Это было ваше первое посещение Bett?
Да, я участвую впервые, хотя и слежу за выставкой уже третий год. Bett мне была интересна по профессиональным причинам. В центре научно-технологического форсайта (ЦНТФ), где я работаю, мы занимаемся исследованием трендов в образовании, так что на выставке я ожидала найти ответы на профессиональные вопросы.
Сама Bett прошла потрясающе и поразила масштабом: в ней участвуют сотни маленьких стартапов и такие гиганты индустрии, как Google, Microsoft и Adobe. Подобные российские мероприятия тоже привлекают к участию бизнес, но их формат более традиционный — меньше вовлечения аудитории. Здесь же на пяти разных площадках проводят дискуссии, круглые столы, презентации, которые подкупают острой актуальностью и похожи на шоу.
И какие тренды вы выделили для себя?
Во-первых, детям дают все больше свободы. Благодаря различным технологиям и девайсам ребенок не просто участвует в процессе, сидя за партой или выступая у доски, а становится творцом, создает нечто новое.
Например, ученик заходит на некую платформу, кодит и видит, как реальные устройства подвязываются к его коду. То есть он замечает, как его действия в цифровой среде влияют на результат в настоящей жизни. Аналогично работают модели в виртуальной реальности. Раньше Первая мировая война представлялась ученикам в виде главы в учебнике, а тут он надевает VR-шлем и попадает в интерактивную среду: может двигать предметы и получать определенный отклик от среды. То есть происходит интеграция ребенка
Во-вторых, кроме того, что мы даем ребенку свободу выбора и возможность создавать, нам нужно его защищать. Дети рождаются с телефоном в руках и в процессе взросления постоянно что-то постят. Ситуация становится критической, когда ребенок становится тинейджером, особенно это касается девушек. Это угрожает личной безопасности, физически и психологически. Огромное количество решений сейчас предлагаются в этой области с одной целью — защитить детей.
Компании идут разными путями: предлагают либо ставить ограничения для пользователя, либо учить его разбираться в том, что хорошо, а что плохо. Наиболее продвинутые решения не просто блокируют ребенку доступ к тому или иному сайту, а комментируют, что может случиться, если он будет переходить по ссылкам и выбирать неоднозначные опции.
Одно из подобных приложений — Safe to Net. Все, что бы ни делал обладатель смартфона, — заходил на сайты, писал в WhatsApp, получал письма на электронную почту — все это сканируется и попадает в систему. Приложение самостоятельно обрабатывает тексты и картинки. Если оно распознает угрозу, то пишет уведомление вроде «знаешь, если ты сюда пойдешь, это может плохо закончиться» или «если ты отправишь эту картинку, она может появиться в интернете в открытом доступе». Это тонкие вопросы, но для ребят 15-17 лет подобные напоминания очень важны — это помогает жить в новой среде с самыми разными последствиями. Если ребенок начинает набирать сообщение, и система распознает в тексте неприятные слова или угрозы (искусственный интеллект определяет не только слова, но и контекст), она рекомендуют остановиться, ведь можно кого-то обидеть.
Если ребенок девять раз проигнорирует уведомления, приложение блокирует телефон и отправляет отчет родителям, чтобы дальше с поведением ребенка разбирались они. Как говорят разработчики Safe to Net, в 80% случаев ребенок реагирует на уведомление, задумывается и решает не совершать опасные для себя и окружающих действия.
Что еще вы увидели на выставке?
Мне было интересно посмотреть на различные решения по обеспечению вовлеченности ребят в рамках дистанционного образования. Например, у нас в университете введен дистанционный курс в области цифровой культуры. Существует риск, что самостоятельные удаленные занятия окажутся менее эффективными, чем работа с живым преподавателем.
