ITMO International Days стартовали с короткого приветствия в адрес иностранных гостей, в ходе которого проректор по международной деятельности Университета ИТМО Дарья Козлова обозначила для потенциальных партнеров основные направления деятельности вуза по интернационализации. Она сообщила коллегам, что университет уже не в первый раз становится лидером программы повышения конкурентоспособности отечественных вузов на мировой арене Проект 5−100 и работает не только в целях развития региона или России, но и стремится вырабатывать решения для глобальных вызовов в области информационной безопасности, сохранения искусства и других проблем. Также проректор рассказала о создании мегафакультетов Университета ИТМО и об открытии новых образовательных программ, например, магистерская программа по научной коммуникации. Кроме того, совместно с Университетом Аризоны (США) готовится к запуску СОП Art&Science.
«Развитие вуза требует новых образовательных продуктов. Мы открыты изменениям, и они внедряются в нашем университете очень быстро благодаря усилиям как сотрудников, так и студентов. Мы уделяем много внимания тому, чтобы вуз соответствовал запросам российских и иностранных обучающихся: у нас функционируют 43 международных научно-исследовательских центра, мы постоянно привлекаем к работе коллег из ведущих мировых университетов, а также занимаемся тем, чтобы разнообразить молодежный досуг. Наша миссия — это работать для студентов, а также вовлекать их в процессы управления вузом: так, часть полномочий по Проекту 5−100 мы передаем нашему студенческому офису 5−100S. Мы хотим изменить мир к лучшему в тех областях, в которых можем это сделать», — сказала Дарья Козлова.
Она добавила, что на ITMO International Days сотрудники вуза хотят не только установить новые деловые контакты с коллегами, но и дать им полное представление о возможностях, которые есть в вузе в образовательной и научной сферах. Заведующий кафедрой высокопроизводительных вычислений Александр Бухановский провел для гостей экскурсию в НИИ Наукоемких компьютерных технологий. Для ознакомительного тура было выбрано именно это подразделение, потому что работа его сотрудников интересна и одновременно понятна гостям, которые, вероятно, не все разбираются в сложных технологических разработках в области метаматериалов или фотоники, пояснила менеджер отдела международных образовательных программ Университета ИТМО Елена Шумейко.
Кроме того, участники ITMO International Days заключат договоры об открытии новых совместных образовательных программ, в частности, такое соглашение будет подписано между Университетом ИТМО и Университетом Париж Дидро. Студенты из Санкт-Петербурга и столицы Франции смогут участвовать в этих программах уже в будущем учебном году. Также ведутся переговоры о создании совместных программ с бизнес-школой Университета Монпелье (Франция).
«На Международные дни приехали много иностранных коллег, с которыми мы только начинаем сотрудничество. С другими партнерами, например, из Университета Восточной Финляндии, у нас уже давно налажены контакты, но коллеги еще ни разу не были в стенах нашего вуза. В ходе круглых столов и перерывов мы надеемся установить еще больше деловых контактов и договориться о перспективном сотрудничестве», — прокомментировала Елена Шумейко.
В ходе круглых столов первого международного дня декан Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Филипп Казин пояснил для коллег из зарубежных университетов цели и стратегии реализации Национальной технологической инициативы, согласно которой к 2025 году экономика России должна строиться на основе определенных технологических рынков. Университеты в рамках этой концепции играют роль поставщиков научных разработок, которые должны быть обязательно внедрены в производство. Таким образом, отечественные вузы в 2025 году должны соответствовать концепции «университетов 3.0», выполняющих функции образовательного, научного и предпринимательского центра.
На следующем круглом столе адъюнкт-профессор Университета Хельсинки Майкл Гарант привел примеры того, как разные страны, в частности Япония, Китай и Финляндия, решают вопросы интернационализации. Он противопоставил стратегию восточных стран тактике скандинавского государства. Так, Китай и Япония демонстрируют устойчивую тенденцию к росту количества студентов, которые выезжают обучаться за границу, а также которые, наоборот, приезжают на учебу в эти страны. В Финляндии же эта цифра равняется всего 3%. При этом власти страны намерены сделать образование платным для тех, кто не входит в Евросоюз, не учитывая такие факторы, как дороговизна жизни в Финляндии, трудности изучения национального языка и другие. Это может еще больше ослабить интернационализацию образования в государстве.
Конкретные плюсы и минусы сотрудничества России и Финляндии в образовательной сфере назвал проект-менеджер в Технологическом университете Лаппеенранты Хамид Роозбахани. С этим вузом у Университета ИТМО уже есть совместные образовательные программы, а также исследовательские проекты и научные публикации. Среди плюсов такого сотрудничества для финского университета он выделил следующее: высокая физико-математическая подготовка российских студентов и их мотивированность. Однако российские студенты сталкиваются в Финляндии с трудностями, которые связаны с нехваткой средств и малыми шансами успешно трудоустроиться на работу в ЕС после окончания университета.
«В России, однако, у европейских студентов возникает еще больше сложностей. Одна из главных — это языковой барьер. Не редки случаи, когда на лекцию к российскому профессору приходят студенты со знанием английского, немецкого и еще какого-нибудь языка, а он не может им и предложения сказать по-английски. Кроме того, все-таки в России очень много преподавателей старшего поколения, которым уже тяжело мыслить о современных научных исследованиях и осознавать масштабы международного сотрудничества. Зачастую в российских университетах очень „неподъемные“ сотрудники. Им предлагаешь партнерство, но если для их вуза нет очевидной выгоды, то эта инициатива им неинтересна. Такие, опять же, чаще встречаются среди представителей более консервативного, старшего поколения. Молодые сотрудники более активны, поэтому нужно сокращать этот разрыв поколений», — поделился мнением Хамид Роозбахани.
Он также рекомендовал российским вузам уделять больше внимания организации досуга студентов и пояснил это тем, что часто молодежь хочет куда-то поехать не для того, чтобы поучиться, а чтобы весело провести время. Представитель Университета Хельсинки обратил внимание участников круглого стола и на дороговизну, и бюрократическую сложность поездок как европейцев в Россию, так и наоборот. Он предложил искать новые пути для сокращения финансовых расходов на это, а также упростить процедуры набора иностранных студентов — например, заменить экзамены по проверке уровня владения английским языком IELTS и TOEFL собеседованием.
Участники ITMO International Days согласились, что повышать популярность российских университетов на мировой арене можно и с помощью коротких международных программ, в ходе которых студенты могут приезжать в Россию на пару недель или даже дней. Кроме того, представители международных вузов должны быть уверены в том, что в России их студенты получат достаточные знания для получения необходимых зачетных единиц. А здесь вопрос упирается, опять-таки, в качество образования и уровень владения английским языком преподавателями.
ITMO International Days продолжатся 10 июня.