В минувшем учебном году проект ITMO.Expert пережил серьезную трансформацию: изменился общий стиль проекта, а также прошло объединение двух площадок: ITMO.Distant и ITMO.Expert теперь представлены единой платформой expert.itmo.ru. В течение года в рамках инициативы проведено почти 50 мероприятий с участием более 60 спикеров — очно и онлайн. А в первом онлайн-интенсиве по смешанному обучению приняли участие более 300 человек. Также при участии команды ITMO.Expert и офиса поддержки научно-педагогических работников учреждена премия за достижения в образовательной деятельности на звание лучшего преподавателя по двум трекам – ITMO.EduStars и ITMO.EduLeaders. Премиями уже наградами 32 преподавателей и 3 менторов.
На заключительном в этом году мероприятии участники ITMO.Expert подвели итоги инициатив прошедшего учебного года, вручили сертификаты о повышении квалификации тем преподавателям, которые прошли не менее 10 мастер-классов и сами выступили в качестве экспертов.
«Мы рады видеть знакомые лица преподавателей, которые были спикерами на ITMO.Expert, а потом в числе награжденных на различных конкурсах, не только ИТМО, но и внешних. Но также с радостью встретим новых участников сообщества ITMO.Expert», — отметила Алия Багаутдинова, начальник Департамента образовательной деятельности, вручая сертификаты.
Организаторы ITMO.Expert поделились планами на следующий учебный год. В новом учебном году появятся модульные курсы, каждый из которых будет посвящен одной теме. Так, в сентябре стартует модуль «Школа начинающего преподавателя», где для всех преподавателей, в том числе тех, кто только в этом году присоединится к команде ИТМО, можно будет приобщиться к ценностям ИТМО, а также узнать обо всех особенностях и возможностях образовательной деятельности. Кроме того, появятся еще и сквозные модули — их содержание будет соответствовать запросу самих преподавателей и включать такие темы, как Mental Health для педагогических работников, Soft Skills, тренды образования, работа с виртуальными лабораториями.
Также на итоговом мероприятии ITMO.EXPERT участники поговорили о роли преподавателя в современном мире. О своем подходе к образовательному процессу рассказала Ирина Тимофеева, преподаватель факультета энергетики и экотехнологий и победитель конкурса ITMO.EduStars. По ее словам, миссия преподавателя в том, чтобы «стать течением в этом океане информации, чтобы провести студентов туда, куда им нужно». А также в том, чтобы максимально заинтересовать студентов в своем предмете — в том числе с помощью как можно большего числа методик, материалов, интерактивов, полезных ссылок и списков фильмов, книг, источников — чтобы каждый студент смог выбрать то, что ему наиболее интересно.
Артем Петренко, младший научный сотрудник лаборатории однофотонных детекторов и генераторов и победитель-ментор премии за достижения в образовательной деятельности, рассказал, как можно максимально эффективно выстроить совместную работу менторов и преподавателей и как та и другая стороны могут выиграть от этого взаимодействия.
Корреспондент ITMO.NEWS попросил участников поделиться своим мнением о том, каким должен быть преподаватель в 2021 году, как бороться за внимание студентов и как конкурировать с интернетом — источником знаний обо всем.
Ирина Тимофеева, преподаватель факультета энергетики и экотехнологий
Я еще помню времена, когда сама была студенткой. И помню, какие преподаватели нравились мне. Это были профессионалы своего дела. При этом они умели преподнести информацию максимально интересно.
Мне кажется, что сейчас главная задача преподавателя — заинтересовать своим предметом. Получается такой «педагогический маркетинг»: нужно продать подороже свой предмет за определенную «валюту» – признание студентов, их внимание и любовь. Я уверена, что самая обычная лекция может быть очень интересной, если ее разбавить какими-то фактами из жизни, интересными историями и примерами. Лично я стараюсь просто быть искренней со студентами, делиться с ними своим жизненным опытом. До того, как стать преподавателем в ИТМО, я много чем занималась: у меня были разные места работы, я много путешествовала. Поэтому под любую ситуацию я могу подобрать какую-то интересную историю из жизни. При этом мы должны рассказывать ребятам, как пользоваться материалом, научить их критически оценивать информацию, выбирать, чему верить, а чему — нет.
На общеуниверситетских курсах вроде экологии у меня есть список научно-популярной литературы, фильмов — того, что можно привязать к курсу. Одно из заданий состоит в том, что студенты должны выбрать что-то на свой вкус из этого списка — а там есть все, начиная с Симпсонов и заканчивая серьезными научными работами – прочитать и написать короткое эссе. Студентам обычно это очень нравится. И некоторые в обратной связи пишут, что прочитали и посмотрели половину списка — и остались в полном восторге.
Антон Старовойтов, доцент факультета фотоники
На мой взгляд, миссия преподавателя поменялась мало — изменились только инструменты. Миссия — это, в первую очередь, проведение студентов через сложные дебри научной информации и передача знаний, компетенций, которые имеются у более профессионального человека.
