Мария Никитина, заместитель декана и доцент факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО
В своей преподавательской практике я достаточно давно (еще до запуска курсов на платформе «Открытое образование») использую онлайн-курсы «Электрические машины» и «Линейные электрические цепи», разработанные доцентом факультета систем управления и робототехники Александром Усольцевым. Безусловный плюс онлайн-курсов в том, что они помогают работать с проблемным сектором должников, которые не появляются на занятиях – таких студентов можно отправить на прохождение онлайн-курса. Однако нужно понимать, что онлайн-курс упрощен по сравнению с очными лекциями, например, есть темы, которые мы затрагиваем в большей степени при очном взаимодействии со студентом, и есть темы, которые не попадают в онлайн-курс вовсе. Также это полезно иностранцам, которым мы советуем прохождение онлайн-курсов даже без получения сертификатов, так как в данном случае главная цель – иметь возможность прослушать лекцию несколько раз.
На уровне заместителя декана я рекомендую онлайн-курсы ребятам, которые переходят в Университет ИТМО из других вузов и вынуждены сдавать дисциплины «Общая электротехника», «Основы электротехники» и другие. В случае получения сертификата академическую разницу, которая оформлена юридически при переходе из одного вуза в другой, можно гораздо быстрее закрыть, так как преподаватель проставляет аттестацию по результатам онлайн-курса.
По правилам вуза, мы можем использовать смешанное обучение, то есть включать онлайн-курсы в рабочую программу дисциплины, причем как целиком, так и частями. Я поставила задачу сделать процесс автоматизированным: те, кто хочет и может пройти онлайн-курс с получением сертификата, отправляются на онлайн-платформу, а те, кто отказывается, всегда могут прийти на лекции.
Я рассказываю студентам об онлайн-курсах на первом же занятии и объясняю, как буду проставлять баллы. Чтобы проставить баллы, необходим сертификат о прохождении курса, за который студенты должны внести оплату, – сегодня не каждый на это соглашается. Как именно пересчитываются баллы, зависит от образовательной программы, которую проходит студент. С одной стороны, мы читаем общеобразовательную дисциплину, с другой стороны, мы понимаем, что для студента нашего факультета некоторые разделы следует давать мощнее, а кому-то знаний достаточно на уровне элементной базы. Поэтому онлайн-курс унифицирован, и у разных преподавателей могут возникнуть вопросы, почему в одном случае пересчитывается весь курс, а в некоторых случаях только две трети.
Помимо платного сертификата, к отрицательным моментам онлайн-курса можно отнести безликость формата. Например, есть ряд обучающихся, которые хорошо знают теорию, однако у них проблемы с вычислениями, поэтому они отправляют в систему неправильные ответы. Когда ты работаешь в формате онлайн, ты не всегда можешь понять, в чем проблема. Зачастую студенты приходят к нам, чтобы выяснить, почему отправленные ответы система считает неверными, ведь они применили правильные формулы.
Александр Усольцев, доцент факультета систем управления и робототехники, автор онлайн-курсов «Электрические машины» и «Линейные электрические цепи»
Онлайн-курсы – это не враги и не конкуренты преподавателя, но и не панацея. Для хорошо подготовленных и мотивированных студентов, которые пришли за крепкими знаниями, лучше всего очное общение с преподавателем, в случае же, когда речь идет об общеобразовательных компонентах, онлайн-курс вполне может найти применение.
Станислав Резников, доцент факультета систем управления и робототехники, автор онлайн-курсов «Основы взаимозаменяемости» и «Теория механизмов и машин»
Как только появилась возможность создавать онлайн-курсы, я сразу же заинтересовался этой темой. В условиях сокращения аудиторных часов при использовании онлайн-лекций появляется возможность рассказывать студентам то, что не успеваешь на парах, а также сдвинуть часть рутинной или фоновой информации для общего развития в контент онлайн-курса. Таким образом, на очных занятиях высвобождается больше времени для рассмотрения практических задач.
