Ultimate Frisbee: об игре и ее игроках
Алтимат фрисби – это командный бесконтактный вид спорта с летающим диском («тарелкой»), который чем-то похож на американский футбол. В зависимости от площадки (трава, зал или песок), на поле выходя от 5 до 7 человек от каждой команды. Цель игроков – поймать диск в зоне противника, что приравнивается к голу.
Родиной алтимат фрисби является Америка. Во второй половине прошлого века там были организованы регулярные игры. Интересный факт, что в Россию алтимат привезли канадские школьники, приехавшие по обмену в 1989 году в Санкт-Петербург. С тех пор этот спорт постепенно переходил из разряда любительских игр в серьезные соревнования. Так, в 2015 году флаинг-диск был включен в олимпийские виды спорта.
В юниорскую сборную России (участники до 24 лет) вошли трое студентов Университета ИТМО: Артем Муратов (1 курс магистратуры, факультет лазерной фотоники и оптоэлектроники), Никита Смирнов (1 курс магистратуры, факультет безопасных информационных технологий) и Дмитрий Добровицкий (3 курс, факультет программной инженерии и компьютерной техники).
Расскажите, как вы пришли в алтимат фрисби?
Артем: Я занимаюсь этим спортом с первого курса бакалавриата: с того момента, как эта секция в принципе появилась в университете. Тогда нужно было выбрать спортивное направление, и алтимат фрисби показался мне интересным — это было что-то совсем новое для меня. Повезло с тренером, он вызвался обучать ребят, у которых даже представления не было, что это за спорт. На тот момент я не предполагал, что дойду до уровня сборной, мне просто хотелось играть, максимум думал, что смогу выступать за университет, а в итоге играл за страну.
Никита: Фрисби я заинтересовался в начале первого курса бакалавриата, когда мой одногруппник принес в университет тарелку. Мы играли во дворе корпуса на Ломоносова, когда там еще не было заборов. Как раз в то время я переживал небольшой кризис: атлетика, которой я занимался еще со школы, мне наскучила, я начал ходить на волейбол, но особой страсти к этой игре не было. И тогда я подумал, что стоит попробовать с алтимат фрисби, – не прогадал.
Дмитрий: Со спортом познакомился, как и остальные ребята, на первом курсе, просто пришел на открытое занятие, чтобы выбрать для себя спортивную секцию. Я сходил на такие же занятия по волейболу, баскетболу, но они мне не запали в душу, а тарелка запала. Во-первых, это был новый спорт: мне в принципе было интересно, как в него играть, какие правила, техника. Во-вторых, это командный спорт, что для меня было принципиально важно.
Сколько раз в неделю вы тренируетесь?
Артем: Минимум три раза.
Спорт занимает большое количество времени, трудно совмещать с учебой и другими делами?
Никита: Честно говоря, для меня это никогда не было проблемой. Может быть, потому что я спокойно отношусь к учебе и никогда не старался быть отличником, ходить на все занятия. Так что со свободным временем все в порядке: сходил утром в универ — вечером можно и на тренировку.
Дмитрий: Образовательная программа факультета достаточно сложная, особенно на втором, на третьем курсе. Поэтому иногда было действительно тяжело: где-то пропускал, где-то опаздывал, но, как видите, все равно справился.
Артем: Я все успевал: ходил и на учебу, и на тренировки, и подрабатывал. Наверное, спорт отчасти сам научил нас организовывать время. Понятно, что на самых загруженных курсах было непросто, но я считаю, что если есть желание заниматься, то возможность найти реально.
Тогда с какими трудностями вы сталкиваетесь, играя в тарелку?
Артем: Главная проблема — это отсутствие финансирования. Федерация спорта существует, но денег у нее нет. Мы платим за все соревнования из своего кармана: билеты, взносы, проживание.
Никита: Да, пожалуй, это самый острый вопрос. Если у тебя нет личных накоплений или доходов, то ты просто не сможешь играть на серьезном уровне. Даже нам для участия в сборной России пришлось заплатить по 27 тысяч взноса (индивидуальный и командный), а еще были перелеты в Германию, питание, предварительные сборы.
WFDF 2019 World Under-24 Ultimate Championships
С 13 по 20 июля в Германии прошел чемпионат мира среди юниоров. Сборная России заняла 15 место из 18 команд.
Ребята, как вы попали в сборную?
Артем: На соревнованиях в Москве осенью 2018 года мне знакомый сказал, что планируется набор в юниорскую сборную и что меня хотят там видеть. Поэтому если есть возможность, то пора начинать подготовку и понемногу копить деньги.
Никита: Конечно, когда ты начинаешь заниматься каким-то новым делом, которое тебя увлекает, то не хочется стать очередной посредственностью. Наоборот, есть большое желание добиться определенных успехов. Поэтому, когда начались разговоры о том, что будет чемпионат мира среди юниоров, появились мысли, что было бы неплохо себя попробовать. На первых сборах наши навыки оценил тренер, потом пришел в комнату и спросил, есть ли время и деньги для участия. Я сказал, что есть. И все, я в сборной.
Дмитрий: У меня тоже не было никакой особой истории. Наш тренер, Алексей Сулимов, сказал, что хотел бы видеть меня в сборной России. Я приехал на первые сборы команды: подтвердил там свой уровень игры и смог продолжить участие уже как полноценный член сборной России.
Большой конкурс был?
Никита: Совсем небольшой — 1,5 человека на место. Для сравнения, в США это 7-8 человек на место.
США стали чемпионами этого года. Фишка в том, что этот вид спорта у них более развит: больше игроков, тренеров?
Артем: Естественно. В России это еще совсем молодой вид спорта. Он развивается постепенно. Во взрослой сборной есть сильные игроки, но на уровне юниоров их пока немного.
Сколько сборов у вас было до чемпионата?
Дмитрий: Мы ездили на два турнира: один был в Вологде, другой в Санкт-Петербурге.
Артем: В сборной играют ребята из разных городов: в основном это Санкт-Петербург и Москва, но есть и спортсмены из Нижнего Новгорода, Ижевска, Владимира, Вологды. Для спорта очень важно отработать слаженность, командную игру. Может быть, нам не хватило именно этого, потому что даже игроки от Петербурга — это представители двух разных клубов. По сути, мы никогда не играли вместе, только соревновались.
О спорте после университета
Для вас алтимат фрисби закончится вместе с учебой? Это университетская история?
Дмитрий: Есть универсальный ответ — городской клуб. Одновременно с тем, как спортсмен начинает играть в университете, он пробует себя и в городских командах. Поэтому, когда заканчивается университет, остается возможность играть за город.
Артем: Городские клубы — это да, но есть еще альтернатива. Мы все не из Питера. Естественно, по окончании универа у каждого встанет выбор: ехать куда-то дальше, оставаться здесь или вернуться домой. Я лично из Тулы, где нет ничего, связанного с тарелкой, и даже нет людей, кто этим профессионально занимается. В 2013 году какая-то инициативная группа людей играла в парке, пыталась сделать из этого что-то серьезное, но ничего не получилось. Так что если я вернусь домой, то буду изо всех сил стараться развить этот спорт, чтобы в Туле тоже был свой клуб, где желающие смогли бы учиться, соревноваться и расти до чемпионатов мира.