Данные стали глобальным трендом, объединяющим целые государства. Зачастую, если информация о каком-либо событии или объекте отсутствует в Интернете, мы просто отказываемся принимать существование этого объекта или события. Трафик данных растет с каждым днем. Сегодня художники и программисты пытаются создать новый язык данных, объединяя искусство и науку.
Большие данные – это область не только для профессионалов. Обычные граждане все чаще привлекаются к анализу данных. В 2010 году администрация Лондона открыла доступ гражданам для просмотра исходных данных государственных органов. Информация, попавшая в руки граждан, отражала процессы в области экономики, транспортной системы и т.д. и обновлялась в режиме реального времени. Используя эти данные, любой человек мог сгенерировать определенные закономерности или же просто наблюдать за процессом. Сегодня публикацию открытых данных в сети поддерживают многие страны мира.
В настоящее время мы пользуемся устройствами, которые позволяют нам взаимодействовать через данные, а гаджеты становятся инструментами для творчества. Передавать ощущения и чувства с помощью данных уже сейчас можно благодаря платформе RadarCat, которая используется как чип для идентификации материалов, будто на ощупь.
Чтение мыслей является, пожалуй, самым популярным «атрибутом» будущего у писателей-фантастов, и хоть до качественного распознавания мыслей человека далеко, с некоторыми задачами по распознаванию образного мышления современные нейроинтерфейсы справляются на высоком уровне. Компактные приспособления, надеваемые на голову человека, распознают его эмоциональное состояние и то, насколько он возбужден или спокоен, и могут стать инструментом для визуализации этих процессов. Медиаспектакль «Нейроинтегрум», который был поставлен на Новой сцене Александринского театра под руководством известного петербургского медиа-художника Юрия Дидевича в 2015 году, предложил аудитории познать силу мысли актера через звуки и визуальный ряд за его спиной на большом экране.
Данные используются человеком также для самоидентификации. Машинный алгоритм отслеживает каждый наш шаг. Почти каждое взаимодействие человека с цифровыми технологиями в настоящее время генерирует данные. Каждая сохраненная фотография, отправленное сообщение, метка о геолокации – все это составляющие цифрового портрета человека. Дата-художник Laurie Frick, например, использует GPS-треки для создания data-selfie с помощью созданной им программы FRICKbits. Исследователь предлагает людям использовать данные о себе в своих личных целях, превращая эти данные в искусство.
Эстетика данных рассматривает и звуковые, и визуальные, и пространственные приемы. Проект Listening to Wikipedia – это целый музыкальный перфоманс по визуализации контента Википедии. На карте отображена визуализация изменений, которые происходят со свободной энциклопедией в режиме реального времени. Пользователь может увидеть, какие изменения были сделаны на той или иной странице, как много контента поменялось, где территориально находится автор. Все изменения переведены в звуковое и визуальное пространство.
Данные могут быть представлены в определенной, иногда очень необычной, модальности. Интересный пример – проект «Сосуды ирландского национального долга». Алгоритм обработал данные о национальных долгах Ирландии в период с 1910 года по 2010 год и выстроил поверхность трехмерных полых сосудов. Затем эти сосуды были напечатаны с использованием 3D-принтера. Идея проекта – задуматься об экономических, социальных и культурных смыслах и последствиях, которые связаны с тем или иным набором данных.
Проект Google DeepDream – пример того, как алгоритмы искусственного интеллекта становятся творческим инструментом. Изначально программа была изобретена, чтобы помочь ученым и инженерам понять, что распознает нейронная сеть, когда ей демонстрируют образ. Позже проект стали использовать для создания на основе каких-либо изображений объектов психоделического и абстрактного искусства.
Примером в области визуализации данных служит работа Liquid~Do. Интерактивный эксперимент, в котором исследуются способы получения и представления данных, содержащихся в самоорганизующихся химических реакциях. Участник эксперимента добавляет в молоко красители и специальный реагент, вызывая тем самым химическую реакцию расщепления жира. Компьютерная программа отслеживает изменения цветовой картины на столе художника и преобразует их в данные, которые передаются в звуковой синтезатор.
Black Shoals – это арт-проект, основанный на больших данных о деятельности на фондовом рынке. Перед зрителем открывается планетарий, где отражается активность на фондовом рынке в режиме реального времени. Всемирный фондовый рынок представлен как ночное небо, полное звезд, которые светятся ярко в зависимости от того, как осуществляется торговля тех или иных акций.
Как выглядит общая сумма потребляемой нами информации? Авторы проекта Kaleidoscope попытались ответить на этот вопрос: в режиме реального времени абстрактное картографическое представление сообщает зрителю о текущих событиях в мире публикаций. Каждый элемент визуализации – это новость или хэштег. На карте отражается пространственная близость, визуальный дизайн и общая компоновка, которые определены авторами по принципу и размерам семантического подобия содержания.
Также на основе данных сегодня изучают культурное наследие. CIDOC CRM – это целая онтология для документирования и обмена данными о культурном наследии.
Джулия Фриман, художница, работающая с данными, и группа экспертов реализовали в 2005 году проект «Озеро», который отражал данные о рыбах, плавающих в одном озере в сельской местности. Из тысяч обитающих в недрах озера рыбок были выловлены промаркированы группой специалистов 16 из них.
