Про ITMO.EXPERT
Проект ITMO.EXPERT направлен на внедрение современных технологий обучения в Университете ИТМО. Таким образом, образование в вузе будет выходить на новый уровень качества. Главная идея проекта в том, что мастер-классы и семинары проводят сами преподаватели для своих же коллег. Акцент делается не на теории, а именно на практических знаниях, которые можно будет тут же применить в работе.
По итогам участия в ITMO.EXPERT преподаватели могут получить удостоверение о повышении квалификации. Для этого нужно посетить не менее 10 занятий по различным тематикам по выбору слушателя. Кроме того, любой преподаватель Университета ИТМО сам может провести мастер-класс для коллег и поделиться своим опытом использования новейших технологий обучения, включая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Для этого необходимо заполнить заявку на сайте.
«ITMO.EXPERT– это технология взаимного обучения в действии. Участники программы могут одновременно выступить и в роли спикера, и в роли слушателя. Мы видим, что преподаватели готовы применять новые технологии, развивать инновационные образовательные практики в вузе, обмениваться опытом. Участники ITMO.EXPERT – это активные члены команды ITMO.FAMILY, готовые вместе, сообща решать стоящую перед университетом задачу трансформации образования», – прокомментировала начальник Департамента по образовательной деятельности Университета ИТМО Алия Багаутдинова.
В условиях доступности информации роль преподавателя изменяется: он должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими организовать совместную деятельность студентов, командную работу и использовать новые способы оценивания результатов обучения. Все мероприятия проекта объединены в модули, направленные на развитие соответствующих профессиональных навыков. Уже реализованы три модуля: по цифровой педагогике, командной работе, игротехникам.
О состоявших занятиях
Модуль по цифровой педагогике провела Антонина Пучковская, преподаватель кафедры иностранных языков Университета ИТМО. На первом занятии участники рассмотрели принципы создания цифровых образовательных сред, где преподаватели и студенты общаются между собой, то есть образовательный процесс является активным, а не проходит в формате лекций. На втором мастер-классе коллеги смогли уже попробовать создать интерактивную образовательную программу с помощью платформы Google и получить фидбэк от ведущей мастер-класса. На последнем занятии модуля слушатели смогли потренироваться использовать платформу Trello для составления заданий для проектных студенческих работ.
«Многие преподаватели уже что-то внедряют, но все пользуются разными инструментами, поэтому одна из целей воркшопов – прийти к какому-то общему мнению, какие инструменты наиболее эффективны и удобны в использовании. Хотя, конечно, все преподаватели работают в разных областях, и здесь сложно прийти к единому стандарту. На мой взгляд, сейчас наиболее популярны возможности платформ Google, потому что у них хорошее юзабилити, тот же Google-диск. Многие преподаватели используют Trello. Конечно, в идеале было бы удобно, чтобы все преподаватели одного вуза использовали какой-то определенный набор инструментов, чтобы база данных хранилась в конкретных местах, но сейчас это не главное. Главное – понимать, что использование цифровых инструментов – это международная тенденция, которой необходимо соответствовать. Цифровые платформы помогают структурировать информацию. Конечно, на первых этапах работы с ними потребуются дополнительные энергозатраты, но в будущем они окупятся, так как сделают образовательный процесс более удобным как для преподавателей, так и для студентов», – прокомментировала Антонина Пучковская.
Семинар по тимбилдингу провела Татьяна Эмануэль, методист высшей квалификационной категории. Вместе с преподавателями она обсудила приемы и техники командной работы, которые можно использовать в обучении, а также то, как работать со студентами, у которых плохо получается «играть» в команде или которые не хотят этого делать.
«Преподаватели, которые были на моих занятиях, очень позитивно воспринимают новые образовательные технологии. Причем относятся к ним не как к чему-то вынужденному, обусловленному стандартами и тому подобное, а искренне осознают значение внедрения интерактивных педагогических технологий, прогнозируют их роль в повышении эффективности образовательного процесса. Показательно, что сами педагоги активно включились в процесс командного взаимодействия в рамках мастер-класса, сразу адаптируя универсальные педагогические техники применительно к своим тематикам. При этом следует отметить, что техники командной работы не подменяют классическое образование, а служат его дополнением, обеспечивающим синергетический эффект», – прокомментировала Татьяна.