На Bett коллеги предлагали видео, которое вокруг себя собирает сообщество. Вы не просто смотрите и оставляете комментарии, а получаете возможность комментировать поминутно, имитируя работу в одной аудитории с преподавателем. Как будто лектор стоит перед вами, и вы тянете руку. Собирая разные комментарии и вопросы, можно не только помочь ученикам разобраться в предмете, но и понять статистику: какая информация оказалась наиболее труднодоступной, какие моменты вызвали больше всего реакции. Так и у учащихся появляется возможность взаимодействовать с преподавателем и другими учениками, и учитель понимает аудиторию лучше.
Обратная связь — важный элемент в процессе реализации подобных курсов. Потому что разработчики создают новые продукты для учеников, и именно оценки целевой аудитории определяют успех их решений. После запуска первых версий авторы работают в тесной связке с учащимися: собирают их отзывы, корректируют разработанные курсы и функционал интерфейсов. То же самое нужно делать и у нас: собирать и обрабатывать обратную связь, чтобы учитывать ошибки и модели поведения студентов.
Еще меня интересовал вопрос организации физического пространства в вузах. Семь лет назад я сама была студенткой и постоянно сталкивалась с проблемой поиска пространства для сфокусированной работы — и в одиночку, и с друзьями. Когда я разговариваю со студентами сейчас, они жалуются на ту же проблему.
А на Bett эту тему почти не обсуждали. Сложилось ощущение, что в текущей действительности коллеги уже нашли решение. Ничего хитрого, даже технологии не нужны — пространство просто должно быстро адаптироваться под разные запросы аудитории и работать на эффективное и относительно комфортное обучение. Тут помогут выделенные пространства, удобная мебель, нехитрая обстановка и оснащение для визуализации идей. Нам многому можно научиться у коллег за рубежом.
Россия отстает от современных научно-технологических трендов в образовании?
В России есть передовые практики, но отечественные тренды в большинстве запаздывают. Слушая на дискуссиях выступления экспертов о кейсах организации образовательного процесса и замечая реакцию аудитории, ты понимаешь: аналогичные технологии внедрены и в других регионах и школах. А я, несмотря на то, что я пристально слежу за новостями о новых технологиях в отечественном образовании, слышала о многих девайсах впервые. Может, встречала единичные новости о внедрении, но не была свидетелем обсуждений массового использования подобных технологий и подходов в школах и университетах. Поэтому мы, конечно, отстаем на шаг от этого фронтира.
Купить — это самое простое. Часть того, что разработчики предлагали на Bett, не стоит больших денег, но сильно облегчает жизнь учителя. Конечно, придется обучить учителей и административный персонал пользоваться программным обеспечением и устройствами. Но перемена повысит эффективность работы в образовательном учреждении и сделает жизнь самых главных потребителей процесса образования веселее и интереснее.
Решения помогут сократить время на решение самых разных задач. Если мы говорим о формальной стороне работы преподавателя, то, например, с помощью нового IT-инструмента можно не писать отчет, а сгенерировать его с помощью распознавания языка. Если речь о содержательных задачах учителя, то ему можно не пересматривать все работы учащегося, чтобы дать рекомендации по усилению компетенций или выставить оценку за четверть, а посмотреть отчет от искусственного интеллекта со всеми сильными и слабыми сторонами обучающегося.
Тот же свободный доступ на месяц программного обеспечения — хорошее начало для внедрения нового инструмента в учебном заведении. В школах почти всегда есть передовые преподаватели, которые любят новое. Если такой преподаватель попробует новый сервис и подтвердит, что процесс обучения стал легче и интереснее, хороший пример подхватят коллеги, ведь сообщество учителей достаточно крепкое. Если решение работает, то люди согласятся потратить дополнительное время, чтобы адаптироваться к нововведению.
А вы видели на выставке отечественные компании?
Bett — международное мероприятие с участниками из Европы, США, Канады, Китая, арабских стран, но среди них я увидела крайне мало команд из России. На фоне предложений от других участников, отечественные решения, к сожалению, пока кажутся менее конкурентоспособными. Но я уверена, что усиленная работа и готовность слышать запросы целевых групп помогут и нам создать достойные продукты в области образования.