― Навыки анализа, визуализации данных сейчас становятся всё более востребованными. Вы в этой сфере уже давно, а как сами пришли к тому, что стало интересно это направление?
― Обычно в информационную графику приходят из математики, программирования. Но я, наверное, нетипичный пример. У меня медицинское образование: был врачом-терапевтом, кардиологом, рентген-хирургом. Во время учебы и работы всегда пытался структурировать свои мысли, много работал с цифрами и мне нравилось оформлять все это графически. В какой-то момент своей жизни захотел сделать перерыв в медицине, и в это время начал обучаться графическому дизайну самостоятельно, а в Британской школе дизайна прошел интенсив по инфографике. И вот, занимаюсь этим направлением, получается, уже 10 лет.
Вообще, информационная графика многих увлекает красивыми и сложными графическими полотнами. Подробнее я познакомился с этим уже на практике, когда стал работать редактором в РИА, пробуя все: интерактивную, сложную графику. Но чем дальше, тем больше меня стали интересовать простые, самые обыкновенные графики: линейные графики, столбики, гистограммы. Оказалось, что в них множество нюансов. Стал разбираться и так увлекся, что даже написал книгу «Графики, которые убеждают всех».
― Как вы учились, осваивали новые инструменты?
― В РИА.ру у меня был принцип, что с каждым проектом нужно осваивать новый инструмент, технику, подход. Сфера информационной графики постоянно развивается, и самые актуальные знания — у практиков. Поэтому надо постоянно читать, слушать экспертов, изучать их работы и задумываться, почему они сделали так, а не иначе. Имея базу знаний, будет проще разобраться и предложить что-то новое, анализируя другие работы.
― В разное время вы работали в разных изданиях. Какие проекты удалось осуществить?
― Мы реализовали несколько десятков проектов, за которые получили не одну международную награду. Многие из них мне симпатичны, в том числе, например, проект про открытие Антарктиды или история «Ежика в тумане».
― Как бы вы оценили, как сейчас развивается направление визуализации данных в России?
― Тут важно конкретизировать, так как визуализация данных ― обширная сфера. Если говорить про медиа, то мы отстаем в сравнении с ведущими мировыми изданиями, вроде New York Times, Washington Post, Bloomberg и другими. Но у нас есть сильные команды. Если про бизнес, то все пользуются одинаковыми инструментами. Как и у нас, так и на Западе главная сложность в низком уровне data literacy ― это грамотность специалистов в работе с данными. Также отсутствуют базовые знания по визуализации. Поэтому я бы в перспективе хотел запустить массовый курс в ИТМО для тысяч студентов.
― Вы разработали курс по визуализации данных для студентов магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО. Как он выглядит, на что вы ориентировались, когда его создавали?
― Для ИТМО я создал гибридный онлайн-курс: с предзаписанными короткими видео и личными созвонами для проверок домашних заданий. Уже несколько лет я занимаюсь видео и монтажом, написанием курсов, но каждый раз ставлю вызовы перед собой, пробую новые форматы, переосмысливаю методику, чтобы курсы получались интересными, а качество обучения постоянно росло. Мне важно, чтобы по итогам курса у студентов не просто остались в голове какие-то знания, но и чтобы они смогли впоследствии работать руками. Курс с ИТМО — это по сути квинтэссенция моих навыков и подходов. Серии видеороликов касаются разных аспектов визуализации данных, также в курсе есть тесты и интерактив.
― Какие конкретно навыки слушатели получают по итогу курса? Что будут уметь делать, с чем работать?
― На курсе рассматриваются все аспекты визуализации данных: какую информацию выбирать, как подготовить ее к визуализации, какие типы данных существуют. Также я рассказываю про инструменты, в которых все это можно построить, ― мы разбираем ряд онлайн-сервисов.
На курсе студенты учатся грамотно оформлять графики: какой заголовок и подзаголовок выбрать, нужно ли делать шкалу, подписи. В том числе мы учимся визуализировать вспомогательную информацию. В целом мы разбираем разные форматы, в которых живут графики, чтобы они выглядели красиво и читабельно на любых устройствах. По итогам курса студенты смогут взять собственные данные и создать корректную визуализацию.
― Вы как-то учитывали, что курс будут проходить именно научные коммуникаторы?
― Мне нравится аудитория научных коммуникаторов. Это исследователи с научным бэкграундом, но в то же время и коммуникаторы, которым нужно объяснить, рассказать доступно и понятно. В этом мы похожи. Тем более у меня тоже научный бэкграунд, есть статьи по медицине на Pubmed.
― Исходя из вашего опыта, какими основными навыками должен обладать визуализатор?
― Первое: уметь работать с данными и получать из этого выводы, анализировать. Второе: ориентироваться в контексте датавиз-культуры, понимать, как грамотно и как принято показывать данные, что лучше делать, а что нет. Третье, если мы говорим про научных коммуникаторов, то иметь журналистский интерес: уметь формулировать мысли и понимать, что важно аудитории, чем она живет. Но на мой взгляд, самое главное — интерес и любопытство.
― А где еще бы вы посоветовали черпать информацию тем, кто хочет заниматься этой сферой, но не знает, с чего начать?
― Сложный вопрос. Есть достаточно много источников на английском, в частности канал storytellingwithdata, а также многочисленные русскоязычные каналы в Telegram. Например, на моем канале «Чартомойка» есть подборка, на которую тоже можно ориентироваться.