TeachMePlease – достаточно молодой проект. Сколько уже существует платформа?
Разработку платформы мы начали 18 июля 2016 года. Первая публичная версия была опубликована в интернете в декабре, равно год назад. То есть год работаем как платформа, проводим коммерческую деятельность, но мы в самом начале пути.
Чем TeachMePlease отличается от других образовательных платформ?
Есть две разновидности бизнеса – конвейерная система бизнеса и платформенная. Конвейерная система подразумевает передачу ценностей от одного участника другому – по такому принципу работает любой интернет-магазин. Платформенная модель подразумевает, что система, которая называется себя платформой, не занимается созданием, владением или передачей ценностей, то есть в нашем случае мы никого ничему не учим самостоятельно, наша задача в том, чтобы создать условия и предоставить инструменты для того, чтобы участники внутри платформы обменивались образовательными ценностями. На самом деле у нас даже не существует жесткого разграничения среди участников на преподавателей и учеников. Преподаватель сегодня преподает, а завтра сам может стать обучающимся.
В образовании подобных игроков не так много, и все они достаточно универсальны и заточены под что-то конкретное, даже громкие проекты вроде Coursera. Многие из них пытаются выступать некими самостоятельными источниками образования, пытаются организовать образовательный процесс и научить людей чему-то. Наша задача – дать такое количество инструментов и создать такие условия, чтобы пользователи платформы самостоятельно выбирали, какие инструменты они хотят использовать для своего удобства. Другими словами, люди будут использовать платформу так, как мы сами сейчас даже не представляем. Сегодня быстро растущие проекты делаются по платформенной модели – AMAZON, Facebook, Apple, Instagram и другие. Платформа не владеет ценностями, она занимается созданием экосистемы. Поэтому прямого конкурента у нас нет, есть конкуренты по инструментам – по вебинарам, по репетиторам, по курсам. Однако, если смотреть глобально, всеобъемлющая платформа в образовании пока не создана.
В чем проблема, люди же любят все систематизировать?
Образовательная сфера гиперконсервативна и поэтому неповоротлива. Мы получаем историю, когда люди, которые могут создавать и передавать высококачественные образовательные ценности, не могут себя продать и не понимают, как это делать. Условно, есть репетитор или среднестатистическая школа (мы сейчас не говорим про глобальные университеты, которые являются китами образования), они дают хороший уровень знаний и навыков, но не умеют себя продавать. Наша цель – дать им максимально простые и понятные инструменты, которые заточены именно под обмен образовательными ценностями.
Мы взяли на себя огромную ношу, и проблем действительно много. Если у нас получится реализовать задуманное, это будет прорыв. С точки зрения экономики было бы гораздо проще создать очередную авиакассу или сайт по продаже билетов, это было бы понятнее пользователю. Рынок образования гиперогромный и гиперъемкий, но проблема в том, что он сильно деструктурирован, и привести все к удобоваримому формату очень сложно. С этим мы и боремся – пытаемся все структурировать. Например, все репетиторы измеряют свое рабочее время в разных единицах – кто-то в академических часах, кто-то в лекциях, кто-то в уроках, а для нас это товар, у которого должна быть единая единица измерения. То же самое с неймингом – у кого-то лекция, у кого-то занятие или вообще конференция, а по сути это может оказаться одним и тем же.
Когда заходишь на сайт платформы, сразу видишь объявление о том, что TeachMePlease начинает краудсейл-кампанию и все участникам предложено стать одними из первых участников перехода TeachMePlease на блокчейн-платформу Disciplina. Что это за кампания?
