MOOC по научной коммуникации поделен на два блока: первый полностью посвящен научной журналистике, а второй — научному PR. Курс предполагает углубленный подход к профильным темам: искусству написания научных новостей и лонгридов, работе со внешними и внутренними коммуникациями — СМИ и экспертами. Преподаватели MOOC расскажут студентам о том, чем живет научная журналистика сейчас и какое будущее ее ждет. Кроме того, слушатели узнают, как использовать новые медиа на благо науки и ее популяризации, а также смогут постичь азы правильной организации мероприятий научного профиля.

Лекционные видеоматериалы для MOOC подготовлены при участии известных российских научных коммуникаторов. Своим опытом со студентами поделятся кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биофизики СО РАН, популяризатор науки, научный блогер Егор Задереев; кандидат химических наук, руководитель и основатель научно-популярного портала «Чердак» (ТАСС), основатель пресс-службы МФТИ Александра Борисова; научный и экологический журналист, автор GEO, Colta.ru, N+1, «Чердак», Russia Beyond the Headlines Ольга Добровидова; сооснователь научной редакции агентства РИА Новости и пресс-секретарь Фонда инфраструктурных и образовательных программ Илья Ферапонтов.

Университет ИТМО. Материалы с курса Миссия SciComm
Университет ИТМО. Материалы с курса Миссия SciComm

«Преподавательский состав курса сформирован, исходя из двух основных направлений, которым посвящен курс: научная журналистика и PR. Все преподаватели либо являются блестящими научными журналистами, либо успешно работают в коммуникациях научно-исследовательских организаций, либо имели возможность попробовать себя в обеих профессиях. К примеру, Александра Борисова и Илья Ферапонтов за свою карьеру меняли роли несколько раз», — рассказывает директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков.

По словам Дмитрия Малькова, базой для MOOC послужил первый в России курс по научной коммуникации «Миссия SciComm», который прошел осенью прошлого года. В отличие от MOOC, он был призван познакомить своих участников с карьерными возможностями в сфере научной коммуникации и дать им первичные знания об отрасли, которая успешно развивается во всем мире. В случае с онлайн-курсом основной задачей является выработка конкретных практических навыков. Этому будет способствовать продолжительность курса и характер домашних заданий. Так, подчеркивает Дмитрий Мальков, в рамках очного курса блокам по научной журналистике и PR было выделено по одной неделе, а в рамках онлайн-курса можно развивать свои журналистские навыки на протяжении всех шести недель.

Университет ИТМО. Дмитрий Мальков
Университет ИТМО. Дмитрий Мальков

«Курс пригодится как опытным ученым, так и начинающим или будущим исследователям — студентам и аспирантам. И дело не только в том, что рассказ о результатах своей деятельности широкой публике становится неотъемлемой частью работы ученого. Основы научной коммуникации помогут ученому понять, как работают научные пиарщики и научные журналисты, а значит, сэкономить кучу времени и нервов, взаимодействуя с ними в работе. А для молодых людей на стадии выбора профессии такой курс — неоценимая возможность узнать о нашей работе из первых рук», — подчеркивает куратор и преподаватель MOOC Александра Борисова.

Блок «Научная журналистика»

Первая часть курса целиком посвящена мастерству научной журналистики. Ее будут вести Ольга Добровидова и Илья Ферапонтов. По словам куратора Александры Борисовой, во время формирования программы такое решение было принято, исходя из того, что PR-специалистам необходимо знать этапы работы научного журналиста, а не наоборот. Как подчеркивает преподаватель Ольга Добровидова, первые уроки посвящены прошлому, настоящему и будущему профессии — от Герберта Уэллса до роботов, которые могут захватить мир. Слушатели также закрепят свои знания по написанию лонгридов, научатся готовить большие и сложные мультимедийные материалы, которые могут охватить самые важные на сегодняшний день истории.

«Мне очень хочется поговорить со слушателями об этике журналистики вообще и научной журналистики в частности, о том, как интернет изменил нашу профессию, — это темы, где в спорах очень часто рождается новое знание. Невероятно интересно, кто и зачем придет на наш курс, не в последнюю очередь потому, что среди этих людей явно будут мои будущие коллеги, и мне любопытно, что ими движет, о чем они хотят писать. И, само собой, я очень жду больших научных лонгридов, которые придумают, спланируют и подготовят наши слушатели, потому что читать интересные тексты я люблю едва ли не больше, чем писать их», — рассказывает Ольга Добровидова.

