Конкурс «УМНИК» проводится Фондом содействия инновациям ежегодно, в этом году Университет ИТМО впервые стал главной федеральной площадкой для участников со всей России.
На первом, заочном этапе проекты оценивались группой экспертов — сотрудниками ИТМО, сфера научных интересов которых пересекается с одной из шести тем конкурса: искусственный интеллект, новые производственные технологии, интернет вещей; робототехника и сенсорика, технология связи 5G, спутниковая связь.
На конкурс было подано 60 заявок — в том числе из Москвы, Самары, Казани и других городов России. В финал попали только 25 из них — теперь им предстоит доказать не только научную и инновационную составляющую предлагаемых проектов, но и их коммерческий потенциал и востребованность на рынке.
Уровень проработки бизнес-модели, понимания рынка, конкурентной среды и конечного потребителя того продукта будет оценивать жюри, в состав которого вошли уже не только специалисты из ИТМО, но и представители бизнеса и эксперты рынка: Сергей Лобковский — экономист Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, Михаил Раяк — советник по инновациям «ИТМО Хайпарк», Александр Белых — менеджер проектов Бизнес-инкубатора «Ингрия» и Александр Смирнов — операционный директор Renca LLC.
Победившие проекты получат грант в 500 тысяч рублей — на доработку бизнес-стратегии и проверку продукта на востребованность рынком. Также все победившие участники должны будут пройти преакселерационную программу от Фонда содействия инновациям. В будущем они смогут продолжить свое развитие через программу «СТАРТ».
Корреспондент ITMO.NEWS пообщался с организаторами конкурса и его участниками и узнал, какие проекты предлагают на конкурс и насколько они инновационны.
Елена Ушакова
начальник Отдела национальных программ и проектов, организатор мероприятия
Университет ИТМО является давним партнером Фонда содействия инновациям, и не только по программам «Умник» и «Старт». Конкурс «Умник-ИТМО», организуемый в рамках программы «Умник цифровая экономика России» на площадке Университета ИТМО, проходит впервые. Ранее мы отвечали только за региональный охват — Санкт-Петербург и область — в этот раз мы являемся федеральной площадкой.
Чтобы победить, участники должны доказать не только научную состоятельность того технологического решения, которое они предлагают, но и его коммерческий потенциал, востребованность на рынке. Они должны хорошо понимать конкурентную среду, есть ли ниша для их продукта, и самое главное, чью проблему или боль решает их разработка.
Мне представляется, что участие в таком конкурсе для студентов, аспирантов, молодых разработчиков — очень полезно, потому что таким образом они могут выстроить первый мосточек от фундаментальной науки к бизнесу. Я думаю, что чем активнее Университет ИТМО будет и впредь вовлекать молодежь именно в технологическое предпринимательство, тем лучше будет наша жизнь, потому что будут создаваться новые компании, новые рабочие места, будет расти экономика. В принципе технологическое предпринимательство — это основа любой развитой экономики.
Если говорить о соотношении заявок среди аспирантов и студентов, то их практически поровну — видимо, в университете создается среда, в рамках которой формируется позитивное отношение к предпринимательству в целом и технологическому предпринимательству в частности. Мы действительно наблюдаем большую активность у студентов, и очень радуемся, что очень много ребят понимают, как функционирует рынок, как можно применять их разработки в реальном секторе экономики.
Игорь Куприенко
начальник Управления по развитию проектной деятельности Университета ИТМО
Фонд содействия инновациям дает возможность малым инновационным предприятиям пройти всю цепочку развития, вплоть до выхода на международные рынки. «УМНИК» — это такой первый шаг для ребят, которые занимаются наукой, чтобы они подумали о возможностях перехода в практическую плоскость. Эти 500 тысяч даются на то, чтобы ребята смогли подготовить бизнес-план и протестировать его на рынке.
Это небольшие деньги, но они позволяют сделать первые шаги. Дальше можно податься на «СТАРТ 1» — там дают уже 2 миллиона рублей, абсолютно безвозмездно на один год. На «СТАРТЕ 2» дают три миллиона — но при условии, что столько же вы привлечете сами. Дальше есть еще целый ряд программ и конкурсов. То есть это такой трамплин, чтобы двигаться дальше. При этом, даже если вы полностью провалились, при условии выполнения запланированных мероприятий никто с вас ничего не спросит — но вы уже получили возможность попробовать. Это, конечно, очень здорово.
Я веду курс «Методология проектной деятельности», в рамках которого я рассказываю студентам о том, как важно уметь привлекать деньги. При этом я всегда говорю, что деньги не являются самоцелью. Их можно добыть гораздо более простыми способами, чем участие в конкурсах и развитие технологических проектов. Но важно то, что технологические проекты должны быть еще и социальными — потому что, если вы не видите социальную потребность в ваших разработках, то впоследствии их востребованность может быть нулевая. Понимание того, что ваша разработка нужна людям и реализует их потребности, ― это самое главное, для чего нужно участвовать в конкурсе и привлекать финансирование.
