— Вы учились в ИТМО на программе подготовки инженеров-педагогов на естественнонаучном факультете. Довольно необычное сочетание навыков. Как это образование помогло вам построить карьеру?
— Да, это был достаточно уникальный выпуск, потому что по итогам обучения мы овладели разными навыками и подходами для организации мышления. Но надо сказать, что сочетание инженера и педагога получилось достаточно органичным. Ещё во время обучения я начал работать IT-специалистом на инфраструктурных проектах и до сих пор ими занимаюсь. Но при этом не переставал преподавать, а после того, как окончил аспирантуру ИТМО, остался здесь работать.
— Почему вы выбрали именно педагогическую карьеру?
— Я недавно и сам задавал себе этот вопрос и в итоге понял, что мне просто очень нравится учить людей, рассказывать и открывать им что-то новое, тем более наши студенты, особенно в последние годы, очень мотивированы: они голодны до новых знаний и требовательны к педагогам, поэтому преподавание для меня сейчас — своего рода личный вызов. Наверно, самое главное — открывать новые горизонты для студентов, чувствовать благодарность и видеть, как меняется их жизнь. Например, ребята находили работу по специальности или обращались ко мне за профессиональным советом, когда занимались своими проектами.
Когда я только начинал преподавать, помню, как пришел на курс, где у меня в первый раз было шесть групп, и мне нужно было прочитать лекцию. Я зашел в аудиторию и увидел, что она вся заполнена студентами от краев до самой доски. Первое желание, которое у меня возникло, — тихо закрыть дверь и уйти. Я испугался того, что мне нужно выступить перед более чем 120 учащимися, но потом собрался и хорошо провел занятие. Так что, думаю, преподавание — это призвание. Это довольно специфическая работа, но я получаю от нее большое удовлетворение.
— Во время пандемии вы преподавали как российским, так и китайским студентам. Есть ли какое-то различие между ними?
— Китайские ребята замечательные, их культура отличается от нашей, и конфуцианство накладывает на учебу определенный отпечаток. Например, они испытывают очень большое уважение к учителю, преподаватель для них — это сакральная фигура, в этой культуре принято совсем другое отношение к иерархии и вежливости. Китайские студенты более тщательно подходят к оформлению письменных работ, но, возможно, это связано с языковым барьером, поэтому писать на другом языке им легче, чем общаться. С другой стороны, российские студенты отличаются свободой в поведении и общении.
— Вы писали у себя в соцсетях, что на онлайн-лекциях вам помогала реакция студентов на ваши шутки. А как вам в принципе удалось справиться с дистанционным форматом?
— Онлайн дался нелегко, потому что до этого я много лет проводил занятия в университете и всегда видел реакцию студентов, а во время пандемии всё это заменили презентации на мониторе и чат в зуме. Обычно лектор подстраивается под аудиторию и по ее реакции понимает, всё ли понятно студентам или что-то нужно повторить, поэтому первое время мне очень не хватало фидбэка. Мне кажется, всегда нужно разбавлять даже сложный материал шутками, но, глядя в пустой монитор, трудно понять, ребята улыбнулись или нет.
Но мне помогли мастер-классы, организованные в ИТМО, которые были посвящены адаптации к онлайн-обучению. Также я смотрел и другие специальные вебинары по этой теме. Есть приемы, которые я стал применять, чтобы привлекать внимание аудитории, например, попросил студентов поставить «+» или «-» в чате. Единственное, к чему надо привыкнуть, — задержка по времени, но пройдет минута-две, и ответы начнут сыпаться. Интерактив нужен и на онлайн-занятиях, и такой простой прием позволяет его обеспечить. Также не стоит забывать про камеру, чтобы привлечь внимание.
— Есть ли ещё какие-то правила, которым вы придерживаетесь, пока рассказываете ребятам материал?
— У меня практикоориентированные дисциплины, поэтому нужно стараться постоянно связывать теорию с практикой, причем я считаю, что желательно приземлять материал на разные уровни жизни: профессиональной, личной, бытовой и так далее. Я стараюсь быть менее формальным и позволяю себе использовать профессиональный сленг. Правда я всегда оговариваюсь, потому что мы все-таки находимся в университете, который требует определенного стиля общения. Еще я не веду диалог только с одним человеком. Вырвать студента из большой аудитории и заставить его что-то сделать я считаю недопустимым, если речь идет о добровольных заданиях. Если нет желающих, тогда либо делаю так, чтобы они появились, либо выполняю задание сам.
— А как вы понимаете, что курс, который вы прочли, прошел успешно?
— Когда на последней лекции больше людей, чем на первой. Это идеальный курс, который можно создать. Например, я принципиально не отмечаю студентов на лекциях, потому что у них должна быть другая мотивация ходить на занятия. Приходя в университет, особенно на специальности, связанные с IT-сферой, они должны гореть своим делом и понимать, зачем они здесь. Есть одна классная английская поговорка, которую я обожаю. Она о том, что можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Поэтому если мы добиваемся посещаемости палкой, студент придет на занятие, сядет на заднюю парту и будет заниматься своими делами. Но может быть, он должен по-другому потратить свое время и как-то изменить жизнь к лучшему?
Ещё я часто работаю с магистрантами, а это люди совсем другого уровня. Как правило, это уже состоявшиеся профессионалы, которые понимают, как им управлять временем. Так что посещаемость — это хороший показатель: если к концу курса она не падает или даже растет, значит студенты распробовали курс, поняли его полезность, освоили материалы, которые я давал, а также повысили свои навыки как специалисты.
— Вы рассказываете студентам о телекоммуникационных системах и технологиях. А чем еще вы занимаетесь в ИТМО?
— Я работаю над инфраструктурой некоторых наших крупных IT-проектов, в частности отвечаю за вычислительную инфраструктуру образовательной платформы olymp, на базе которой проводятся российские и международные олимпиады школьников по программированию, физике и математике.
— Как вы относитесь к таким конкурсам в образовательной сфере, как ITMO.EduStars?
— Шикарно! На самом деле, победа дала мне большую мотивацию работать, и, конечно, такой конкурс позволяет увидеть в человеке, с которым ты здороваешься каждый день, коллегу, который более профессионален, чем ты. В конкурсе участвовало много преподавателей с разных факультетов, некоторые из них победили, и я понял, насколько изменилось мое восприятие коллег, я стал уважать их еще больше.
С другой стороны, возникает желание посоревноваться и поучиться у других. Есть такое понятие, как «профессиональное выгорание», когда ты делаешь одно и то же и теряешь мотивацию. А преподаватели ведь как крестьяне: они начинают весной и заканчивают осенью и работают с небольшими перерывами. Потом всё происходит снова: у крестьян новые всходы, у нас — новые студенты, и мы живем в таком мифологическом круге. Такие конкурсы помогают разорвать этот круг и начать смотреть на свою работу по-другому. Благодаря конкурсу я перенял опыт преподавания у коллег: приемы и методы, способы построения курсов и инструменты.
— Какие у вас есть увлечения?
— Мне нравится история. Например, сейчас я изучаю период, который оказался для меня почти неизвестным, — Смутное время (1605–1612 гг.). Еще интересуюсь архитектурой, искусством, живописью, в частности ― ранним импрессионизмом и работами Диего Веласкеса. Также увлекаюсь историей бокса и разбираю старые бои. Раньше занимался этим видом спорта, но теперь только смотрю: надо беречь голову, она нужна для работы.