Как добавляет преподаватель, стать слушателем онлайн-курса могут даже те, кто просто любит забавные научные и околонаучные истории. Простое увлечение научной тематикой вкупе с определенным набором навыков, которые дает курс, могут стать основой для новой профессии. Научно-популярные блогеры, в свою очередь, смогут довести до совершенства умение оформлять «научные байки» в соцсетях и блогах. А ученым, уверена Ольга Добровидова, будет очень интересно посмотреть, чем живет «другая сторона» — научные журналисты, которые часто переворачивают все с ног на голову, и пиарщики, которые мучают их глупыми вопросами, — и, конечно, попробовать свои силы в научно-популярных текстах.

Университет ИТМО. Ольга Добровидова
Университет ИТМО. Ольга Добровидова

«Мне довольно часто приходилось искать потенциальных корреспондентов, и я знаю, что человек, умеющий хорошо писать новости, — это редкость, жемчужина. Я бы хотел помочь таким людям „найтись“. В целом же, весь курс направлен на сохранение мира и взаимопонимания между учеными, пиарщиками и журналистами», — добавляет Илья Ферапонтов.

Блок «PR в научно-исследовательской организации»

Вместе с Александрой Борисовой блок, разбитый на три части, будет вести ученый и научный коммуникатор Егор Задереев. По его словам, для начала предстоит разобраться, что из себя представляют научные коммуникации. Вместе с преподавателями слушатели попробуют их классифицировать. Также им предстоит узнать об ответственности научного коммуникатора перед публикой и перед учеными. Далее они будут последовательно знакомиться с внешними научными коммуникациями: правилами работы со СМИ и массовой публикой в оффлайне. Закончится блок разбором возможных ошибок и подводных камней в работе научного коммуникатора.

«Особенность нашего блока и всего курса в целом в том, что он построен на основе практического опыта научных коммуникаций авторов курса. Достаточно большая часть курса — это набор кейсов и практик. Это значит, что слушатели курса получат не просто теоретические знания, а информацию о работающих подходах и реальных проблемах. Важно, что в курсе поднимаются вопросы, которые пока еще не так актуальны для российской практики, но активно обсуждаются в странах, где развиты научные коммуникации, — например, вопросы ответственности и этики научных коммуникаций, будущего научного журналистики», — поясняет Егор Задереев.

Университет ИТМО. Александра Борисова
Университет ИТМО. Александра Борисова

Домашние задания и практическая работа в рамках блока состоят из нескольких проблемных вопросов, которые могут возникнуть в работе научного коммуникатора, творческих заданий, связанных с анализом информации в социальных сетях или на новостных научных сайтах, и, самое главное, заданий, нацеленных на выработку практических навыков работы научного коммуникатора. Практическое задание по факту повторяет обычную работу научного коммуникатора в университете или научной организации — выбор информационных поводов из списка реальных научных результатов, «упаковку» этих поводов в формате научной новости или события, работу по их продвижению онлайн или оффлайн.

Также Егор Задереев объяснил, почему MOOC будет полезен ученым. Так, по его словам, процесс научных коммуникаций наиболее эффективен в связке «подготовленный к коммуникациям ученый и знакомый с научной практикой пиарщик». Во-вторых, научные фонды вместе с государственными организациями сейчас повышают требования к ученым в части научных коммуникаций. Хотя для этих целей можно привлекать отдельных специалистов, в случае ограниченных бюджетов наличие у ученого дополнительных знаний и умений может оказаться полезным, уверен Егор Задереев.

«Это мой первый опыт преподавания на онлайн-курсе, поэтому для меня в этом процессе ново и интересно абсолютно все, — делится куратор MOOC Александра Борисова. — Я с нетерпением жду возможности познакомиться со слушателями на форуме, пообщаться, изучить уровень интереса к тематике и класс подготовки учеников. И, конечно, мы ждем выпускников в рядах научных коммуникаторов — вакансий в этой сфере сейчас гораздо больше, чем обладающих нужной квалификацией специалистов!», — заключает куратор MOOC Александра Борисова.

Отметим, что регистрация и участие в онлайн-курсе бесплатны и открыты для всех желающих. Однако за получение сертификата об успешном освоении MOOC с подписью «Лекториума» и Университета ИТМО нужно будет заплатить. Подробности можно узнать на сайте проекта.