Одной из главных тем пленарной дискуссии стал вопрос, как будет развиваться российское высшее образование после отказа от Болонской системы. Как отметил Владимир Васильев, вопреки популярному мнению, Болонская декларация не ограничивается только бакалавриатом и магистратурой. Такое разделение стало лишь средством для реализации системы подготовки. И в некоторых случаях подход оправдал себя ― например, в сфере информационных технологий. Но если говорить о направлениях и рынках, которые меняются не так быстро, здесь наиболее успешно могут показать себя и другие, классические форматы.
«Бакалавриат и магистратура — это не цель, а средство. Для тех направлений, где регулярно меняются парадигмы и подходы к подготовке специалистов, в частности в сфере информационных технологий, система "бакалавриат-магистратура" более успешна. Но там, где рынок и технологии меняются не так быстро, система специалитета работает очень эффективно», — объяснил ректор ИТМО.
Основой для национальной системы образования может стать и формат «2+2+2» ― эта идея обсуждалась в России на высшем уровне еще несколько лет назад. Смысл системы в том, что в первые два года студенты получают базовое, фундаментальное образование, следующие два года посвящены выбору направления и узконаправленной подготовке специалистов, а в течение двух заключительных лет студенты могут расширить набор компетенций, по необходимости сменить сферу деятельности и в результате получить такой комплекс навыков, который сделает их уникальными специалистами на рынке труда.
«Формация "2+2+2", о которой говорил президент России, может стать основой для национальной системы образования. Но вопрос в том, как и чем она будет наполняться. Эта задача должна решаться высшими учебными заведениями с учетом рынков, на которых они работают. Мы не должны повторять пройденные пути, а находить новые — путем проб и ошибок», — считает Владимир Васильев.
При этом стоит учитывать и глобальные процессы ― в последние годы высшее образование меняется не только в России, но и во всем мире. Пандемия подстегнула рынок к глобальным изменениям. И сейчас у российских университетов есть возможность совместно с EdTech-компаниями разработать новую систему. Но изменения в образовании и технологиях должны строиться на фундаментальной базе, которую студенты получают во время обучения, — это формирование критического, системного и других типов мышления.
Еще одна глобальная тенденция ― развитие системы персонифицированного образования, с помощью которой студенты могут построить личный образовательный трек. Как организовать ее наиболее эффективно? Во многом этот процесс можно сравнить с медициной, которая уже сегодня постепенно все больше приходит к доказательным моделям. Именно такой формат должна задействовать и сфера образования. В этом может помочь и развитие технологий искусственного интеллекта ― причем, речь не о «слабом ИИ» (это, например, различные голосовые помощники, сервисы по распознаванию текста и изображений). Как подчеркнул Владимир Васильев, к 2030-2035 годам гибридный, а затем и «сильный» ИИ может стать основой для развития персонифицированного образования.
«Мы видим, как быстро в последние годы развивается искусственный интеллект. И нам, представителям высшей школы, нельзя это упускать. Персонифицированное образование в том числе должно быть завязано на этом переходе к сильному искусственному интеллекту. И, как мне кажется, это тоже может стать особенностью нашей системы», ― сказал он.
Также сейчас на российскую систему образования оказывает влияние быстрое развитие информационных технологий и геополитические изменения. По мнению президента Московского физико-технического института Николая Кудрявцева, это подталкивает представителей высшей школы развивать в России технологии, недоступные сейчас в стране, и разрабатывать индивидуальные траектории подготовки специалистов для конкретных работодателей.
Ректор УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров добавил, что, помимо технологических и геополитических изменений, также стоит ориентироваться на запросы от государства и промышленных компаний и в зависимости от этого изменять количество программ бакалавриата и специалитета. И.о. ректора Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин предположил, что доля специалитета будет постепенно увеличиваться в следующие несколько лет, особенно в инженерной сфере.
Форум вузов «Будущее высшей школы» ежегодно проводит рейтинговое агентство RAEX. На мероприятии представители российских университетов обсуждают перспективы и ключевые тренды развития высшего образования. На форуме также состоялась презентация одиннадцатого рейтинга лучших российских вузов по версии RAEX. ИТМО уже пятый год входит в топ–15 лучших университетов страны, а в этом году ему удалось улучшить свои показатели, поднявшись с 14-го на 13-е место.