало секс-рабство, к которому принуждали в том числе корейских женщин.