Она также рассказала о причинах, почему необходимо вовлекать студентов в командную работу. Во-первых, для более качественного освоения и закрепления материала. Например, в рамках техники «Вопросы по методу Блума» обучающиеся объединяются в команды, каждой из которых предлагается составить определенные типы вопросов по материалу лекции для другой команды. Таким образом, студентам предоставляется активная роль в закреплении и проверке уровня усвоения материала, подчеркнула Татьяна Эмануэль. Во-вторых, командная работа содействует развитию у студентов Soft Skills: навыков коммуникаций, организации работы группы и других. В-третьих, интерактивные формы обучения снижают утомляемость студентов посредством смены видов деятельности. Это особенно актуально в современных условиях: ведь после трех пар монотонных лекций переключаться на новый вид деятельности достаточно сложно, подчеркнула спикер.
Мастер-класс по игротехникам и игровым технологиям провел доцент кафедры мехатроники Станислав Резников. Лектор сам практикует игротехники на занятиях со студентами, поэтому смог экспертно рассказать о потенциале и рисках внедрения игрового подхода в образовании, а также поделиться опытом по внедрению геймификации в процесс обучения в Университете ИТМО.
В условиях выполнения показателей личной эффективности, где основной акцент сделан на научной и административной сферах деятельности преподавателей, немногие готовы уделять значительное время на изменения в сложившуюся систему проведения занятий, подчеркнул Станислав Резников. Однако, по его словам, участники семинаров ITMO.EXPERT стараются добавлять в свои занятия элементы «развлекательного» характера.
«На занятиях со студентами важно все. Так, знакомство, которое обязательно должно включать в себя искреннее приветствие, приводит к повышению мотивации обучающихся. Также важно, чтобы преподаватель учитывал, студенты какого направления у него обучаются, и в ходе проведения занятий использовал эту информацию. Я считаю, недопустимо читать лекции, постоянно стоя спиной к студентам. И я рекомендовал бы использовать программу "Преподаватель тоже человек". Упоминания на занятиях о событиях в университетской жизни, о своей научной деятельности, опять же, значительно усиливают интерес и к преподавателю, и к читаемой им дисциплине. Если же говорить именно об игротехниках, то есть комплексы мероприятий, улучшающих результаты студентов. Это и соревнования, и бэйджи, подарки и уровни. Успешным всегда является организация командной работы. При правильном подходе такие техники добавляют положительные эмоции не только студентам, но и самим преподавателям», – дал несколько советов Станислав.
Будущие занятия
Также в рамках ITMO.EXPERT уже готовы к реализации следующие образовательные модули:
● Project-based learning: развитие навыков преподавателей по организации и управлению проектной деятельностью студентов.
● Смешанное обучение: развитие навыков преподавателей по включению онлайн-обучения в образовательный процесс, созданию учебных курсов или их элементов в онлайн-среде.
● Школа начинающего преподавателя: развитие навыков преподавателей по проектированию учебных курсов, а также навыков взаимодействия со студентами поколения Z.
«ITMO.EXPERT является неким катализатором собственной активности преподавателей, когда из общего числа слушателей образуется группа (кворум) преподавателей со схожими интересами, лайфхаками, с которыми можно организовывать отдельные образовательные события, в том числе на узкопрофессиональные темы», – добавила начальник управления качества образовательного процесса Ольга Елисеева, руководитель проекта ITMO.EXPERT.
Например, для преподавателей, участников программы проводился нетворкинг по теме «Использование открытых платформ в обучении: потенциал, проблемы, перспективы». Идея провести такое мероприятие сформировалась после первой встречи с Антониной Пучковской, так как выявилась группа преподавателей, которые уже активно используют открытые платформы для обучения. На нетворкинге они смогли обменяться уже имеющимся у них опытом по онлайн-обучению.