Курсы, которые я готовлю, закладывают основу инженерного анализа и связаны с конструированием, они полезны в таких направлениях, как мехатроника и робототехника. Однако важную роль играют очные встречи, где можно подержать «железо» в руках – манипулятор, редуктор или подшипник, с которым, на удивление, знаком далеко не каждый студент. Я считаю, что онлайн-курс хорош, когда преподаваемая дисциплина является для студента общеобразовательной, однако этого недостаточно для погружения в специальность, без очных встреч. Я выступаю за совмещение очных и онлайн-лекций. Студентам я рассказываю о возможности пройти онлайн-курс и не требую сертификат, мне важно, чтобы они взяли оттуда теоретические основы, а практические работы (например, лабораторные) мы делаем вместе.
С помощью сертификата о прохождении онлайн-курса я могу аттестовать студентов. Важно, что по ходу работы с курсом студент имеет возможность задавать вопросы на форумах, посвященных темам каждой недели. Ответы на эти вопросы – серьезная часть работы преподавателя-автора курса, потому что онлайн-курс требует постоянной доработки. Кроме того, студенты получают возможность обнулить использованную возможность и заново пройти тестовое задание. Система гибкая и позволяет нам двигаться к идеалам современного образования.
Елена Михайлова, директор высшей школы цифровой культуры, отвечает за разработку и реализацию блока дисциплин «Цифровая культура»
Специфика блока дисциплин «Цифровая культура» заключается в том, что весь образовательный контент предложен студентам в формате онлайн, однако и для бакалавров, и для магистрантов мы проводим очные консультации.
Мы выбрали онлайн-формат потому, что работаем с дисциплиной, преподаваемой для четырех тысяч студентов Университета ИТМО. Для дисциплины «Введение в цифровую культуру» каждую лекцию разработал преподаватель, который читает курс лекций по выбранной дисциплине, которую мы освещаем в рамках «Цифровой культуры», например, информационная безопасность, культура интернет-коммуникации, цифровая этика и другие. Лекция построена так, чтобы простыми словами объяснить серьезные понятия и предварить в дальнейшем изучение соответствующих дисциплин. Организовать работу преподавателей так, чтобы донести информацию очно в виде традиционных лекций до каждого, невозможно.
У нас выстроена индивидуальная работа с каждым студентом – за полтора месяца мы ответили на две тысячи писем с вопросами и провели десятки консультаций. У нас большие планы по совершенствованию контента лекций и формирования заданий. Например, мы планируем запускать индивидуальные траектории для студентов в зависимости от того, как учащийся продвигается по курсу (предлагать дополнительные более сложные задания или, наоборот, более простые). Уже сейчас тем, кто легко справляется с материалом, мы предлагаем альтернативу в качестве курсов от Стэнфордского университета и других вузов.
Асель Романова, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО, автор онлайн-курса «Разработка Android приложений для мобильных устройств»
Во время очных занятий я стараюсь рассказывать больше, чем в онлайн-курсе, однако в случае, когда очная лекция не состоялась, лекция в формате онлайн становится незаменимой. Специфика моего онлайн-курса в том, что платформа Android постоянно развивается, поэтому курс необходимо обновлять каждые полгода перед запуском.
Онлайн-курс облегчает работу преподавателям, так как уменьшает преподавательскую нагрузку и позволяет больше заниматься научной деятельностью. Сегодня образование не заканчивается с окончанием университета, человек постоянно учится и улучшает свои навыки, а порой и вовсе меняет профессию. Не стоит воспринимать онлайн-курсы как конкурентов и думать, что онлайн-образование выместит традиционные форматы. Преподаватели никогда не потеряют работу.
Оптимальный вариант – использовать смешанное обучение. В моем случае онлайн-курс удобен еще и потому, что параллельно набирать и комментировать код с аудиторией очень сложно – кто-то отстает, кто-то, наоборот, движется слишком быстро. В этом случае онлайн-курс – настоящее спасение. Однако проблема онлайн-курсов заключается в том, что иногда страдает подача материала, несмотря на то, что контент курса качественный.