Блокчейн – это отдельная ветка развития. На самом деле, блокчейн подразумевался всегда, однако рассказ стоит начать с того, как вообще появилась идея TeachMePlease, которая целиком принадлежит мне. Концепция проекта родилась, как всегда, достаточно странно. Я был в Сан-Франциско. Я очень люблю экстремальные виды спорта, и увидел там кучу серферов. Я подумал, как круто, что я сейчас в одном из центров мирового серфинга, и решил загуглить какую-нибудь школу, где меня научат кататься на серфе. Начинаю гуглить и понимаю, что два часа мониторю какие-то сайты, где вроде что-то написано, но никакой ценной информации мне оттуда не извлечь: цен нет, надо звонить, а позвонить невозможно, потому что или слишком поздно, или слишком рано, но услуга-то нужна прямо сейчас! Я задумался, почему нет единого ресурса, куда я могу зайти как на Airbnb и найти то, что мне нужно, в интересующей меня тематике? Допустим, мне нужна какая-то услуга и мне все равно, кто ее предоставит – частный репетитор или целая школа. Но все это децентрализовано. Кроме того, я нахожусь в незнакомой сфере, у меня нет уровня доверия. Идея начала постепенно крутиться в голове. Я начал вспоминать другие истории, когда моя знакомая прилетела на полтора месяца в Америку, чтобы повысить квалификацию в хореографическом искусстве и половину времени она провела, отыскивая подходящую школу. Она находила информацию о школе в интернете, приезжала и видела совсем другую картинку, нежели в сети. Получается, что ты вынужден постоянно тестировать все на себе. Все эти мысли копилось, я начал замечать, что супруга ходит постоянно на какие-то курсы, но на выходе ей в лучшем случае выдают бумажку, валидность которой никому не ясна. Возникает много вопросов. В какой момент образование начало терять ценность? Даже академическое образование теряет ценность для студентов, потому что для них не очевидна монетизация полученных знаний. Есть куча примеров, когда человек отучился на экономиста, а потом занялся стройкой (и наоборот). Молодые люди не видят прямой корреляции между доходами и хорошим образованием. Ценность образования, получаемого в школах и институтах, потерялась, потому что слишком легко стало подменить эти знания, слишком легко стало возможным выглядеть тем, кем ты не являешься, с точки зрения полученного образования. Например, ты прошел курсы при Гарварде – получил чуть ли не гарвардский диплом, но сам университет ты ведь не оканчивал, однако в тонкостях иногда разбираться никто и не станет. При этом все понимают, что, когда ты приходишь устраиваться на работу, работодатель на диплом смотрит, но уже не так, как 20 лет назад. Для меня как для работодателя диплом – это только факт, что человек отучился несколько лет в университете, но он не характеризует для меня потенциального сотрудника как специалиста, потому что я ничего не знаю о месте его обучения. Для того, чтобы этот диплом имел какую-то ценность для меня, мне надо быть уверенным в том, что эта школа или вуз дают должный уровень навыков. Понятно, есть лидеры образовательного рынка, такие как СПбГУ, МГУ, Университет ИТМО, МФТИ, ВШЭ, но их не так много. И опять же ситуация разнится от факультета к факультету, поэтому то, какую именно программу ты освоил, тоже очень важно. Работодатель должен все это проверять. В итоге мне гораздо проще выкатить огромное тестирование кандидату, собеседовать его часами и на личном опыте выстроить мнение о сотруднике. То есть, если потенциальный кандидат скажет, что он нигде не учился, для нас это ничего не изменит. Поэтому мне кажется, что проблема на сегодняшний день не в том, что люди не могут применить знания, полученные в вузах, проблема в том, что им очень тяжело доказывать ценность этих знаний.
Я начал идеализировать ситуацию. Что, если появится система «честного» резюме, которое будет сопровождать человека от детского сада до работы и даже дальше, электронный паспорт, где каждая запись, каждая оценка и результат, будут зафиксированы, и невозможно будет ничего подменить или исправить. Это дает возможность делать некий «скоринг» человека. С одной стороны, это звучит странно, как это – оцифровывание применить к человеку? Но, с другой стороны, весь мир к этому идет, все равно мы давно обсчитаны вдоль и поперек. Образование же – это огромный пласт событий, который сейчас не оцифрован и, получается, упущен.
Какова роль блокчейна в этом процессе?
Блокчейн отлично подходит в качестве ведения записей и подтверждения того, что они 100% валидны, потому что к этой системе есть доверие. Система, построенная на основе блокчейн-технологий, в отличие от классических баз данных, децентрализована. Мы поняли, что платформа может попытаться создать должные технологии и ресурсы для того, чтобы стать связующим звеном, которое позволит людям вернуть ценность тем образовательным процессам, которые они проходят в жизни, и дать возможность их аккумулировать. Кроме школы, института, детского сада, есть еще очень много всего. Человек проходит какие-то курсы, развивает навыки, повышает квалификацию, а подтверждения пропадают, ведь это всего лишь бумажки. С помощью технологий блокчейн мы моделируем ситуацию, когда значительно упрощается поиск работы, потому что доверие к образовательной истории пользователей будет гораздо выше, и это вернет некую веру обучающихся в то, для чего они это делают. Появляется инструмент монетизации, который очевиден.
