Новые направления
Магистратура Art&Science появилась в Университете ИТМО два с половиной года назад. За это время учебная программа уже несколько раз трансформировалась и продолжает обновляться регулярно. К преподаванию привлекаются все больше художников и исследователей мирового уровня, появляются новые форматы взаимодействия студентов и кураторов, открываются новые возможности для реализации творческого потенциала, идей и проектов.
В 2021 году программа обучения снова меняется: теперь поступающие смогут выбрать одну из трех новых специализаций: цифровое искусство, технологическое искусство и биоарт.
Программа обучения состоит из трех типов классов: теоретических занятий по истории, философии и эстетическим концепциям современного и научно-технологического искусства, практических занятий по освоению разнообразных медиумов и инструментов современных медиахудожников, а также занятий в формате мастерских под руководством известных художников, во время которых студенты могут работать над собственными и групповыми проектами.
Погружение в практику происходит уже в течение первого семестра: студентам дают навыки программирования, 3D-моделирования, инженерного проектирования, работы в био- и робототехнических лабораториях. Попробовав различные технологии, студенты сами должны выбрать наиболее интересный им медиум и одну из трех специализаций, в которой они хотят развиваться дальше.
«Мы решили представить новый способ изучения Art&Science, разбив его на три отдельные дисциплины: технологическое искусство, цифровое искусство и биоарт как искусство, работающее с живой материей. По нашему мнению, все эти три направления покрывают то, что сейчас делают в современном научно-технологическом искусстве. Одна из наших целей — найти точки пересечения, переплетения и взаимного влияния этих трех направлений друг на друга. Мы также хотим стереть грань между теоретическими и практическими аспектами художественной практики. Поэтому наш курс максимально практический, но при этом осмысленный, с глубоким погружением в теорию того, что мы делаем», — объясняет Вадим Смахтин, куратор направления «Digital Art: The New Spatial».
Bioart: Biomedia And The New Nature
Направление «Bioart: Biomedia And The New Nature» будет курировать Лаура Родригез — мексиканская художница и специалист в области микробиологии, выпускница магистратуры Сколтеха и магистратуры Art&Science Университета ИТМО, участница выставок Access Modes 2020, The Art and Natural Sciences: Master Showcase 2021, Ars Electronica 2020.
На своих воркшопах она учит студентов работать с живыми материями и использовать их в качестве медиума для художественных, политических и философских высказываний. При этом студенты будут работать на всех уровнях, как самых глубоких: ДНК, клеточных структур, микроорганизмов, — так и самых масштабных: экосистем, живых сред и проблем устойчивого развития.
Technological Art: Towards a New Intelligence
Специализация «Technological Art: Towards a New Intelligence» предполагает междисциплинарный подход и сосредотачивается на философских вопросах искусственного, человеческого и нечеловеческого интеллекта, их взаимопроникновения и взаимовлияния. Трансдисциплинарная художница и исследователь Мария Купцова, курирующая направление, в своих работах использует технологии биовычислений и работает над разработкой техники биомашинного дизайна, управляемого искусственным интеллектом.
В научной лаборатории синтетических ландшафтов Института городского дизайна Университета Инсбрука, где работает Мария, проводят эксперименты по генерации алгоритмов и структур на основе биологических объектов и ландшафтов и взаимодействию этих структур с живыми организмами, например, микроводорослями — чтобы пронаблюдать, как живое и синтетическое могут сосуществовать друг с другом.
Мария также исследует новые формы биосинтетического интеллекта в своей художественной практике внутри арт инициативы –Digitocene.Net. Проекты Марии выставлялись на международных выставках: в Центре Помпиду в Париже, на TAB BioTallinn Biennale, фестивале LLUMBCN в Барселоне и других. В своей прошлой практике Мария работала над рядом инновационных художественных, исследовательских и академических проектов в Институте передовой архитектуры Каталонии, была сокуратором программы магистратуры по цифровому искусству в Дальневосточном федеральном университете, преподавала в лаборатории Шухов Лаб Высшей школы экономики.
«Сегодня мы живем в интересный момент, когда парадигмы нашей реальности меняются. Прогресс в генной инженерии, синтетической биологии, быстрое развитие автономной робототехники и искусственных нейронных сетей развивают новую чувствительность к алгоритмическому, технологическому, геологическому и биологическому другому. Технологическое искусство ― это междисциплинарное направление, которое внедряет интеллектуальные технологии в свою основу, чтобы открыть возможности новой материальности и натуральности, а также новых форм интеллекта, творчества и эстетики внутри художественной практики», — рассказывает Мария Купцова, куратор направления «Technological Art: Towards a New Intelligence».
В рамках специализации студенты будут изучать методы машинного обучения и расширенных вычислений в искусстве, технологии программирования материалов и биоцифрового производства для исследования новой материальности и натуральности, познакомятся с биомехатроникой и роботизированной автоматизацией для исследования новых форм интеллекта и межвидовой планетарной коммуникации, иммерсивными интерфейсами для синтеза звука и создания гибридного интерактивного опыта, а также получат теоретические знания в области современного искусства и технологий.