Любовь Лисицына, профессор факультета программной инженерии и компьютерной техники, автор онлайн-курса «Методы и алгоритмы теории графов»
Мой онлайн-курс «Методы и алгоритмы теории графов» используется в разделе дискретной математики «Теория графов». Это один из самых первых онлайн-курсов Университета ИТМО, который был запущен еще в 2015 году, когда ведущими вузами России была учреждена Ассоциация, создавшая платформу «Открытое образование». Сегодня курс существует в двух ипостасях – как спецкурс для студентов Университета ИТМО, которые изучают дискретную математику на первом курсе, и как онлайн-курс на платформе «Открытое образование» для всех желающих.
На спецкурс регистрируются только студенты Университета ИТМО. Специфика курса в том, что это типичный пример смешанного обучения, в сторону которого мы сегодня активно движемся. Важно, что при смешанном обучении дисциплина включает онлайн-курс, но не заменяется им полностью. Например, дисциплина «Дискретная математика» во многих образовательных программах бакалавриата имеет трудоемкость шесть зачетных единиц, три из которых занимает мой онлайн-курс.
Для студентов Университета ИТМО мы разбиваем этот онлайн-курс на две части: первая часть спецкурса запускается во второй половине осеннего семестра, а вторая его часть – в первой половине весеннего семестра. Такой подход позволяет гибко решать проблему нагрузки у студентов, согласуя программу дисциплины с содержанием онлайн-курса.
Ценность любого онлайн-курса в его практических упражнениях, реализуемых с помощью специальных программных средств. По таким упражнениям проводятся обязательные электронные аттестации, существенно влияющие на рейтинг обучающегося. В дисциплине «Дискретная математика», в том числе в разделе «Теория графов», помимо практических упражнений, внутри используемого онлайн-курса также присутствует дополнительные задания, размещенные в электронной информационно-образовательной среде университета.
Электронные аттестации в онлайн-курсе проводятся с прокторингом (под наблюдением человека, который санкционирует доступ обучающегося к системе и подтверждает прохождение именно им той или иной аттестации). Прокторинг может также осуществляться и дистанционно сотрудником Департамента открытого образования (ДОО) нашего университета, однако, если мы говорим про студентов Университета ИТМО, то такие аттестации с прокторингом проходят в рамках расписания под наблюдением преподавателя, ведущего практические занятия. Мне кажется, в этом направлении надо двигаться при продвижении технологий смешанного обучения в тех дисциплинах, где предусмотрены онлайн-курсы.
Филипп Перепелица, Старший преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники, автор онлайн-курсов «Трехмерное моделирование», «Компьютерная инженерная графика», «Системы автоматизированного проектирования», «Аддитивные технологии и 3D печать»
Я глубоко убежден, что за массовыми открытыми онлайн-курсами будущее. Во многом это связано с тем, что появилась система прокторинга, которая позволяет полностью положиться на автоматическую проверку знаний слушателя. Я сам пытался придумать, как можно обойти эту систему, и не смог.
Я использую онлайн-курсы в преподавании, это удобно: слушатели могут учиться в любое время, когда им хочется. Так как у меня все же практико-ориентированные очные курсы для ДПО (дополнительное профессиональное образование) и магистратуры, то я дополняю онлайн-курс реальными встречами со студентами, провожу семинары. Это позволяет им находиться в тонусе и не расслабляться в ходе курса. Тяжело совсем отпускать студентов – нужен пусть и небольшой, но постоянный контроль.
Большим преимуществом моих курсов, особенно для формата онлайн, является то, что их программа отработана до мелочей. Это значит, что у слушателей после лекций практически не будет возникать вопросов — мы даем исчерпывающую информацию. Все уточняющие моменты, которые могут волновать участников онлайн-курса, уже были когда-то заданы их коллегами на очных занятиях. Вот почему все вопросы предвосхищены, а тем моментам, которые обычно сложно даются студентам, уделяется особое внимание.