Регина Белугина
аспирант факультета прикладной оптики
Потенциометрическая мультисенсорная система для неинвазивной диагностики раковых заболеваний
Предлагаемая нами система состоит из потенциометрических датчиков, которые реагируют на состав исследуемой жидкости — в нашем случае, это моча. Далее мы используем методы машинного обучения и подбираем тот, который будет наилучшим образом решать задачу классификации, иметь наиболее высокую точность, селективность.
Мы связываем результаты, полученные с нашей системы, и определяем, болен пациент или здоров. Важно, что мы не ищем онкомаркеры и не измеряем концентрацию конкретных веществ, а смотрим на общую картину, интегральный состав жидкости — ведь болезнь сильно меняет ионный состав мочи. То есть мы выискиваем скрытые взаимосвязи в структуре данных с помощью методов машинного обучения.
Аналогов нашему устройству нет ни в России, ни на Западе. Экспресс-системы диагностики, конечно, существуют и применяются, но у них очень много ограничений, а также случаев ложно-положительного результата. Есть зависимость и от стадии, потому что учитывается размер присутствующих в моче объектов ― а это характерно уже для поздних стадий рака. Наша же платформа более точная и не зависит от стадии заболевания. Используемые нами модели машинного обучения обсчитывают сразу полные данные и выискивают скрытые структуры без опоры на стадии. При этом определить стадию нельзя: мы занимаемся не постановкой диагноза, а скринингом, то есть предупреждаем, что с организмом что-то не так.
Я этим проектом занимаюсь уже год, а наша научная группа работает над ним уже лет пять. У нас есть рабочий прототип на основе рака простаты — мы уже провели клинические исследования на базе Военно-медицинской академии имени Кирова с участием 89 образцов и доказали точность классификации на уровне 97%. Данный прототип, который разрабатывала уже я, будет использоваться для исследования рака мочевого пузыря.
Ян Сундквист
выпускник магистратуры СУиР 2020 года
Разработка конструкции механизма локтевого сустава роботизированного протеза плеча
Я был на преддипломной производственной практике в компании «Моторика». Мне удалось посмотреть работу компании, окунуться в сферу и выявить некоторые векторы, которые будут востребованы в течение нескольких следующих лет: на что будет сфокусирован будущий рынок, следующие поколения протезов, где можно представить инновационный продукт, который будет пользоваться спросом и улучшать уровень жизни людей с инвалидностью.
Моя бакалаврская и магистерская работы были связаны с роботизированными протезами кисти. Я, как человек активно занимающийся спортом и следящий в том числе за паралимпийскими играми, подумал: а почему бы не помочь спортсменам-паралимпийцам повысить качество их жизни?
Ниша плечевых протезов практически пуста — в мире существует только две фирмы, которые их производят. Во-первых, это сложная разработка, которая требует больших вложений от производителей. Во-вторых, в плечевых протезах нуждается очень небольшой процент от общего числа людей с ампутированными конечностями — и это не настолько большой рынок. Многие компании не берутся за это просто потому, что считают это экономически нецелесообразным. Плюс, многие компании еще не выросли настолько, чтобы уходить в такие сложные проекты.
Модуль локтя будет представлять собой объединенное изделие с протезом кисти. На данный момент такой протез кисти уже существует и производится в компании «Моторика». Но его необходимо доработать — менять электронику и всю механику. На это я планирую потратить один год. Дальше я хочу подаваться на следующие гранты для того, чтобы продолжить и завершить этот проект и начать испытания.
Управление модулем будет происходить через датчики электромиографии, которые будут считывать биопотенциалы мышц, а также через комбинированные системы с оптическими датчиками, которые могут считывать сигналы без каких-либо шумов и помех. Также будет система управления за счет движения плечевого сустава — это очень важно, чтобы не допускать атрофии мышц, которая часто приводит к нарушению всего опорно-двигательного аппарата.
Важно, что наше устройство будет гораздо дешевле аналогов, во-первых, за счет импортозамещения, во-вторых, за счет современных материалов и автоматизации производства.
Карина Дергун
аспирант факультета программной инженерии и компьютерной техники
Разработка модуля с сохранением последовательности потоков для Google ThreadSanitizer
Я предлагаю инструмент, который не только проверяет код на ошибки, но и выявляет условия, при которых возникает ошибка, а также тип этой ошибки — чтобы разработчик понимал, в каком конкретном месте она произошла или какая последовательность действий к ней привела. Это очень важно, например, при разработке финансовых инструментов, где цена каждой ошибки крайне высока.
Модуль основан на инструменте Google ThreadSanitizer. Отличие нашей разработки в том, что последний ищет ошибки стандартными алгоритмами — а они, во-первых, не совершенны, а во-вторых, охватывают не все виды ошибок, которые могут допускать разработчики, и в-третьих, часто имеют ложные срабатывания. Мы полностью переработали модуль для фаззинг-тестирования, включили поддержку атомарных переменных, улучшили алгоритм для поиска deadlock.
В дальнейшем предполагается доработка модуля для фаззинг-тестирования и добавление в него алгоритмов для сохранения последовательности исполнения потоков. Сейчас модуль рассчитан на языки C и C++. В будущем мы добавим еще C sharp и Java.