Как вы начали работать в ИТМО?

― Я окончила бакалавриат в Новосибирском государственном техническом университете, а в магистратуру поступила в ИТМО на специальность «Прикладная математика и информатика», занималась математическим моделированием. В середине пятого курса я стала вести практику по математике и осталась.

Какими исследованиями вы занимались?

― Я изучала микромагнитное моделирование методом конечных элементов. Это метод моделирования физических задач. Перед тем, как сделать любое изделие, нам нужно понять, какими свойствами оно обладает. Также у нас есть определенные параметры, которым это изделие должно удовлетворять. И вот, например, мы хотим узнать, как магнит с некими параметрами будет вести себя во внешнем поле. Поэтому сначала мы берем эти параметры и моделируем.

Чему была посвящена ваша кандидатская диссертация?

― Она стала продолжением моей магистерской работы. В магистерской я рассматривала моделирование в 2D и так называемом псевдо-3D. Псевдотрехмерность — это имитация трехмерного пространства. А в кандидатской диссертации я уже занималась именно моделированием трехмерных вещей.

Псевдотрехмерность в игре Rock n’ Roll Racing. Скриншот из игры. Источник: playminigames.ru

Псевдотрехмерность в игре Rock n’ Roll Racing. Скриншот из игры. Источник: playminigames.ru

Почему вы стали преподавать?

― Я начала преподавать на пятом курсе. Сначала просто вела практику, а потом стала читать лекции по теории игр — это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Долгое время я преподавала по совместительству: основную часть времени работала программистом, а две-три пары в неделю приходила и читала лекции, потому что мне это нравилось. Потом я родила ребенка и ушла в декрет, а когда вернулась, решила, что больше не хочу разрываться, и осталась в университете.

Получается, хобби стало вашей профессией?

― Преподавание — это интересно, оно дает возможность общения с большим количеством людей. Мне комфортно здесь находиться и делать то, что я делаю, нравятся люди, с которыми я работаю.

И когда встал выбор: либо возвращаться в коммерческое программирование, либо оставаться в университете ― я поняла, что мне интереснее быть частью академической среды.

Сейчас я веду достаточно много дисциплин. Младшим курсам преподаю линейную алгебру, третьему курсу читаю прикладную математику, четвертому ― рассказываю о численных методах и методах оптимизации, также веду теорию игр.

На ваш взгляд, чем можно заинтересовать студентов, а что, наоборот, их отталкивает?

― Это достаточно сложный вопрос, он сильно зависит от того, что именно мы преподаем. Но если отвечать общими словами, не вдаваясь в специфику дисциплины, то заинтересовать студентов можно своей собственной увлеченностью.

Если вам действительно интересна та тема, о которой вы рассказываете, вы верите, что это полезно и нужно, то и студенты будут к вам тянуться.

Мария Москаленко после окончания университета. Фото из личного архива

Мария Москаленко после окончания университета. Фото из личного архива

Насколько практический опыт, который вы получили, работая программистом, помогает вам сейчас?

― Тут тоже все сильно зависит от того, что именно вы преподаете. Если речь про спецкурсы, то этот опыт действительно помогает: полезно, когда у вас есть представление о предмете не только снаружи, но и изнутри.

Расскажите, как вы проводите свободное время?

У меня двое маленьких детей, свободное время я в основном провожу с ними. Времени на хобби не хватает. Потому что всякий раз возникает выбор: либо провести время с детьми, либо одной. Но, когда выдается свободная минута, я люблю рисовать акрилом и маслом, в основном рисую пейзажи.

После декрета бывает непросто вновь влиться в работу. Трудно ли было совмещать заботу о детях и работу?

— Из декрета выйти было несложно, у меня дети-погодки. Между рождением детей я работала, читала лекции, потом вновь ушла в декрет. Когда второй ребенок подрос, я сначала выходила на одну пару по субботам, читала лекции, потом увеличила их количество. В профессиональном плане у меня не было декретной пропасти, все получилось достаточно гладко.

А что касается совмещения — это всегда вопрос баланса. Думаю, что для детей важно и полезно видеть, что у родителей есть работа, которая им нравится, что это не место, куда они просто вынуждены ходить каждый день с проклятиями.

Награды победителям конкурса ITMO.EduLeaders. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Награды победителям конкурса ITMO.EduLeaders. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Почему вы решили поучаствовать в конкурсе ITMO.EduLeaders?

― Это было в рамках системы 360. Мне просто сказали, что придут посмотреть мою лекцию по прикладной математике. Я согласилась. Потом пришел эксперт, было очень интересно получить обратную связь. Полезно, когда кто-то смотрит на твою работу со стороны.

Что вы почувствовали, когда узнали, что победили?

― Я тогда была на конференции. В тот день было очень холодно и я немного замерзла. После выступлений мы с коллегами сидели, пили чай и обсуждали, что пора бы и домой. Уже плохо помню, что конкретно нас задержало.

А когда я узнала, что прошла в финал, то была удивлена и растеряна, совершенно не ожидала. Но это очень приятно — в некоторым смысле, это гораздо больше, чем просто обратная связь. Написала свои студентам в чате в Telegram — они поздравили, очень порадовались за меня.

Перейти к содержанию