Онлайн-интенсив от команды ITMO.Expert «Вызовы образования в BANI-мире» прошли более 200 сотрудников ИТМО. За три дня успели выступить 38 спикеров с 34 докладами и тремя дискуссиями — в итоге получилось 23 часа видео-контента (запись сессий можно посмотреть на канале ITMO.Expert в Youtube).
Каждый из трех дней был посвящен тому или иному аспекту акронима BANI. В первый день это была хрупкость (brittle) и разрушение прежних, уже выстроенных систем. Во второй — тревожность (anxious), которая сопровождает эти, подчас стремительные, разрушения и изменения. В третий — нелинейность (nonlinear) и непостижимость (Incomprehensible), то есть непредсказуемость и неопределенность этих изменений.
«Мир становится все более и более нестабильным, в геометрической прогрессии растет его хаотичность. И в этих условиях мы ощущаем необходимость регулярно поддерживать преподавателей университета, — говорит специалист по учебно-методической работе отдела образовательных технологий Анастасия Позднякова. ― Мы взаимодействуем с разными структурными подразделениями ИТМО. Это позволяет нам организовывать взаимообмен важными новостями и актуальными образовательными стратегиями. Помимо этого, мы всегда готовы оказать моральную поддержку».
Главные вопросы международных отношений
Выход из Болонской системы и переход к собственной уникальной системе образования — означает ли это отмену бакалавриата и магистратур и возвращение специалитета? Поляризация мира и обострение отношений между странами — это конец академической мобильности и стажировок за рубежом? Будут ли теперь признаваться российские дипломы, можно ли поступить в иностранную магистратуру или претендовать на позицию постдока?
На эти вопросы отвечали представители различных департаментов ИТМО, а также первый проректор Дарья Козлова. В своем выступлении она рассказала о том, что обсуждается на правительственном уровне и в рабочих группах ведущих вузов, которые прямо сейчас разрабатывают возможные стратегии совместно с Минобрнауки РФ.
Как отметила Дарья Козлова, двухуровневая система сохраняется во всех вузах, специалитет остается на тех направлениях, на которых он уже есть, уход из Болонской системы не означает нивелирование российских дипломов, международные связи сохраняются, а сокращение вузов для семестрового обмена будет компенсироваться развитием внутрироссийской академической мобильности. При этом ведущим вузам страны, в том числе ИТМО, может быть представлено больше свободы и гибкости для формирования стратегий развития и организации процесса обучения.
О ситуации с академической мобильностью также рассказала начальник управления международных образовательных программ Екатерина Тулугурова. Сейчас у ИТМО сохраняется примерно 60% иностранных вузов-партнеров, в которые в этом семестре отправились учиться 60 студентов. В данный момент ведутся переговоры о партнерстве с вузами СНГ, Ближнего Востока, Индии, Африки и Азии, которые заинтересованы в развитии международных отношений. Также продолжает работать программа европейских стипендий Erasmus +, а вместо исчезнувших программ финансирования международных поездок будут использоваться новые инструменты (в частности, стипендия Президента РФ для обучения за рубежом).
Заменит ли онлайн-образование университет
Сегодня студенты прежде всего хотят получить практико-ориентированное образование, которое отвечает требованиям работодателей, а значит ― гарантирует быстрое трудоустройство. При этом они часто нацелены на краткосрочные и ― в идеале ― дистанционные программы. Во многом такие запросы могут удовлетворить крупнейшие онлайн-платформы ― они зачастую предлагают лекции напрямую от экспертов-практиков, возможность заниматься по собственному графику и в своем темпе, не выходя из дома и работать над реальными кейсами из индустрии.
