Что поможет преодолеть разрыв между прикладной наукой и индустрией
Алексей Слобожанюк, старший научный сотрудник физического факультета Университета ИТМО, совместно с Владимиром Лазаревым, начальником лаборатории стабилизированных лазерных систем МГТУ им. Н. Э. Баумана, приняли участие в инициации Школы РНФ 2.0. Она организована Координационным советом по делам молодежи и нацелена на обучение научных сотрудников более эффективному взаимодействию с системой грантов, а также на повышение коммерциализации и популяризации научных разработок. В течение двух дней участники Школы будут работать в группах, а также встречаться и задавать вопросы помощнику Президента Андрею Фурсенко, директору фонда РНФ Александру Хлунову и заместителю директора РНФ Андрею Блинову.
Что натолкнуло на идею создать Школу РНФ, рассказывает Алексей Слобожанюк: «Ученые придумывают проекты, исходя из своих соображений, не учитывая потребности индустрии и бизнеса. И получается, что ученые делают какой-то проект, тратят на него кучу времени, а потом просто бегают и всем его предлагают. В большинстве случаев такие разработки оказываются невостребованными и кладутся в стол. Мы хотим стимулировать ученых, чтобы они встречались с представителями бизнеса, выстраивали совместную повестку, налаживали долгосрочные отношения. Нам хочется, чтобы в момент формирования прикладных проектов ученые исходили не только из собственных соображений, но и учитывали запросы индустрии. А в идеальном случае — брейнштормили вместе с представителями бизнеса. И это можно сделать, в том числе используя площадку РНФ».
Какой должна быть современная лаборатория
Екатерина Скорб, директор научно-образовательного центра инфохимии Университета ИТМО, стала модератором обсуждения «Формирование и развитие лабораторий под руководством молодых исследователей». Участники дискуссии ― Игорь Бондарь (Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН), Александр Фертман (Фонд «Сколково»), Игорь Фуртат (ФГБУН «Институт проблем машиноведения» РАН) и Кирилл Кринкин (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») ― поделились мнениями, как организовать междисциплинарные исследования между лабораториями и каковы возможные подходы к интеграции образования и исследований, а также рассказали о лучших практиках вовлечения студентов в исследовательские проекты.
В чем задача университетских научных лабораторий, поясняет Екатерина Скорб: «Сегодня университеты “переосмысляют” самих себя, в том числе интеграцию науки в образование и ее коммерциализацию. Большое внимание уделяется вопросу лабораторий, которые смогут через несколько лет существовать автономно. Но готовы ли сами лаборатории к такому вызову? Каждая должна решить для себя, при этом, конечно, нельзя полностью отказаться от финансирования и перейти исключительно в прикладные исследования, которые помогут зарабатывать деньги. Я считаю, что в лабораториях прежде всего надо воспитывать молодых ребят — это мы и делаем в научно-образовательном центре Университета ИТМО. Хотя в науке останутся далеко не все из них, но к 2030 году у нас появятся те, кто будет организовывать экосистему вокруг лабораторий, кто будет понимать, что у нас остается базовая технология и бизнесу выгоднее прийти к нам, потому что мы ушли на десять шагов вперед».
Зачем объединять науку и искусство
Дарья Денисова, директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО, выступила экспертом на панельной дискуссии, посвященной Science Art. На ней Андрей Воронин, Екатерина Беляева (НИТУ «МИСиС»), Сергей Малозёмов (НТВ), Алексей Резепкин (телеканал «Наука»), Александр Сереченко и Екатерина Пряничникова (проект «Сны машины») обсудили, как внедрять новые форматы популяризации науки, какими они должны быть, чтобы привлечь аудиторию разных возрастов и интересов, а также как верифицировать научно-популярный контент.
Своим видением роли новых форматов популяризации наук и роли Art&Science делится Дарья Денисова: «Синтез науки и искусства — это возможность выстроить контакт с аудиторией в новых неожиданных формах, не только через картинку, но и через оригинальные форматы соучастия и вовлечения. Символично, что слоган конгресса "наука — это искусство". Мне кажется, это одно из лучших посланий, которое можно выбрать в завершение Года науки».
Что еще происходит в Парке науки и искусства «Сириус»
Все три дня Конгресса насыщены дискуссиями, лекциями, мастер-классами формальными и неформальными встречами. В программе — 90 сессий, круглых столов и пленарных заседаний по пяти тематическим трекам: «Год науки и технологий», «Управление и инвестиции», «Взаимодействие и кооперация», «Инфраструктура и среда», «Кадры и человеческий капитал». В зоне интересов — все ключевые направления современной науки: от космических и ядерных исследований до искусственного интеллекта и Art&Science.
Программа Конгресса не ограничивается только деловой и публичной частью: организованы кинопоказы и интеллектуальные игры, а вечером первого дня состоялся квартирник клуба Science Club — совместного проекта Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» и медиакомпании «Бумага»*.
В рамках Конгресса в Парке науки и искусства «Сириус» также проходит ежегодная национальная научно-образовательная выставка «Вузпромэкспо».
*Средство массовой информации, признанное «иностранным агентом»