Несмотря на переход в онлайн, конференция TEDxStPetersburg сохранила классический формат коротких лекций, которые идут одна за другой. Формат прочно занял свое место в сфере публичных выступлений ― в соответствии со слоганом TED «Идеи, достойные распространения» спикеры могут за короткое время донести до слушателей свои открытия или мысли о какой-либо проблеме.
TED (Technology, Entertainment, Design) охватывает различные темы ― от личной эффективности до высоких технологий, информация объясняется понятным языком. В этот раз спикеры из сферы образования, искусства, бизнеса, экономики, Data Science и других областей поделились своими мыслями о главной теме 2020 года — что ждет мир и каждого из нас после пандемии.
Университет, где можно не выбирать между работой и учебой
Открывая выступление, первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова вспомнила знаменитую речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда «Оставайтесь голодными». Тогда он рассказал три истории из своей жизни, а в одной из них вспомнил, как бросил университет.
Продолжая историю, эксперт поделилась со слушателями неожиданным фактом из жизни — в студенчестве она иногда прогуливала занятия, отдавая предпочтение работе тренером по горным лыжам, изучению иностранных языков, общению с иностранными студентами и участию во внеучебной деятельности. И хотя желания бросить университет не было, Дарья Козлова призналась, что тогда ей было жалко уделять 100% времени учебе.
«Тогда мне казалось невозможным получить весь опыт работы, обучения, спорта и взаимодействия в одном месте. Сейчас я стою по другую сторону, и все мои мысли, вся моя работа посвящена тому, чтобы понять ― как должен быть устроен университет, который не бросают и не прогуливают — университет будущего», — рассказала она.
По мнению первого проректора ИТМО, университет будущего — это вуз без физических и временных границ, расписания и журналов посещаемости. Это персональный пазл, набор дисциплин, занятий и практик, которые нужны студенту именно в данный момент. Его отличают гибкий график, индивидуальное расписание, персонализация образования, рефлексия.
В университете будущего нет оценок, потому что результат и содержательная обратная связь важнее, чем сравнение студентов по шкале от 1 до 5. Студенты не сражаются с университетом, преподавателями и расписанием, а развиваются вместе с ними, делая и себя, и свой вуз сильнее.
Также Дарья Козлова подчеркивает, что в таком университете не нужно делать выбор между работой и учебой, а понятие «вместо» меняется на слово «вместе». Распределение времени становится выбором каждого.
«Уже сегодня в Университете ИТМО мы работаем вместе со студентами и развиваемся вместе с ними. В университете будущего студенты и преподаватели отдадут все непрофильные задачи цифровым помощникам, а свое время будут тратить на создание нового ― новых продуктов, новых услуг, новых проектов и, возможно, новых рынков», — говорит эксперт о перспективах университета будущего.
Цифровые помощники смогут заниматься, например, отбором и верификацией материалов для чтения, планировать расписание и систематизировать деятельность.
«Мне нравится, когда студенты абсолютно четко и с гордостью ассоциируют себя с университетом, говоря: “У нас открылся центр суперкомпьютерных технологий”, “У нас классная баскетбольная площадка”. Я верю, что в неклассическом университете будущего мы можем быть заодно, и тогда студенты с гордостью будут говорить “У нас классная зона дополненной реальности”. Это знак качества — когда студенты ассоциируют, объединяют себя с альма-матер», — заключает Дарья Козлова.
Четыре стадии выгорания и авторский способ его избежать
«Говорят, что нужно ставить себе амбициозные цели и мечтать по-крупному. На своем примере я убедилась, что это очень плохая идея», — именно так начала выступление Екатерина Ленгольд, предприниматель, автор книг и экс-вице-президент по развитию бизнеса в компании Astro Digital.
Екатерина начала учиться в институте в 14 лет, а в 16 — основала первый бизнес. В 19, получив три образования в России, поехала учиться в MIT, где брала дополнительные курсы и занятия в Гарварде. Через некоторое время организовала технологический стартап — параллельно с учебой. Она рассказала, как загнала себя в тупик в стремлении доказать себе и окружающим, что чего-то стоит, взяла неподъемный кредит у себя самой. Когда пришло время платить по счетам, ценой этой гонки за успех стало выгорание.
По словам Екатерины, зачастую оно происходит незаметно. Первые признаки сильно отличаются от того, как мы себе представляем выгоревшего человека. Она разделила выгорание на 4 стадии и описала каждую из них.
«Супероптимист»
Из-за того, что у нас снижается уровень дофамина, нейромедиатора, который позволяет нам предвкушать победу и действовать, мы начинаем придумывать для себя нереалистичные глобальные цели и влюбляться в этот новый образ себя. Мы теряем концентрацию, но игнорируем это.
«Новатор»
Мы понимаем, что только глобальными целями не обойтись, нужно что-то более серьезное. Мы думаем, что в жизни надо что-то менять: работу, окружение, страну. Мы записываемся на курсы, закупаемся книгами, находим коуча, идем в тренажерный зал. Надежда на перемены и надежда на то, что изменения во внешних условиях приведут к изменениям внутри дает нам дополнительный скачок дофамина. Если при этом мы не занимаемся восстановлением своих сил, то оказываемся на третьей стадии.