Блокчейн открывает для нас такие фантастические возможности! Например, есть еще один важный момент: цифровой след человека в блокчейне не заканчивается, когда человек выпустился из вуза. Так, когда человек поступает на работу, он, по сути, продолжает обучение – только уже не через получение знаний от опыта других людей – преподавателей, а через получение собственного опыта. Получается, цепочка продолжается, и успехи на работе будут записываться в тот же «карьерный» реестр: скоринг будет продолжаться, а опыт –оцифровываться. Работодателю, в свою очередь, будет проще находить сотрудников. Например, сейчас есть сайты по подбору персонала, например HeadHunter или Работа.РУ, у которых есть невалидные карточки данных пользователей. Какие-то из них, может, и пытаются проверять, но это все условно, написать в резюме можно, что угодно. Я как работодатель не могу дать им задачу найти мне человека, четко отвечающего моим критериям, потому они не гарантируют достоверность имеющихся данных. Это просто доска объявлений. Моделируем ситуацию и получаем: к Head Hunter приходит Microsoft и дает паттерн профиля сотрудника, который нужен (кандидат должен был учиться здесь, пройти такие тесты и такие курсы, на столько баллов и т.д.), то есть очень четкий снимок профиля сотрудника. Мы имеем систему, в которой хранятся миллионы профилей потенциальных сотрудников. HeadHunter подгружает профиль, и через наш реестр записей находит тех сотрудников, которые с определенной погрешностью отвечают нужным требованиям. Так как все оцифровано (тестирование, реестры знаний и оценок), доверие к этим данным в разы повышается.
Также можно будет прийти в желаемую карьерную точку. Если я хочу через пять лет работать в Microsoft, я могу поступить в Университет ИТМО, но я не буду уверен на 100%, что по окончании вуза буду соответствовать требованиям компании. Я могу только опираться на чужой опыт. В новой ситуации пользователь регистрируется на TeachMePlease и ставит цель «через пять лет работать в компании Microsoft». Так как система знает паттерн, который нужен компании точечно (какой тест, какой результат), она пользователя может вести по тем курсам, учителям, тестам и литературе, чтобы в точности соответствовать этому отпечатку. Возникает игровая составляющая. Молодежь меняется, от жизни ей нужна игра и ощущение конкуренции. На самом деле я вижу, что повышать уровень знаний становится модно, но это все постуниверситетская история. То есть вуз остается must-have, но предметно монетизируемые знания студенты планируют получить уже после. Мы даем людям игру: вот цель – пройди все уровни и достигни ее.
К какому времени планируется это реализовать?
То, что я описал, это идеализированная модель – то, к чему мы стремимся. Мы только в начале процесса, блокчейн мы начали разрабатывать только сейчас. У нас есть текущая версия TeachMePlease 1.0 – зачаток платформы, где мы расширяем пакет инструментов и другие возможности. TeachMePlease 2.0 – это уже история с блокчейном, которую мы разрабатываем с ребятами из Serokell, часть из них учились в Университете ИТМО. У них уже есть успешный опыт разработки и запуска блокчейн архитектур. На разработку базовой модели уйдет до года. В момент, когда он сформируется, TeachMePlease 1.0 объединится с версией 2.0, и это будет результат разработки второй версии и раскрутки первой (привлечение пользователей, расширение базы учебных заведений и прочее). Конечно, пока мы далеки от истории, которую я описал, но с точки зрения архитектуры блокчейн, которую мы назвали Disciplina, у нас достаточно большой уровень проработки. С января мы перейдем к прямому кодингу, а сейчас завершаем техническую документацию в системе. Мы должны понимать, что TeachMePlease – это платформа, которая будет встраиваться в блокчейн архитектуру, которую мы назвали Disciplina . А Disciplina – это, в свою очередь, блокчейн архитектура, через которую сможет работать большое число конкурирующих сервисов – TeachMePlease, Coursera, HeadHunter и другие. Disciplina – это связующая шина, публичное решение, которое мы создадим, будем контролировать и развивать, но отдадим миру, потому что блокчейн должен быть открыт и прозрачен, в этом его ценность. Все могут посмотреть, что все честно.
Интересно, возможно ли внедрить блокчейн в систему высшего образования?