Но что тогда могут предложить университеты и как им успевать за стремительно развивающимися EdTech-игроками? Отличие ИТМО от многих вузов в том, что он быстро адаптируется к запросам и потребностям абитуриентов. Для этого университет не конкурирует, а перенимает опыт и активно сотрудничает с крупнейшими образовательными онлайн-платформами. В этом учебном году запустилось сразу две онлайн-магистратуры: «Инженерия машинного обучения» от факультета инфокоммуникационных технологий и «Napoleon IT» и «Продуктовый дизайн» от Института международного развития и партнерства и образовательной программы Digital Humanities совместно с «Нетологией». Руководители этих онлайн-программ, Антонина Пучковская, директор международного центра цифровых гуманитарных исследований, и Дмитрий Ботов, доцент факультета инфокоммуникационных технологий, рассказали о тех преимуществах онлайн-образования, которые может перенять ИТМО, и о тех недостатках, которые может закрыть онлайн-магистратура.
Как объясняет Дмитрий Ботов, онлайн-платформы чаще всего выпускают специалистов младшего уровня, проще говоря, джунов. А в текущих экономических реалиях компании больше не готовы нанимать новичков и вкладываться в их рост и обучение. Онлайн-магистратура от ИТМО способна превратить выпускников онлайн-курсов в middle-специалистов, более востребованных на рынке. Это происходит за счет привлечения в качестве партнеров лидеров рынка, в качестве преподавателей — экспертов из индустрии, а также проектной работы над реальными кейсами, стажировок в компаниях-партнерах и так далее. Для ИТМО же это не только интересный эксперимент, но и возможность перенять новые образовательные практики (например взаимное оценивание студентов работы друг друга), а также значительно расширить число студентов на направлении (с 20–30 человек до сотни и более).
Востребованность дистанционного формата у студентов IT-специальностей подтвердил и Александр Капитонов, декан факультета инфокоммуникационных технологий. По его наблюдениям, в ситуации неопределенности (которая длится с 2020 года и продолжается до сих пор) студенты предпочитают оставаться в домашнем регионе, где у них уже есть стабильная работа, но при этом они хотят приезжать на краткосрочные офлайн-мероприятия вроде хакатонов, буткемпов, интенсивов и других.
При этом многие айтишники не видят смысла получать высшее образование, а предпочитают учиться прямо на рабочем месте. Однако, замечает он, часто им не хватает тех самых софт-скиллов, которые большинство программистов не считают важными. Они могут быть хорошими специалистами, но не уметь работать в команде, в том числе объяснять свои решения или делегировать задачи. Поэтому одна из важных функций университета — развивать эти недостающие навыки.
Какие образовательные программы нужны студентам
Эта тема стала одной из центральных на интенсиве. В рамках специального трека для руководителей образовательных программ и их команд обсуждались вопросы проектирования и реализации образовательной программы, оценки ее качества и продвижения, сотрудничества с индустрией и международными партнерами и другое.
Руководители образовательных программ принимали участие в интенсиве и в качестве спикеров, чтобы поделиться своим опытом с коллегами, и в качестве участников, чтобы найти ответы на актуальные вопросы. Спикерами интенсива выступили руководители как успешно реализуемых образовательных программ, так и новых программ: Дмитрий Ботов, Дарья Денисова, Александр Капитонов, Андрей Карсаков, Павел Кустарев, Александр Маятин, Анна Орлова, Антонина Пучковская, Максим Сергеев, Максим Хлопотов.
Большое внимание было уделено корпоративным программам, проектной магистратуре, как наиболее востребованным у потенциальных абитуриентов. Своими кейсами по реализации таких программ поделились Андрей Куликов, директор института «Высшая инженерно-техническая школа», Павел Кустарев, декан факультета программной инженерии и компьютерной техники.
В целом в рамках интенсива о проектном и практико-ориентированном обучении, так или иначе, высказывались многие эксперты. И по мнению большинства, такой подход к подготовке специалистов действительно создает условия для разработки адаптируемых и гибких образовательных программ, позволяет значительно обогатить образовательный опыт студентов, в том числе за счет их перемещения на площадки бизнес-партнеров, создания гибридных команд для решения реальных задач.