Отзывы участников
ITMO.NEWS спросил у нескольких преподавателей, которые участвовали в первых трех блоках занятий проекта ITMO.EXPERT, о том, что нового им удалось узнать, получится ли использовать эти знания на практике, чему им бы хотелось научиться на следующих занятиях, а также о проблемах с внедрением новых образовательных технологий.
Ольга Сильванович, доцент кафедры высшей математики.
Я участвовала в семинарах, посвященных дистанционным платформам типа Google, работе с интерактивными досками Trello, командным и игровым методикам работы со студентами. Уже внедрила некоторые навыки и технологии в текущий образовательный процесс, планирую продолжить это делать. Так, Google-sites удобны для наглядного и удобного размещения информации по читаемому курсу: от электронных конспектов лекций до ресурсов на YouTube. Интерактивная доска Trello удобна для организации дистанционной работы студентов как индивидуально, так и в командах, то есть это некоторая имитация работы над проектом. В своих группах я планирую организовать с помощью Trello самостоятельные работы по лабораторному практикуму «Специальные кривые».
Мне кажется, что было бы полезно обучение преподавателей навыкам программирования, какому-то простому начальному языку, который даст большую свободу для создания собственных, пусть и небольших дистанционных материалов вне зависимости от каких-либо платформ.
Игровые технологии считаются сейчас передовыми в образовании, но мне кажется, когда речь идет о высшем образовании, то к ним надо прибегать с осторожностью: велика вероятность сделать из высшего образования всего лишь игру, а игр и различного рода геймификации у студентов и так сейчас много. Надо уделить внимание возможности развивать дистанционные технологии, которые будут сочетаться с аудиторной работой, которая сегодня не менее важна. «Живое» общение сокращается во всех сферах деятельности, и сохранить его в высшем образовании крайне важно.
Антон Антипов, доцент кафедры таможенного дела и логистики.
Я участвовал в четырех занятиях, одно было посвящено Google-форме, одно – интерактивным технологиям, еще два – игровым технологиям. Так как я преподаю дисциплины гуманитарного блока, который сейчас получил название Soft Skills, то смог лишь укрепить свои навыки на занятиях. Мне на занятиях не хватало конкретных примеров, которые были бы универсальны для всех. Также, на мой взгляд, в будущем стоит проводить больше занятий с преподавателями в компьютерных классах.
Особо качественно было подготовлено занятие преподавателя Татьяны Эмануэль. Сейчас командная работа является одной из основных образовательных технологий, и ее внедрение приносит продуктивные результаты. Дополнительно я бы хотел научиться более активному использованию компьютерных технологий в учебном процессе во время занятий в компьютерном классе.
Марина Говорова, преподаватель, заместитель декана по учебной работе, факультет среднего профессионального образования.
Я посетила занятия по всем трем первым блокам ITMO.EXPERT. На первых двух блоках говорилось в основном о том, что я уже знала с других курсов повышения квалификации, которых я прошла немало. Но некоторые методики были для меня новыми. Так, третье занятие было по геймификации, мне было интересно послушать, как спикер применяет различные технологии в реальной работе со студентами. Полноценное применение такой технологии требует больших трудозатрат от преподавателя, поэтому сейчас, как правило, преподаватели часто используют ее точечно.
В целом, проект хорош тем, что помогает перенять чужой опыт. Если говорить о той же геймификации, то в России этот инструмент еще только зарождается, поэтому актуально, чтобы преподаватели делились друг с другом практиками в этой сфере. На дальнейших занятиях ITMO.EXPERT мне лично было бы интересно узнать о том, как создаются онлайн-курсы на таких платформах, как «Открытое образование». У нас в вузе есть преподаватели, которые этим занимаются, было бы полезно узнать про их опыт.
«Проект продолжает развиваться. Мы разрабатываем новые модули и приглашаем к сотрудничеству всех преподавателей, как в роли слушателей, так и спикеров. Более подробная информация о проекте размещена на сайте», – добавила начальник отдела образовательных технологий Екатерина Джавлах.