Любое научное или техническое достижение, любое открытие всегда имеет как минимум два глобальных результата. Во-первых, оно что-то меняет в возможностях человечества: позволяет быстрее передвигаться, эффективнее лечить, накормить больше людей. Во-вторых, оно что-то меняет в представлениях людей о мире, о себе, о будущем. Первой частью занимаются преимущественно технические и естественные науки, второй — социальные и гуманитарные.

В этом году в Университете ИТМО был запущен проект «TECHNOHISTORY», направленный на то, чтобы познакомить широкую аудиторию с тем, как естественное и гуманитарное знание влияют друг на друга, а также показать, как научные открытия влияют на ход исторического процесса. В середине ноября результаты первого этапа проекта были представлены на международном фестивале идей и технологий Rukami.

«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb
«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb

Студенты и преподаватели различных подразделений Университета ИТМО выступили в рамках семи треков, посвященных различным отраслям знаний ― от VR-визуализации культурных объектов до истории освоения атома. Каждый трек имел в своей основе междисциплинарное исследование или минипроект на стыке социальных и естественных областей знания.

«Когда мы запускали проект «TECHNOHISTORY», хотелось не только сделать преподавание гуманитарных дисциплин максимально интересными для студентов, вовлечь их в процесс творчества, но и расширить их представить о мире в его целостности и многообразии, показать, что без гуманитарного знания невозможно сформировать адекватное современному обществу научное мировоззрение, столь необходимое современному специалисту, — рассказывает директор Центра социальных и гуманитарных знаний, доцент ФТМИ Галина Жиркова. ― Работа в нашем проекте для студентов — это не только уроки коммуникации, но и первые шаги в междисциплинарном взаимодействии».

Галина Жиркова
Галина Жиркова

Она добавляет, что выбирая треки проекта, авторы проекта ориентировались на профессиональные интересы студентов различных факультетов.

«Мы старались подобрать такие темы, которые были бы интересны студентам: программистам — о взаимодействии человека и информационного общества, биотехнологам — о микробиоме и новых технологиях производства продуктов и т.д. И все мы пытались представить будущее человечества…», ― говорит Галина Жиркова.

Биохакинг и экопитание

Сфера биотехнологий имеет огромное поле для гуманитарных исследований, связанных с этикой, социологией и политологией. В рамках проекта «TECHNOHISTORY» отдельный трек был посвящен биотехнологиям, в котором представлен проект доцента факультета биотехнологий Анастасии Павловой «Bio VS Eco». Несмотря на свое название, он затрагивает целый комплекс проблем: биотехнологических, социальных, исторических, антропологических. Он посвящен роли питания в жизни человека.

«Основная наша задача заключалась в том, чтобы рассказать участникам об ЭКО, БИО и ОРГАНИК продуктах, о функциональном питании и его роли в жизни человека, — рассказывает Анастасия Павлова. — Также мы поделились результатами нашей научно-исследовательской работы, которая называется "Разработка функционального питания для здорового долголетия на основе вторичных продуктов переработки молока". Вместе с участниками фестиваля мы пытались разобраться, в чем же заключаются отличия между «ЭКО», «БИО» и «ОРГАНИК» продуктами».

Анастасия Павлова
Анастасия Павлова

Также в ходе трека участники представили результаты маркетингового исследования в области питания пожилых людей, рассказали о роли белка в здоровье человека и остановились на вопросе влияния того или иного продукта на окружающую среду.

«Далее магистрантка Анастасия Андреева пригласила участников на экскурсию в лабораторию Университета ИТМО, где участники нашей команды ― молодые ученые ― разрабатывают новые рецептуры, проводят исследования, ставят эксперименты. Прямая трансляция из лаборатории позволила показать гостям фестиваля так называемый backstage нашего проекта», — добавила Анастасия Павлова.

«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb
«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb

Еще один трек, связанный с биологическими науками, был посвящен историко-культурному дискурсу микробиома (руководители: Дарья Мартынова и Лаура Родригез). В частности, под руководством преподавателя Университета ИТМО Лауры Родригес студенты-искусствоведы из СПбГУ создавали Art&Science объекты. После этого они, уже как исследователи искусства, анализировали сам процесс создания своего произведения и получившийся результат под руководством Дарьи Мартыновой.

Свои проекты представили и студенты разных направлений Университета ИТМО. Готовиться им помогала профессор Сорбонны Коринн Дориа. В течение нескольких недель до фестиваля студентов знакомили с различными аспектами изучения микробиома, рассказывали о том, как медиа создают в массовом сознании образ «плохих» и «хороших» бактерий.

«Один из наших студентов в итоге сделал проект по биохакингу, по тому, как он помогает лечить определенные заболевания или наоборот ― как в других руках биохакинг может эти заболевания спровоцировать, — рассказывает ассистент ФТМИ и менеджер Центра социальных и гуманитарных знаний Дарья Мартынова. — Другие ребята сделали проект про искусственную кожу и ее применение в произведениях искусства. Наконец, одна студентка выбрала чисто историко-культурное исследование об эволюции микробиома».

Дарья Мартынова
Дарья Мартынова

Человек в цифровую эпоху

На протяжении многих лет вопрос использования цифровых технологий в коммуникациях между людьми интересует исследователей-гуманитариев. Уже много лет они пишут работы о том, как цифровая коммуникация влияет на наши отношения друг с другом, на восприятие произведений искусства, индустрию развлечений.

Сразу два трека проекта «TECHNOHISTORY» так или иначе затрагивают эту проблему. Например, отдельным направлением стало изучение места культурных памятников в цифровую эпоху. В его рамках было рассказано о проекте VR-«реконструкции» одного из исторических интерьеров дома П.С.Строганова, в котором сейчас находится корпус Университета ИТМО. Проект осуществляется в рамках конкурса ITMO.FUTURE.

«Речь идет о виртуальной реконструкции столовой дома Строганова, она проводится в рамках инициативы по созданию музея "Дом Строганова", — объясняет Дарья Мартынова. — Мы провели работу в архивах и библиотеках Петербурга, нашли описания столовой, ее фотографии и рисунки. Была проведена работа в хранилищах Государственного Эрмитажа: найдены фрагменты ткани, которой была обита столовая во второй половине XIX века, стулья и вазы, находившиеся в историческом интерьере. Чтобы визуализация стала более детальной, мы ездили фотографировать интерьеры Павловского дворца, Строгановского дворца и усадьбы С. А. Строганова в Волышово».

Фото из архива авторов проекта
Фото из архива авторов проекта

Результатом этой работы стал проект по созданию трехмерной виртуальной реконструкции исторического интерьера столовой для демонстрации в различных гарнитурах виртуальной и дополненной реальности.

«Один из самых сложных аспектов проекта ― решение проблемы с освещением для осуществления качественного процесса фотограмметрии, — рассказывает директор центра юзабилити и смешанной реальности факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО Артем Смолин, который курирует программную часть проекта. — Мы вынуждены были использовать специальное световое оборудование, чтобы с достаточно хорошим качеством делать подготовительные фотоизображения, из которых мы создавали трехмерную модель пространства».

Артем Смолин
Артем Смолин

Еще один трек был посвящен собственно самому человеку и его отношениям с новым цифровым миром (руководитель: Андрей Васильев). Студенты рассматривали такие феномены, как «цифровое одиночество», когда человек чувствует себя одиноким и потерянным в мире социальных сетей.

«Наши ребята подготовили игру по цифровому одиночеству. Получилось похоже на кафкианский "Замок", когда человек ощущает себя никому не нужным в пространстве социальных сетей», — поясняет Дарья Мартынова.

Помимо этого на фестивале выступили представители Центра студенческой науки, конференций и выставок Университета ИТМО Олег Елисеев и Екатерина Хорошева, которые рассказали про работу и проекты Центра. В рамках этого направления были представлены две перспективные практико-ориентированные НИОКТР («Разработка системы автоматической очистки лидара беспилотного автомобиля» под руководством Станислава Рочаса и «Разработка оптического датчика тока с чувствительным тонкопленочным элементом на основе ферромагнитного материала» под руководством Женевьевы Снежной).

Также заместитель декана по учебной работе факультета низкотемпературной энергетики Татьяна Рябова представила разработки и опыты Школы юного инженера Университета ИТМО, а аспирантка Юлия Санкина представила проект «Разработка комплексной адаптивной системы распределенного регулирования микроклимата помещений» и рассказала про процесс работы над ним.

Космос, атом и образ будущего

«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb
«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb

Проект, посвященный влиянию науки на жизнь и историю человечества, не мог пройти мимо темы освоения космоса (руководители: Дмитрий Вычеров и Андрей Копанев). Участники «TECHNOHISTORY» представили на фестивале трансляцию с МКС, посвященную теме транспортировки мусора в космосе. Также в программе был трек, который касался освоения атомной энергии. Здесь слушателям трансляции Rukami представили историю развития атомной энергетики.

«Еще один трек, представленный на фестивале, касался образа будущего, — рассказывает Галина Жиркова. — Я предложила студентам визуализировать свои представления о будущем. На первом этапе они делали мудборды ― «доски настроения», композиции, которые бы отражали их представления. Затем сами студенты предложили сделать анимацию, которая изображала большой земной шар и "земные шарики будущего", сгруппированные в соответствии с представлениями о будущем развитии планеты»

В результате получилось три мини-трека: полностью технологичное будущее, экологичное будущее ― с прекрасными зелеными пространствами и небольшими поселениями ― и некий компромиссный технологично-экологический вариант, говорит она. Закончив представление, студенты спросили зрителей, какое будущее им представляется более вероятным. Результаты опроса менялись несколько раз, но в итоге победила экология.

«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb
«TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami. Источник: vk.com/rukamifestspb

На пути к Open Science

Треки проекта «TECHNOHISTORY» на фестивале Rukami набрали около 5000 просмотров ВКонктакте и еще порядка 11 000 на YouTube. Как отмечают авторы проекта, зрителям удалось представить сразу несколько лабораторий и научных центров Университета ИТМО и продемонстрировать междисциплинарный характер исследований.

«Следующий этап развития проекта — это выступление на "TECHNOHISTORY: Open Science", — отмечает Галина Жиркова. — В формате фестиваля мы не могли представить в достаточной мере исследования, которые вели наши студенты. Мы надеемся, что это удастся сделать во второй половине декабря на "TECHNOHISTORY: Open Science". А лучшие исследования будут представлены на конгрессе молодых ученых и в перспективе на Петербургском историческом форуме. Мы благодарим всех, кто поддержал наш проект и активно включился в работу. Но проект "TECHNOHISTORY" будет продолжаться. Мы ждем новых участников проекта и надеемся, что сотрудники и студенты других подразделений тоже станут членами нашей команды».