«У нас был в команде врач для имплантации меток рыбам. Вся процедура должна была занять не более двух минут, иначе рыбки могли умереть. Мы использовали биоакустические метки с негромким сигналом, поставили шесть гидрофонов по краям озера, и использовали тригонометрический метод, чтобы понять, где раздаются звуки в озере. Когда рыб поместили обратно в озеро, мы увидели их на мониторе», - рассказывает Джулия Фриман.
Самая очевидная информация, которую получили эксперты, – расположение рыбок в озере с помощью визуализации. Удалось также выявить некоторые субъективные закономерности в поведении рыбок: некоторые виды стремились к единству, а кто-то к одиночеству, кто-то был наиболее популярным среди рыбок (самая яркая метка на карте визуализации), а те, кто находился часто по периметру озера, – рыбки со «сдувшимся» эго. Научные сотрудники вряд ли стали бы заниматься выявлением подобных субъективных характеристик, зато художники такое себе позволить могут.
Такой проект еще и способствует единению с природою, ведь он выставлялся не в музее, а в башне, расположенной рядом с озером. Наверху башни установлен экран, и когда человек входит в нее, он попадает в «цифровое озеро»: он видит анимацию движения рыб над головой. Этот анимированный образ был получен во время дождя, когда рыбки оживляются. Проект визуализирует процессы внутри озера в реальном времени, 24 часа 7 дней в неделю. Среди первых посетителей были и местные рыбаки, которые каждое утро заходили в башню проверить, где находятся рыбки. Несмотря на то, что помеченных рыбок было лишь 16, у людей складывалось ощущение, что они получали полную информацию о том, что происходит в озере.
«Этот проект дал понять нам, что сбор данных – важная часть работы. И надо понять с самого начала, зачем мы собираем эту информацию? Все процессы базируется на решении человека, поэтому мы должны понимать, почему мы собираем именно эти данные и как их будем открывать людям», – поделилась художница.
Проект, над которым Джулия ведет работу сейчас, включает сразу несколько направлений по изучению биологических данных в режиме реального времени. В качестве биологического материала на этот раз эксперты используют слепышей. Эти существа интересны для генетических исследований по нескольким причинам: они живут порядка 30 лет, что в десять раз превышает среднюю продолжительность жизни млекопитающих такого же размера, они легко переносят боль и могут жить под землей. Недавно выяснили, что слепыши могут на протяжении 20 минут жить без кислорода, они устойчивы к раку и живут, как пчелы или муравьи. У них тоже есть матка и некоторые самцы, а все остальные члены «общества» – поддерживающие элементы. Слепыши живут колониями и обладают удивительными способностями к выживанию.
«Мы установили системы, позволяющие наблюдать за слепышами 24 часа. Есть искусственная колония, в ней живут слепыши, они тоже промаркированы, и мы можем видеть, кто где находится. Так, мы можем изучать слепышей как биологический вид более глубоко. Раньше их изучали при свете, но они живут в темноте. С нашей системой мы можем отслеживать поведение этих животных в естественной среде», – рассказывает Джулия Фриман.
На сайте проекта посетители могут видеть, что слепыши движутся постоянно. Есть данные по местонахождению слепышей, по гендерному составу (голубые и черные элементы – по полу, оранжевый элемент – это матка). Есть тепловые карты, с помощью которых можно понять, по каким путям передвигаются животные, выявить, какая часть гнезда наиболее важна. Есть даже портреты животных.
«Мы захотели привести этих животных в мир человека и сделали в лаборатории их фото. Но я не хотела, чтобы люди могли их легко идентифицировать, поэтому мы закрыли им часть мордочки в целях защиты частной жизни животных. Бывают случаи, когда носорогов и других животных отслеживают после публикаций, мы знаем, что данные, которые размещают в Интернете, часто оказываются средством для браконьеров, поэтому мы скрываем данные, несем ответственность за них и выключаем функцию маркировки, которая отвечает за распознавание конкретного слепыша», – рассказала художница.
Данные, полученные во время работы над проектом, используются и для научных исследований, и как художественный материал. Абстрактная картина «Бескорыстное общество» содержит информацию об альтруизме в сообществе слепышей, где матка – доминирующий элемент, а все остальные особи очищают гнездо, предупреждают друг друга об опасности и т.д. Это заставляет задуматься о социальной составляющей жизни животных. Зритель может использовать и двумерное, и трехмерное изображение карты, ее можно разворачивать – так демонстрируются разные способы изучения данных.
Пока что группе исследователей удалось выявить, что самки и самцы ходят разными путями, но пока остается непонятным, как взаимодействуют разные гендерные группы между собой.
В рамках изучения слепышей эксперты задумались о том, как можно представить данные в физическом образе, а не только звуками и визуализацией на экране и нашли выход в работе с мягкой робототехникой. Идея заключается в том, что у предметов можно найти свой язык выражения: так иногда тень от лампы говорит нам о состоянии самой лампы (например, о том, что она скоро перегорит) и т.д. Проект «Природа сейчас» это три изделия-воздушных цилиндра, которые отражают медленное движение трех слепышей. В зависимости от объема полученных данных цилиндры могут изменяться. Это не прямая информация о том, как живут животные в сообществе, но она отражает принцип жизни в сообществе. Это лицо данных.