Но если раньше классического преподавателя представляли как человека у доски, то сейчас появилось множество разнообразных цифровых механизмов, которые используются не только для проведения лекций, но и для вовлечения студентов, организации большей интерактивности на занятиях. Форматы занятий становятся более разносторонними, более интересными и инновационными.
Преподаватель является проводником. Действительно, знаний в интернете можно найти очень много, но при этом качество этих знаний может быть сомнительным. Студенту, который не обладает определенными компетенциями либо критическим мышлением, становится очень сложно понять, где правда, а где ложь. Я как преподаватель научной магистратуры сталкиваюсь с тем, что о некоторых физических явлениях у разных ученых есть разное мнение. И возникает резонный вопрос: а где же правда. На самом деле, правда где-то посередине, и задача преподавателя в том, чтобы показать все эти различные мнения и дать направление студенту для самостоятельного поиска решения.
Константин Правдин, доцент факультета систем управления и робототехники, преподаватель Образовательного центра математики при Университете ИТМО
Я преподаю с 2011 года. Но стаж в 10 лет вовсе не означает, что я знаю все о преподавании. Я считаю, что главное — это не просто повторять то, как тебя учили в свое время или то, как тебе кажется, нужно учить, а знакомиться с новыми технологиями, подходами, приемами, общаться с другими преподавателями, узнавать, а как это делают они. Все это расширяет кругозор, вызывает желание экспериментировать, пробовать новое. А без этого нет никакого развития тебя как преподавателя.
Когда я только начинал, уже происходили изменения: приходила цифровизация, развивались интернет-технологии, появлялись новые ресурсы и новые доступные источники информации. Стали появляться сайты, на которых в простой и доступной игровой форме раскрываются сложные темы, потом стали появляться видеоролики, небольшие онлайн-курсы. И в таких условиях роль преподавателя переформатировалась из источника знания к некоему ведущему, консультанту, который проводит и направляет студента. Мне очень понравилась аналогия из выступления Ирины, что мы должны стать течением в океане знаний, чтобы направлять студентов.
Что касается конкуренции за внимание: на самом деле, всегда нужно было как-то «станцевать» — пошутить на лекции, чтобы привлечь интерес студентов. Просто сейчас этот вопрос встал более остро. Но мне кажется, что тут главное не заиграться и не переборщить. Я в своих лекциях тоже экспериментирую с формами и форматами – и вижу, что студенты сваливаются то в одну сторону, то в другую. Бывает, что они уходят в игру и забывают про содержательную часть. Так что важно найти баланс и научиться ставить задачи так, чтобы это было весело и креативно, но при этом и содержательно.
Дарья Шатохина, ассистент преподавателя ФТМИ на программе магистратуры «Инновационный маркетинг»
Я буду преподавателем уже в следующем году. А с 2018 года я работаю ассистентом — веду занятия по брендингу, коммуникациям и исследованиями в маркетинге.
Мы с коллегами вели в партнерстве с ITMO.Expert курс «Личный бренд преподавателя». На четырех занятиях мы исследовали вопросы: кто такой современный преподаватель, как меняются его роль и функции, каким он должен быть. А также то, как он может себя презентовать и строить свой бренд, исходя из важных для себя ценностей.
В процессе мы проводили форсайт-сессию, на которой обсуждали с участниками, как будет меняться роль преподавателя в будущем — в зависимости от тех трендов, изменений, которые происходят или могут происходить. Основные качества преподавателя, которые мы выявили, это гибкость, стремление постоянно развиваться. Также важно быть открытым к новому и быть проводником новых ценностей: очень человечных, бережных, нацеленных на уважение, ценность личности и интерес к новым знаниям. Плюс, основное качество преподавателя — как мы выяснили в ходе курса — это быть проявленным и открытым к миру, уметь говорить о себе, внушать доверие и расположение студентов.
Перед тем, как запустить курс, мы с коллегами провели опрос среди студентов-бакалавров и магистрантов — всего около 70 человек. Они говорили о том, что преподаватель должен быть понимающим, общаться на равных, с уважением. Еще им важно, чтобы преподаватель мог доступно изложить материал, чтобы к нему было не страшно подойти и что-то спросить. Также среди важных качеств называли и чувство юмора, интерес к новому не только в своей узкой области, но и в сфере музыки, кино, книг и так далее.
В завершении мероприятия был анонсирован онлайн-интенсив для всех преподавателей университета ИТМО, который пройдет в период с 23 по 27 августа.
«Мы очень рады, что онлайн-интенсив становится хорошей традицией начинать учебный год. Это стартовое мероприятие нового учебного года, где преподаватели смогут получить ответы на самые актуальные вопросы: какие нас ждут особенности в образовательном процессе в новому учебном году, как эффективно адаптировать свою дисциплину для модульного формата, как мотивировать студентов и себя на работу, какие инструменты и образовательные технологии наиболее эффективны, как спланировать свое профессиональное развитие и многое другое. В течение недели преподавателей ждет насыщенная программа, творческие проекты и много новых цифровых инструментов. Как и всегда, у преподавателей будет возможность подключиться из любой точки, а также выбрать свою индивидуальную траекторию участия. Поэтому до встречи 23 августа!», — пригласила всех Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса.