Любое научное или техническое достижение, любое открытие всегда имеет как минимум два глобальных результата. Во-первых, оно что-то меняет в возможностях человечества: позволяет быстрее передвигаться, эффективнее лечить, накормить больше людей. Во-вторых, оно что-то меняет в представлениях людей о мире, о себе, о будущем. Первой частью занимаются преимущественно технические и естественные науки, второй — социальные и гуманитарные.
В этом году в Университете ИТМО был запущен проект «TECHNOHISTORY», направленный на то, чтобы познакомить широкую аудиторию с тем, как естественное и гуманитарное знание влияют друг на друга, а также показать, как научные открытия влияют на ход исторического процесса. В середине ноября результаты первого этапа проекта были представлены на международном фестивале идей и технологий Rukami.
Студенты и преподаватели различных подразделений Университета ИТМО выступили в рамках семи треков, посвященных различным отраслям знаний ― от VR-визуализации культурных объектов до истории освоения атома. Каждый трек имел в своей основе междисциплинарное исследование или минипроект на стыке социальных и естественных областей знания.
«Когда мы запускали проект «TECHNOHISTORY», хотелось не только сделать преподавание гуманитарных дисциплин максимально интересными для студентов, вовлечь их в процесс творчества, но и расширить их представить о мире в его целостности и многообразии, показать, что без гуманитарного знания невозможно сформировать адекватное современному обществу научное мировоззрение, столь необходимое современному специалисту, — рассказывает директор Центра социальных и гуманитарных знаний, доцент ФТМИ Галина Жиркова. ― Работа в нашем проекте для студентов — это не только уроки коммуникации, но и первые шаги в междисциплинарном взаимодействии».
Она добавляет, что выбирая треки проекта, авторы проекта ориентировались на профессиональные интересы студентов различных факультетов.
«Мы старались подобрать такие темы, которые были бы интересны студентам: программистам — о взаимодействии человека и информационного общества, биотехнологам — о микробиоме и новых технологиях производства продуктов и т.д. И все мы пытались представить будущее человечества…», ― говорит Галина Жиркова.
Биохакинг и экопитание
Сфера биотехнологий имеет огромное поле для гуманитарных исследований, связанных с этикой, социологией и политологией. В рамках проекта «TECHNOHISTORY» отдельный трек был посвящен биотехнологиям, в котором представлен проект доцента факультета биотехнологий Анастасии Павловой «Bio VS Eco». Несмотря на свое название, он затрагивает целый комплекс проблем: биотехнологических, социальных, исторических, антропологических. Он посвящен роли питания в жизни человека.
«Основная наша задача заключалась в том, чтобы рассказать участникам об ЭКО, БИО и ОРГАНИК продуктах, о функциональном питании и его роли в жизни человека, — рассказывает Анастасия Павлова. — Также мы поделились результатами нашей научно-исследовательской работы, которая называется "Разработка функционального питания для здорового долголетия на основе вторичных продуктов переработки молока". Вместе с участниками фестиваля мы пытались разобраться, в чем же заключаются отличия между «ЭКО», «БИО» и «ОРГАНИК» продуктами».
Также в ходе трека участники представили результаты маркетингового исследования в области питания пожилых людей, рассказали о роли белка в здоровье человека и остановились на вопросе влияния того или иного продукта на окружающую среду.
«Далее магистрантка Анастасия Андреева пригласила участников на экскурсию в лабораторию Университета ИТМО, где участники нашей команды ― молодые ученые ― разрабатывают новые рецептуры, проводят исследования, ставят эксперименты. Прямая трансляция из лаборатории позволила показать гостям фестиваля так называемый backstage нашего проекта», — добавила Анастасия Павлова.
Еще один трек, связанный с биологическими науками, был посвящен историко-культурному дискурсу микробиома (руководители: Дарья Мартынова и Лаура Родригез). В частности, под руководством преподавателя Университета ИТМО Лауры Родригес студенты-искусствоведы из СПбГУ создавали Art&Science объекты. После этого они, уже как исследователи искусства, анализировали сам процесс создания своего произведения и получившийся результат под руководством Дарьи Мартыновой.
Свои проекты представили и студенты разных направлений Университета ИТМО. Готовиться им помогала профессор Сорбонны Коринн Дориа. В течение нескольких недель до фестиваля студентов знакомили с различными аспектами изучения микробиома, рассказывали о том, как медиа создают в массовом сознании образ «плохих» и «хороших» бактерий.
«Один из наших студентов в итоге сделал проект по биохакингу, по тому, как он помогает лечить определенные заболевания или наоборот ― как в других руках биохакинг может эти заболевания спровоцировать, — рассказывает ассистент ФТМИ и менеджер Центра социальных и гуманитарных знаний Дарья Мартынова. — Другие ребята сделали проект про искусственную кожу и ее применение в произведениях искусства. Наконец, одна студентка выбрала чисто историко-культурное исследование об эволюции микробиома».
Человек в цифровую эпоху
На протяжении многих лет вопрос использования цифровых технологий в коммуникациях между людьми интересует исследователей-гуманитариев. Уже много лет они пишут работы о том, как цифровая коммуникация влияет на наши отношения друг с другом, на восприятие произведений искусства, индустрию развлечений.
Сразу два трека проекта «TECHNOHISTORY» так или иначе затрагивают эту проблему. Например, отдельным направлением стало изучение места культурных памятников в цифровую эпоху. В его рамках было рассказано о проекте VR-«реконструкции» одного из исторических интерьеров дома П.С.Строганова, в котором сейчас находится корпус Университета ИТМО. Проект осуществляется в рамках конкурса ITMO.FUTURE.
«Речь идет о виртуальной реконструкции столовой дома Строганова, она проводится в рамках инициативы по созданию музея "Дом Строганова", — объясняет Дарья Мартынова. — Мы провели работу в архивах и библиотеках Петербурга, нашли описания столовой, ее фотографии и рисунки. Была проведена работа в хранилищах Государственного Эрмитажа: найдены фрагменты ткани, которой была обита столовая во второй половине XIX века, стулья и вазы, находившиеся в историческом интерьере. Чтобы визуализация стала более детальной, мы ездили фотографировать интерьеры Павловского дворца, Строгановского дворца и усадьбы С. А. Строганова в Волышово».
Результатом этой работы стал проект по созданию трехмерной виртуальной реконструкции исторического интерьера столовой для демонстрации в различных гарнитурах виртуальной и дополненной реальности.
«Один из самых сложных аспектов проекта ― решение проблемы с освещением для осуществления качественного процесса фотограмметрии, — рассказывает директор центра юзабилити и смешанной реальности факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО Артем Смолин, который курирует программную часть проекта. — Мы вынуждены были использовать специальное световое оборудование, чтобы с достаточно хорошим качеством делать подготовительные фотоизображения, из которых мы создавали трехмерную модель пространства».
Еще один трек был посвящен собственно самому человеку и его отношениям с новым цифровым миром (руководитель: Андрей Васильев). Студенты рассматривали такие феномены, как «цифровое одиночество», когда человек чувствует себя одиноким и потерянным в мире социальных сетей.
«Наши ребята подготовили игру по цифровому одиночеству. Получилось похоже на кафкианский "Замок", когда человек ощущает себя никому не нужным в пространстве социальных сетей», — поясняет Дарья Мартынова.
Помимо этого на фестивале выступили представители Центра студенческой науки, конференций и выставок Университета ИТМО Олег Елисеев и Екатерина Хорошева, которые рассказали про работу и проекты Центра. В рамках этого направления были представлены две перспективные практико-ориентированные НИОКТР («Разработка системы автоматической очистки лидара беспилотного автомобиля» под руководством Станислава Рочаса и «Разработка оптического датчика тока с чувствительным тонкопленочным элементом на основе ферромагнитного материала» под руководством Женевьевы Снежной).
Также заместитель декана по учебной работе факультета низкотемпературной энергетики Татьяна Рябова представила разработки и опыты Школы юного инженера Университета ИТМО, а аспирантка Юлия Санкина представила проект «Разработка комплексной адаптивной системы распределенного регулирования микроклимата помещений» и рассказала про процесс работы над ним.
Космос, атом и образ будущего
Проект, посвященный влиянию науки на жизнь и историю человечества, не мог пройти мимо темы освоения космоса (руководители: Дмитрий Вычеров и Андрей Копанев). Участники «TECHNOHISTORY» представили на фестивале трансляцию с МКС, посвященную теме транспортировки мусора в космосе. Также в программе был трек, который касался освоения атомной энергии. Здесь слушателям трансляции Rukami представили историю развития атомной энергетики.
«Еще один трек, представленный на фестивале, касался образа будущего, — рассказывает Галина Жиркова. — Я предложила студентам визуализировать свои представления о будущем. На первом этапе они делали мудборды ― «доски настроения», композиции, которые бы отражали их представления. Затем сами студенты предложили сделать анимацию, которая изображала большой земной шар и "земные шарики будущего", сгруппированные в соответствии с представлениями о будущем развитии планеты»
В результате получилось три мини-трека: полностью технологичное будущее, экологичное будущее ― с прекрасными зелеными пространствами и небольшими поселениями ― и некий компромиссный технологично-экологический вариант, говорит она. Закончив представление, студенты спросили зрителей, какое будущее им представляется более вероятным. Результаты опроса менялись несколько раз, но в итоге победила экология.
На пути к Open Science
Треки проекта «TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami набрали около 5000 просмотров ВКонктакте и еще порядка 11 000 на YouTube. Как отмечают авторы проекта, зрителям удалось представить сразу несколько лабораторий и научных центров Университета ИТМО и продемонстрировать междисциплинарный характер исследований.
«Следующий этап развития проекта — это выступление на "TECHNOHISTORY: Open Science", — отмечает Галина Жиркова. — В формате фестиваля мы не могли представить в достаточной мере исследования, которые вели наши студенты. Мы надеемся, что это удастся сделать во второй половине декабря на "TECHNOHISTORY: Open Science". А лучшие исследования будут представлены на конгрессе молодых ученых и в перспективе на Петербургском историческом форуме. Мы благодарим всех, кто поддержал наш проект и активно включился в работу. Но проект "TECHNOHISTORY" будет продолжаться. Мы ждем новых участников проекта и надеемся, что сотрудники и студенты других подразделений тоже станут членами нашей команды».