«Прокурор»
Мы понимаем, что все наши цели ничего не дают, мы никуда не продвинулись, все эти перемены тоже никуда не привели, новая жизнь не началась. Мы начинаем искать причины, но не внутри нас, а ищем виноватых. Мы критикуем всех вокруг, потому что нас начинают все раздражать. Нам хочется всем выдать советы, как им правильно жить. Агрессия в отношении окружающих дает кратковременный приток энергии, которая так нужна выгоревшему человеку. Мы начинаем избегать людей, у которых все хорошо, потому что они ассоциируются с позитивом. Успех и радость окружающих начинают вызывают раздражение.
«Зомби»
На этой стадии находится настоящий выгоревший человек, которому ничего не хочется, который теряет надежду на светлое будущее, на то, что он может что-то поменять. Становится очень сложно ставить цели, люди скатываются в рутину, делают все на автомате, от мысли о переменах начинает мутить и все вызывает отвращение.
Екатерина, пройдя все 4 стадии, выработала систему организации жизни, которую назвала «agile life». Подход основывается на спринтах, нейрофизиологии и методах самокоучинга.
Как отмечает Екатерина, суть спринтов в том, что каждые три недели она ставит себе цели в трех сферах: личное развитие, социальный и карьерный рост. В течение трех недель она работает над этими целями, а в конце — устраивает сессию рефлексии, где подводит итоги и делает выводы относительного того, что получилось или не получилось, и почему. После она делает недельный перерыв, когда в спокойном режиме «восстанавливает батарейку» и заботится о себе.
Екатерина советует отказаться от амбициозных целей и долгосрочных планов, а уделить время четырем этапам: планированию, реализации, анализу и перезарядке. По мнению эксперта, это даст конкурентное преимущество в меняющемся мире.
«Как говорил Дарвин, выживает не сильнейший, а тот кто способен лучше других адаптироваться к изменениям внешней среды. Благодаря спринтам ты можешь постоянно настраивать вектор своего движения и двигаться вперед более эффективно», ― говорит она.
Почему квантовый компьютер называют атомной бомбой 21 века
По словам Алексея Кавокина, ученого и специалиста в области квантовой физики и фотоники, секретную информацию нельзя защитить при помощи классического компьютера, но при помощи квантового — можно.
«Может ли современный, мощный, быстрый компьютер взломать любой код? Это было бы и хорошо и плохо, если бы мог. Хорошо, если взломать надо нам, но плохо, если, наоборот, мы хотим защитить какую-то информацию. А каждый из нас хочет защитить свой банковский счет, аккаунты в социальных сетях, email и так далее. Можно ли их защитить? Оказывается, на этот вопрос есть однозначный ответ: да, можно защитить наши секреты от классического компьютера, но в то же время квантовый компьютер может подобрать ключ к сколь угодно сложному коду», — рассказал он.
Большая часть информации защищена на основе операции разложения огромного числа на простые множители. Перемножать числа легко, а вот раскладывать большое число, искать его простые множители — сложная задача. Классическому компьютеру понадобится около 1000 лет, чтобы разложить такое число, а квантовому компьютеру — несколько секунд. Например, логин и пароль — два числа — квантовый компьютер выдаст через несколько секунд, потому что у него одновременно в памяти есть все логины и пароли и алгоритм Шора, который позволяет из всего многообразия по какому-то критерию выбрать ту пару, которая вам нужна. Таким же способом можно взломать банковский код.
Поскольку квантовые технологии в руках хакеров могут быть очень опасны, квантовые физики работают над системами защиты.
«Квантовые компьютеры, о которых сейчас говорят только специалисты, те немногие, от которых зависит судьба многих, какая-то тысяча квантовых физиков, начнут в какой-то степени оказывать влияние на жизнь каждого из нас. Я не хочу говорить о том, что надо делать, и не предлагаю никаких решений, однако предупрежден — значит вооружен. Цель моего выступления — просто проинформировать вас о том, что такая реальность у нас на дворе. Квантовая революция пришла к нам», — заключает Алексей Кавокин.
В презентации он предупреждает, что квантовое превосходство опасней коронавируса и государства должны быть к нему готовы, а также рекомендует учить квантовую механику.
В конференции TEDxStPetersburg также приняли участие писатель и сценарист Александр Цыпкин, который прочел свой рассказ «Миллион печатных знаков» о новой реальности коммуникации между людьми, основатель BIOCAD Дмитрий Морозов, который рассказал о будущем биотехнологий, которое уже наступило, а директор по коммуникциям Spotify Russia Ольга Зыряева. Она рассказала о том, как меняется аудиоискусство и что ждет нас дальше. Кроме того, в рамках конференции прошли семинары о дополнительном образовании от Skillbox и рынке труда в период пандемии от HeadHunter.