Главная цель хакатона — отыскать в университете мотивированных и талантливых студентов, заинтересованных в участии в научной деятельности Национального центра когнитивных разработок (НЦКР). По словам организаторов, это отличный шанс для обучающихся попробовать свои силы в решении реальных бизнес-задач от партнеров Центра, когда приходится работать с наборами данных, по сложности и структуре отличающимися от учебных датасетов, и необходимо разработать комплексное решение, устойчивое к выбросам и перебоям.
«Миссией НЦКР является создание экосистемы для исследований и разработок в области искусственного интеллекта, машинного обучения и когнитивных технологий, — рассказывает руководитель центра Александр Бухановский. — Это включает в себя не только проведение самих научных работ, но и подготовку кадров, способных разрабатывать, внедрять и эксплуатировать интеллектуальные технологии в различных отраслях. Потому в рамках Центра мы запускаем ряд мероприятий, направленных на поиск, отбор и профессиональное продвижение молодых ученых и специалистов, используя для этого реальные проекты по заказу индустриальных партнеров. К ним относится серия хакатонов по приоритетным направлениям Центра для обучающихся бакалавриата и магистратуры и другие проекты. Наша цель — сформировать системные механизмы повышения профессионального уровня наших молодых специалистов, позволяющие закреплять лучшие практики применения интеллектуальных технологий для решения задач цифровой экономики».
Инициатором проведения мероприятия были сами студенты. По словам организаторов, председатель Совета обучающихся факультета инфокоммуникационных технологий рассказал руководителю НЦКР о желании студентов проходить практику, участвуя в проектах реальных индустриальных партнеров на базе центра.
В хакатоне участвовали 15 студенческих команд, от двух до пяти участников в каждой. Ребятам было предложено для решения пять задач, касающихся кластеризации, классификации данных и других тем, связанных с машинным обучением. К примеру, участникам был предложен массив обезличенных данных о пользователях социальных сетей — без имен, но с лайками, комментариями на странице, количеством фотографий. Опираясь только на эту информацию, нужно было определить пол пользователей. В другой задаче нужно было использовать массив данных одного из партнеров Национального центра когнитивных разработок — «ЭР-телеком», ведущей российской телекоммуникационной компании. Используя обезличенные данные, участникам нужно было рассчитать вероятность, с которой клиенты компании могут отказаться от предлагаемых услуг.
У студентов было два дня на выполнение заданий. Количество задач они могли выбрать любое. Основными критериями для оценки результатов были правильность решения, количество моделей и методов, использованных при решении, качество проработки и креативность подхода. По результатам оценки присланных решений организаторы выбрали пять лучших команд. Все победители хакатона получили предложение принять участие в проектной деятельности центра с возможностью трудоустройства.
Так как хакатон проходил на междисциплинарной основе и был открыт для студентов разных направлений, у участников был разный уровень подготовки. Так, например, член одной из победивших команд, бакалавр-второкурсник факультета инфокоммуникационных технологий Алексей Устинов в первый раз решал задачи подобного формата.
«Наша команда состояла из трех человек: я и мои одногруппники. До этого мы не работали с машинным обучением, только были наслышаны. Но, узнав про хакатон, решили прийти. В итоге, решили две задачи, одну из которых — методом перебора. То есть взяли количеством, а не качеством», — делится опытом Алексей Устинов.
Противоположная ситуация у Евгении Щепиной, студентки третьего курса бакалавриата на факультете информационных технологий и программирования, также победившей в хакатоне. Ее команда использовала различные алгоритмы, оценила влияние каждого параметра в выборке, грамотно визуализировала полученные результаты и в итоге получила много баллов за научные изыскания и проработку заданий.
«Хакатон прошел отлично. За два дня я многое узнала. Были элементы заданий, с которыми я сталкивалась впервые, и приходилось быстро искать решение, тут же применять, искать новое, использовать разные библиотеки, функции и модели. Уверена, полученные знания помогут мне в будущей карьере», — рассказывает Евгения.
Сама Евгения уже работает по специальности, поэтому не сможет стать частью команды НЦКР. Однако другие победители хотят попробовать свои силы и воспользоваться возникшей возможностью. Например, в настоящий момент Дмитрий Александров, магистрант первого курса направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», и его товарищи по команде подали заявку на участие в проектах НЦКР.
«Мы видим большой потенциал сотрудничества в области образовательных проектов. У нас общая цель — вырастить талантливых специалистов, готовых решать практические задачи в сфере цифровых технологий. Хакатон – это отличная возможность поддержать самореализацию молодых ребят в эпоху digital. С одной стороны, мы даем интересные задачи, интегрируем участников в "живые", реальные проекты компании, с другой стороны – это возможность для нас нестандартно взглянуть на задачи и возможные пути их решения», – подчеркивает директор по персоналу и организационному развитию АО «ЭР-Телеком Холдинг» Елена Ступина.
Как отмечают организаторы из Национального центра когнитивных разработок, этот хакатон — лишь первое из серии профориентационных мероприятий для молодых специалистов.