Digital Art: The New Spatial
Третья специализация — «Digital Art: The New Spatial» — работает с цифровыми данными и художественными методами их визуализации. В более широком смысле цифровое искусство исследует тот новый, еще не изученный и невидимый слой, в котором мы все сейчас обитаем, но который не осознаем до конца. Это новое пространство информации, которую мы генерируем, потребляем, храним и пересылаем друг другу.
Благодаря различным техникам визуализации это невидимое хранилище данных может становиться зримым и доступным для осмысления. С другой стороны, и сами методы цифровизации становятся новым медиумом в руках художника, благодаря которому он может рассказать о своем личном опыте, перевести свои воспоминания в некий цифровой объект, который зритель может подробно изучить и даже повзаимодействовать с ним.
Студенты этого направления будут изучать технологии 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности, методы обработки данных и их визуализации, виртуальную архитектуру и 3D-сканирование.
Спикеры мирового уровня и участие в выставках
За два с половиной года существования магистратуры Art&Science список сотрудничающих с ней практикующих художников пополнился новыми именами, причем международного уровня.
В программе обучения есть воркшопы от ведущих биохудожниц Линдси Уолш и Робертины Себьянич, Майи Смрекар, известной своими перфомансами и инсталляциями, российских медиахудожников и медиахудожниц Дмитрия Морозова (::vtol::), Елены Никоноле, Бориса Шершенкова и Ильдара Якубова, работающих с саунд-артом, робототехникой и кинетическим искусством, Натальи Федоровой, основательницы фестиваля медиапоэзии 101.
Такой набор спикеров — одна из главных отличительных особенностей магистратуры ИТМО. Другой немаловажный аспект — стимулирование студентов уже с первого курса участвовать в выставках и международных фестивалях. Ведь главная цель программы, как отмечают ее кураторы, — максимально комфортно и быстро ввести студентов даже без художественного бэкграунда в мир современного искусства.
Например, в 2020 году магистранты имели возможность выставить свои работы на одном из важнейших фестивалей технологического искусства — Ars Electronica. Также студенты сами активно участвуют в организации проектов, выставок и образовательных инициатив — причем уже с самого начала обучения. Так, например, группа студентов второго курса разработала культурно-образовательный проект «Заземление», а первокурсники создали городской клуб Let’s Art&Science, открытый для всех желающих познакомиться с актуальными направлениями научно-технологического искусства.
Как рассказывает выпускница магистратуры Светлана Сидорова, участница объединения BIOROBOTY 019, для нее самым главным в процессе обучения стало знакомство с единомышленниками и огромная поддержка от кураторов программы — которые продолжают поддерживать художницу даже спустя год после выпуска.
«Процесс обучения в магистратуре Art&Science очень сильно отличался от того, что было у меня в бакалавриате, где я училась на инженера. Эта программа стала для меня отличным способом кардинально сменить сферу деятельности — причем в комфортном и плавном режиме. Я встретила чудесных людей — с тремя моими одногруппницами мы основали группу Bioroboty 019 и сейчас продолжаем работать как художники. Это главное достоинство моего обучения здесь — встреча с людьми, которые и сейчас помогают нам в нашей художественной карьере. Даже спустя год мы поддерживаем отношения и получаем помощь от программы. Например, недавно нам помогли написать заявку в резиденцию во Франции. А еще в течение пяти лет мы можем посещать курсы и работать в резиденции AIR, это потрясающе», ― говорит она.
Новые возможности для поступления
В новом учебном году значительно увеличилось количество бюджетных мест — до 32. Также предполагается 15 контрактных мест и один грант для иностранных абитуриентов, полностью покрывающий стоимость двух лет обучения.
Существует четыре варианта поступления: по конкурсам портфолио «Искусство и наука» или портфолио Университета ИТМО, по итогам победы в олимпиаде «Я — профессионал» в треке «Дизайн» или по результатам вступительных экзаменов.
Первый способ больше всего подходит тем кандидатам, у которых уже есть опыт создания любых арт-проектов ― от скетчей до видеоарта или курирования и организации выставок, в нем не учитывается средний балл диплома. Конкурс портфолио ИТМО больше подходит абитуриентам с научно-исследовательским бэкграундом — для участия в нем нужно иметь минимум одну публикацию в научном журнале и иметь высокий экзаменационный балл. Для всех желающих поступить именно таким способом кураторы магистратуры проведут серию портфолио-ревью — это поможет более грамотно составить свою заявку и тем самым повысить свои шансы на поступление.
Классический вариант поступления — сдать экзамен по теории и истории современного научно-технологического искусства. Для подготовки к экзаменам будет запущен бесплатный интенсивный курс Pre-masters — занятия начнутся в апреле, но записаться и получить полезные учебные материалы можно уже сейчас, оставив заявку на почту art@itmo.ru.
Прием заявок и мотивационных писем на поступление начался 20 февраля и продлится до 15 июня. О датах портфолио-ревью будет объявлено позднее, а вступительные экзамены пройдут с мая по август, причем в этом году их можно будет сдавать как в онлайн-, так и в офлайн-формате.