Это обязательно случится. Многие сегодня путают блокчейн и криптовалюту. Надо очень четко разделять эти два понятия, потому что они не обязательно связаны. Блокчейн – это архитектура, которую тот же IBM использует достаточно давно просто для своих клиентов в качестве децентрализованной базы данных. Криптовалюта (ICO и другие валюты) – это уже история, лежащая на основе блокчейн, но при этом имеющая свой смысл. Другими словами, ICO существует на блокчейне, но не всегда блокчейн подразумевают под собой криптовалюту. Блокчейн – это архитектура распределенных баз данных, которая решает определенные задачи и все. Переход на блокчейн уже происходит. Посмотрите, Сбербанк, Мегафон, Альфа-банк, Райффайзен – все работают в том направлении. Уже сделаны первые переводы через блокчейн, который, кстати, не надо легализовывать, ведь это просто способ передачи и хранения информации, распределенный реестр. Я уверен, что за следующий год что-то государственное обязательно появится.
Какая государству выгода?
Потому что это вызовет снижение бюрократической нагрузки и уменьшение коррупционных возможностей. Возможно, кажется, что государству это невыгодно, на самом деле это не так. Государству выгодно истреблять коррупцию и наводить порядок, иначе все превратится в хаос. Поэтому блокчейн архитектуры будут появляться и внедряться. И по миру этот тренд тоже заметить легко. С точки зрения образования над блокчейном работают SONY и IBM. SONY, например, захотела создать реестр оценок американских студентов.
К слову об Америке. Вы выходите на рынок США, расскажите, как это происходит?
Мы будем выходить в тестовом формате. Для нас это новая сфера. Мы в России потратили достаточно много времени для погружения в текущие образовательные проблемы, но, какие проблемы у американских школ и репетиторов, мы только догадываемся. У нас есть первичные контакты, с них мы будем начинать. Мы делаем все последовательно и не спешим – тема сложная, легко ошибиться. Потенциал рынка Америки на данный момент по скорости развития платформенных моделей в интернете выше, чем в России, потому что в регионах у нас, например, до сих пор есть проблемы с карточными платежами. Кроме того, есть проблема осведомленности. Мы регистрируем школы, просим прислать реквизиты, а они опасаются, что через нас будут деньги проходить. Конечно, частично это работа менеджеров – обучать, рассказывать, но со стороны пользователя нужно хотя бы относительная техническая осведомленность. А у нас далеко не все преподаватели в регионах на «ты» с новыми технологиями, и это проблема. Когда все будет работать через блокчейн, будут запущены единый расчетные единицы, например, токены, и многим репетиторам будет непонятно, что это. Но мы и не будем их нагружать, иногда людям не так важно, как это работает, если оно работает.
Возникает вопрос, как они эти токены смогут использовать?
Мы договорились с сервисом Cryptopay, который выпускает карты Master Card и VISA , к которым привязаны четыре счета – биткоины, евро, доллары и фунты. Мы договорились вместо биткоинов сделать токены. Получается, у преподавателя есть обычная карта Master Card или VISA, к ней привязано приложение, где у него есть счет токенов, и он видит курс, по которому может обменять их на евро или доллар. Преподаватель проводит скайп-конференцию, получает токены, через приложение конвертирует их и тратит. Ему не нужно знать, что такое блокчейн и токены. Это решение заработает сразу, как будет готов блокчейн.
А какова выгода учеников или тех, кто ищет работу?
Так как их профайлы будут задействованы в поиске, соискателям будет выгодно оставлять свои аккаунты открытыми для поиска работодателя, потому что внешний сервис, который будет делать запрос, будет за это платить. И эта оплата будет не оседать, а перераспределяться между всеми участниками системы, которые поддерживают ее, в том числе между учениками. Мы получаем картину: вы отучились в детском саду, в школе, в институте, у вас есть профиль и вам выгодно его заполнять, потому что вы, ничего не делая, получаете cashback. Каждый день вам приходят не астрономические суммы, конечно, но все же. И это только за то, что вы разрешили свой профиль сканировать. Вы можете даже не искать работу, но ваши данные формируют большую экосистему, дополняя ее ценностью, и все на этом зарабатывают.
Есть ли аналоги такой системы?
В образовании нет. Я вообще про блокчейн и образование особенно много не слышал. Конкуренция – это хорошо, в какие-то моменты нам ее даже не хватает. Есть моменты, когда ты вынужден ставить опыты, потому что тебе негде подсмотреть, как это было реализовано. Но у нас другое преимущество: так как мы аккумулируем внутри себя много сторонних инструментов, мы можем учитывать их ошибки, ведь мы изучаем каждую область.