Введение в космонавтику
Существует три типа космонавтики: гражданская (пилотируемая космонавтика, космическая наука, включая научные миссии), военная (разведка, закрытые исследования космоса) и коммерческая (регулируется компаниями, то есть частный рынок).
За последние 15 лет коммерческий сектор сформировался в мощную индустрию, хотя раньше это казалось утопией. Сегодня ситуация кардинально изменилась ― большую часть космического бюджета приносит именно эта отрасль. Если говорить в цифрах, то экономика всего космоса насчитывает порядка 360 млрд долларов в год, из них государственные деньги ― это только 25%.
Основной заработок — это спутниковые услуги, телевидение и интернет. Несмотря на то, что общая доля рынка связи снижается, тем не менее, интерес к стабильному доступу в интернет остается высоким.
Активно развиваются космодромы, места запусков и компании, которые готовы предложить услуги по запуску малых космических аппаратов (МКА). Не менее значимый сектор — наземная инфраструктура (Downstream), которая занимается обработкой космических данных, эксплуатацией и сборкой оборудования. Это непосредственно спутниковые операторы, которые оказывают разнообразные услуги.
К слову, при слове «космос» мы представляем Upstream (то, что происходит за пределами Земли), но на деле это только 3% индустрии, а 97% (финансовый оборот, большая часть сотрудников, компаний, предлагаемых услуг, и соответственно, космоса) — это Downstream.
Как космос стал коммерческим?
До конца 90-х годов космонавтика развивалась за счет сопротивления двух сверхдержав и гонки вооружений. Когда этот драйвер развития исчез, то возник вопрос: в каком ключе развивать «новую» космонавтику? В итоге, решение было принято в пользу коммерческой системы.
Как коммерциализация меняет космонавтику? Даже психологически это делает ее понятнее и ближе. Но помимо этого, меняется и сам процесс: если раньше космическое производство — это большой завод, защищенная зона, то сейчас МКА могут собрать небольшие компании.
Доступность и близость космоса привлекла в него разных людей, в том числе предпринимателей и инвесторов. Ежегодно создается около 30 новых компаний в этом сегменте, и вместе с тем растут инвестиции в такие идеи.
Основные тематики, по которым финансируются космические стартапы ― многоспутниковые группировки на низких орбитах, бизнес в области запуска МКА, космический туризм, коммерциализация МКС, дальний космос / робототехнические миссии.
Тенденции из космоса
В области развития спутников наблюдается популярность малых космических аппаратов (МКА). Спутники становятся меньше, а их число в спутниковых группировках ― больше. Суммарно это меняет всю космическую индустрию.
В области запусков появляются более бюджетные площадки для запуска МКА.
В сфере клиентских услуг популярность приобретает работа в режиме онлайн, то есть обеспечение постоянного доступа ко всем подключениям моментально, стабильно и 24/7.
Кроме того, стоит отметить общую тенденцию: космос все чаще рассматривают не как изолированное пространство и бизнес-площадку, а наоборот, ищут связи с другими сферами и любые возможности интеграции.
Перспективные космические разработки:
-
дистанционное зондирование Земли (навигация и навигационные сервисы);
-
телекоммуникация и связь;
-
суперновые сегменты, которые уже сейчас привлекают инвестиции: космический туризм, обслуживание спутников на орбите (дозаправка и ремонт), добыча ресурсов на других планетах.
Ничей и общий
В космическом пространстве работают разные страны, согласно международному регламенту, они в том числе зарабатывают там деньги. Однако ряд проблем не могут решить никакие договоры, конвенции и указы.
Например, что делать, если страна хочет развивать милитаризацию космоса (испытывать технологии двойного назначения)? Должно работать право сильного или все-таки дипломатическое регулирование? Какие правила действуют для частных лиц в космосе? Как регулировать освоение Луны и других небесных тел — их могут присвоить, или они, как и весь космос, «общие»?
Это открытые вопросы, и они говорят о том, что космос ― не только заманчивая площадка для бизнеса, но и рынок, где пока много белых пятен.
Еще один пример — ответственность за деятельность в космосе, в частности, за космический мусор. Мы уже изобрели технологии, чтобы убрать его, но ни одна страна не готова взять на себя эту работу, издержки и, разумеется, вину перед Вселенной. Но, несмотря на это, космические стартапы — это интересная возможность для реализации.
Антонина Громыко ― координатор проектов Космического центра Сколтеха, магистр в области космической политики. Полностью лекцию «Кто правит космосом?» можно посмотреть по ссылке.