О конкурсе
Digital Opera — фестиваль, объединяющий жанр оперы и актуальное цифровое искусство, проводимый ежегодно организацией «Петербургские сезоны» при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Целью фестиваля является не только популяризация оперного искусства, но и поиск его места в современном мире цифровых технологий, переосмысление и «осовременивание» через призму восприятия человека 21 века.
В конкурсе ежегодно принимают участие как мировые звезды оперы, известные театральные и оперные режиссеры, так и художники мультимедиа, медиадизайнеры и студенты соответствующих направлений. Участники должны подготовить визуальное оформление сценического пространства и видеоряд для конкретной оперной арии, при этом оно должно быть эстетически и логически связано с музыкальным сопровождением.
В этом году финал проходил на площадке Киноконцертного зала Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. В нем приняли участие 14 команд, четыре из которых представляли Университет ИТМО — это студенты и преподаватели CLD ITMO University.
Команда «To be» получила приз в номинации «Лучший режиссер мультимедийного перформанса». В состав команды входят студенты направлений «Световой дизайн» и «Робототехника».
Как рассказывает Александра Ирисова, куратор культурных проектов СLD ITMO University, участие в таких конкурсах очень важно для студентов, обучающихся по специализации «Дизайн интерактивной среды».
«Здорово, что студенты участвуют в таких конкурсах, прокачивают свои умения на практике со сценическими пространствами. Потому что у нашей образовательной программы достаточно плотное сотрудничество с музеями — мы регулярно участвуем в фестивале "Ночь света" в Гатчине, — а вот попрактиковаться в сценических постановках удается не так часто. Подобные конкурсы помогают ребятам попробовать свои силы в совершенно новой для себя области — при этом очень актуальной и востребованной. Так что мы планируем продолжать сотрудничество с организаторами Digital Opera».
Три архитектора и один робототехник
Команда из трех студенток программы «Световой дизайн» Елены Черемисовой, Анастасии Лаушкиной, Надежды Кумаковой и магистранта направления «Робототехника» Даниэля Абуева сформировалась в 2019 году во время участия в международной конференции «Световой дизайн», организованной CLD ITMO University при участии Государственного Эрмитажа и поддержке администрации города.
Второй день мероприятия проходил на площадке «Севкабель Порт», и всем студентам программы было предложено разработать видеоконтент для арт-выставки, сопровождающей конференцию. Как рассказывают ребята, для них это была возможность попробовать себя в качестве медиадизайнеров.
«Преподаватели дали нам тему для разработки контента — химера. Разбирались мы с этим понятием самостоятельно, вложили в него свой смысл, — рассказывает Надежда Кумакова. — Преподаватели никаких рамок нам не ставили, мы сами придумывали смысловой и визуальный ряд. Опыта работы в программах и создания 3D-мэппингов у нас особо не было (это мы проходим позже), пришлось очень быстро разбираться во всем этом. Плюс, нам не хватало крутого аниматора — так мы нашли Даниэля Абуева, который давно увлекается монтажом и анимацией в After Effects. Ему очень понравился этот опыт, поэтому теперь он полноценный участник нашей команды».
При этом женская часть коллектива знакома с 2014 года — они все выпускницы кафедры архитектуры Саратовского государственного технического университета, вместе же решили поступить в ИТМО. У каждого участника команды теперь своя роль: Надежда Кумакова и Анастасия Лаушкина выступают в качестве дизайнеров и режиссеров, Елена Черемисова — художник-сценарист, а Даниэль Абуев занимается монтажом и анимацией.
Энтузиасты-любители против художников-профессионалов
Для команды «To be» участие в подобном конкурсе было в новинку — собственно, и такой сложный мультимедиа-проект они делают всего лишь второй раз в жизни. Поэтому победа в конкурсе для них стала максимально неожиданной:
«По первой специальности мы дизайнеры-архитекторы, поэтому для нас создание таких проектов — абсолютно новый опыт, — продолжает Надежда Кумакова. — Из нас всех только Даниэль имеет технический бэкграунд, а мы больше по художественной части. Так что мы были очень рады, что нас в принципе пригласили на гала-концерт, ни на что большее не рассчитывали. О победе мы совершенно не думали, потому что у нас были слишком мощные конкуренты, настоящие медиа-художники. И особенно здорово то, что нам дали диплом именно за режиссуру — для нас такая высокая оценка очень важна».
В качестве темы для работы ребята выбрали отрывок дуэта Ленского и Онегина «Враги…» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (в исполнении оперных певцов Антона Андреева и Даниила Соколова). Идея и эстетика визуального сопровождения была придумана практически сразу — в проекте использована авторская акварель и графика Елены Черемисовой, вдохновленная рисунками В.Э. Борисова-Мусатова и самого А.С.Пушкина, а также природные образы, олицетворяющие течение жизни.
«Мы очень долго настраивались, слушали этот отрывок и всю оперу, пропускали произведение через себя. Уникальность этого отрывка в том, что в нем сочетаются тоска одиночества, меланхолия, блеск и удовольствия светской жизни, неизбежность судьбы. Мы пришли к выводу, что проект надо сделать так, чтобы он был максимально искренним, эмоциональным. То, что это должны быть текучие материалы и отрисовка вручную, мы придумали сразу, но мы долго не могли придумать, как это подать, как сохранить эффект живого процесса рисования, текучесть акварели», — объясняет Анастасия Лаушкина.
По признанию авторов, технически реализовать задумку было сложнее, чем казалось на первый взгляд, ведь анимировать статичные рисунки гораздо более проблематично, чем если бы их создавали сразу в цифре. Тем более было не совсем понятно, как использовать рисунки в формате мэппинга.
В решении этой задачи помогли консультации с педагогами магистерской программы «Световой дизайн», которые курировали ребят в ходе всего проекта. Также в рамках фестиваля организаторы провели серию мастер-классов с мэтрами сценического мастерства по режиссуре, работе со специальными программами, проекторами и другим оборудованием, по общим принципам создания художественного оформления для театральных постановок.
Дальнейшие планы и новые задумки
Победа в Digital Opera вдохновила команду и дальше развиваться в этой области, участвовать в конкурсах и пробовать себя в медиадизайне. В планах — создание интерактивного, иммерсивного проекта, в котором зрители будут создавать контент сами.
«Мы поняли, что наши ресурсы не ограничены. Потому что технические возможности сейчас позволяют сделать все что угодно, реализовать любые задумки. Самое главное — определить идею, а дальше уже набирать инструменты для ее воплощения. Нужно продолжать постоянно развиваться, учиться новому, участвовать в конкурсах и ставить себе новые цели», — заключает Надежда Кумакова.