Это требует сборки максимально персонализированных программ и соответствует задачам Программы развития ИТМО 2030 — «Университет открытого кода».
Прочитайте также:
Больше чем университет: ИТМО становится научно-образовательной корпорациейИТМО — лидер программы «Приоритет-2030»
Максимальная персонализация: в ИТМО утверждены новые образовательные стандарты
Что делать с тревожностью
Тема тревожности также была ключевой практически во всех дискуссиях и докладах спикеров. Преподаватели делились собственными способами справляться со стрессом. Например, начальник управления качества образовательного процесса, координатор стратегического проекта «Очень персонифицированное образование, основанное на ценностях», Ольга Елисеева считает, что в BANI-мире нужно овладеть стилем мышления предпринимателя (от слова «предпринимать»), то есть не впадать в панику в ответ на проблемы, а научиться действовать, при этом просчитывая все риски и обращаясь к помощи экспертов там, где компетенций не хватает.
Специальную сессию по работе с тревожностью провела директор медико-психолого-социального центра ИТМО Елена Шарапановская. Она рассказала о психологических механизмах, по которым развивается тревожность, как предотвратить ее превращение в психическое расстройство, что такое «культивируемая тревога» и как от нее избавляться.
Евгений Раскин, проректор по молодежной политике, координатор стратегического проекта «Университет счастья», рассказал о возможностях для личностного и физического развития, заботы о ментальном здоровье и просто отдыха, которые предоставляются в ИТМО через сервис BE ITMO. Это не только спорт для сотрудников, выезды в загородный лагерь Ягодное, но и недавно открытые творческие коворкинги и релакс-зоны для сотрудников.
Мария Дидковская, начальник управления интернационализации, в рамках сессии «Возможно ли профессиональное будущее без soft-компетенций?» рассказала о курсах Soft Skills для сотрудников университета. Доступен целый список, который включает, например, такие темы, как эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент для преподавателя, эффективные коммуникации и так далее. Также сотрудники могут обращаться за консультациями и коуч-сессиями к преподавателям блока этих дисциплин, большинство из которых имеет соответствующее профессиональное образование.
Формат имеет значение
В целом вопросы в рамках интенсива можно объединить в четыре крупных тематических блока: тренды образования, образование-пазл, возможности в ИТМО, современная образовательная программа. Участники могли выбирать сессии, исходя из собственных интересов и потребностей. Для удобного перемещения по программе интенсива одновременно работали несколько zoom-площадок.
В течение трех дней интенсива участники также писали эссе на тему BANI-мира и обсуждали их между собой на площадке специально разработанного приложения, в котором происходили все основные активности. Такая вовлекающая совместная практика, как отмечают некоторые из участников, тоже оказала на них успокаивающее действие:
«Как философ я в том числе занимаюсь проблемой современности, но, скорее, в абстрактном плане. А здесь тема раскрывается именно с точки зрения образования, и мне хотелось узнать от коллег, как они смотрят на новые изменения, которые возникают, какие тенденции они видят, как на них реагируют. В этом плане больше всего помогло выступление Дарьи Козловой про тенденции образования в РФ ― мне кажется, многие ждали новостей по этому поводу. Еще было очень полезно узнать и напомнить себе про сервисы, что нам доступно как сотрудникам, и как этим пользоваться», — делится впечатлениями преподаватель философии Алексей Дурнев.
Справка:
Онлайн-интенсив ITMO.Expert проводится уже третий год подряд в конце августа, перед самым началом учебного года. Его цель — собрать экспертное сообщество ИТМО, чтобы обсудить актуальные вопросы и тренды образования, обменяться опытом и «сверить часы», найти решения образовательных задач и настроиться на новый учебный год. Летний интенсив традиционно открывает новый сезон ITMO.Ехpert. Ежемесячный дайджест мероприятий можно посмотреть в телеграм-канале проекта. Присоединиться к сообществу можно также в группе ВКонтакте.