Конкурсы профессионального мастерства ежегодно проходят в Петербурге с 2014 года в рамках движения «Молодые профессионалы» и национального проекта «Образование». Они нацелены на повышение значимости и престижа рабочих профессий и специальностей, внедрение передового опыта в профессиональном обучении, поддержку экономики города за счет подготовки специалистов, способных решать задачи настоящего и будущего, а также привлечение внимания работодателей к подготовке кадров и содействие трудоустройству выпускников.
В 2022 году Петербург станет столицей чемпионата EuroSkills, и уже сейчас город активно готовится принять участников из разных стран.
«Девиз Ворлдскиллс ― “Делай мир лучше силой своего мастерства”, — рассказывает Андрей Зленко, директор факультета среднего профессионального образования. — Это замечательно, когда люди из совершенно разных точек мира соревнуются, делятся опытом, выстраивают взаимодействие, ведь главные ценности этого движения ― создание условий для профессиональной самореализации, открытость и уважение к труду».
Одной из ключевых задач Ворлдскиллс Россия является изменение подхода к подготовке кадров уровня среднего профессионального образования, повышение эффективности и актуальности программ подготовки прикладных специалистов, модернизация системы профессионального образования в целом.
Для этого в рамках нацпроекта «Образование» был сформирован список 50 наиболее востребованных профессий, а также введен практико-ориентированный демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс.
Факультет СПО ИТМО в 2019 году перешел на специальность из списка ТОП-50, и летом 2020 года его выпускники первыми в Петербурге получили не только диплом о среднем профессиональном образовании, но и паспорт компетенции Skills Passport, соответствующий международным стандартам. В этом году студентов также ждет экзамен на подтверждение профессиональной квалификации, поэтому конкурс «Молодые профессионалы» для ребят — возможность познакомиться с форматом испытаний и проверить свои силы.
Кроме опыта и возможности попробовать себя перед экзаменом, благодаря участию в соревнованиях студенты могут получить преимущество на рынке труда: открытый цифровой профиль на платформе Ворлдскиллс, в котором отражены и чемпионатные успехи, и результаты независимой экспертной оценки по результатам демонстрационного экзамена, доступен работодателям по всему миру.
В этом году региональный этап соревнований в Санкт-Петербурге прошел для более 1,3 тысяч конкурсантов. Три студента факультета СПО приняли участие в трех компетенциях по направлению «Информационные и коммуникационные технологии» и преуспели в каждой из них: Арсений Шпилевой получил золотую медаль в компетенции «Разработка мобильных приложений», Николай Кунаев — серебряную медаль в компетенции «Веб-дизайн и разработка», а Максим Воротынский — медальон за профессиональное мастерство в компетенции «Программные решения для бизнеса».
Мы спросили у победителей, почему они решили принять участие в конкурсе, над какими задачами работали и с какими сложностями столкнулись.
Ребята рассказали, что каждый из них решал задачи, оценивающие разные компетенции, но в похожем формате, причем задания были составлены таким образом, чтобы их нельзя было выполнить на 100% за отведенное время — так эксперты могли объективно оценить уровень всех конкурсантов и обеспечивалось еще одно важное правило движения Ворлдскиллс — равные условия для всех.
Арсений Шпилевой
студент факультета среднего профессионального образования
Золотая медаль в компетенции «Разработка мобильных приложений», отрыв от 2 места — 36 баллов.
Я начал интересоваться мобильной разработкой с 2020 года и следил за хакатонами и другими мероприятиями из этой сферы. Когда на факультете нам предложили поучаствовать в чемпионате «Молодые профессионалы», я посчитал, что это хорошая возможность проверить все навыки, которые я наработал, и испытать себя в полевых условиях. Также, насколько я знаю, участие в соревнованиях Ворлдскиллс будет преимуществом на собеседовании во многие компании.
Я не могу разглашать суть задач, но в целом мы разрабатывали проект для виртуального заказчика: все конкурсанты работали над одинаковым заданием в строго отведенное на его выполнение время. Само задание состояло из верстки по заданному макету и непосредственно программирования и длилось в течение шести сессий. При этом сервер был уже подготовлен, поэтому участникам нужно было только выполнять поставленные задачи.
Сложности были, пожалуй, только из-за ограниченного количества времени — на каждую сессию давалось три часа. Само по себе задание рассчитано, наверное, на уровень джуниор-разработчика. Чтобы успешно справиться с заданием каждой сессии, мы должны были уверенно работать со смартфоном и иметь хотя бы небольшой опыт работы со смарт-часами и телевизором, а также уметь тестировать.
Непосредственно к чемпионату я готовился не очень долго, главное было разобраться в особенностях оценивания по критериям и выработать определенную скорость программирования, поэтому я смог сделать многие задачи очень быстро.
Во время знакомства с заданием перед каждой сессией я уже примерно оценивал различные критерии, представлял, сколько баллов смогу за них получить. Посмотрел, что сложнее, что проще, и заранее знал, какие задания я буду выполнять сразу, а что я буду делать только в крайнем случае. Наверное, поэтому я и смог занять первое место.
Этот опыт показал, что я знаю хорошо, а в каких местах плаваю, над чем надо поработать. В целом, чемпионат мне очень понравился, особенно сейчас, во время пандемии, потому что хакатоны проходят дистанционно, а многим они нравятся именно атмосферой. Региональный этап чемпионата «Молодые профессионалы» как раз был очным, и мне понравилось общее ощущение профессионализма и доброжелательности, которое было на площадке.
Николай Кунаев
студент факультета среднего профессионального образования
Серебряная медаль в компетенции «Веб-дизайн и разработка»
Мне было интересно посмотреть, как проходит чемпионат, непосредственно разобраться в том, что такое Ворлдскиллс в принципе, потому что весной 2021 года мне предстоит написать демонстрационный экзамен в формате Ворлдскиллс по компетенции «Программные решения для бизнеса».
В ходе испытания каждый участник должен был в течение ограниченного времени выполнить разного рода задания. Первый модуль (6 часов) — сверстать сайт, второй модуль (3 часа) — сделать rest api для взаимодействия с сервером, третий модуль (3 часа) — сделать одностраничное приложение (spa), которое должно на ходу получать данные с готового api; четвертый модуль (4 часа) — сделать сайт с Wordpress, при этом был дан макет, который нужно было расширить и перенести на Wordpress.
Как показала практика, я был лучше всего готов к первому модулю. В ходе каждой сессии я старался выбирать достаточно простые решения, потому что хотел уложиться в сроки и выполнить задание максимально полно. Что помогло мне победить? Думаю, что можно ответить достаточно коротко: хладнокровие, стрессоустойчивость, а также серьезное отношение к веб-разработке и желание развиваться в этой сфере.
Соревнования показали, что мне есть над чем работать и куда расти: сейчас я, например, изучаю React Native для мобильной разработки на том же языке, на котором и веб-приложения.
В целом мне было нелегко работать в таком формате, но это полезный опыт: Было интересно познакомиться с новыми людьми ― экспертами и участниками, интересно попробовать себя, получить оценку своих профессиональных навыков.
Теперь команда факультета СПО начинает подготовку к отборочным соревнованиям к финалу Национального чемпионата, которые пройдут весной, а также к чемпионату следующего года.
«Мы всего второй год подряд принимаем участие в соревнованиях подобного рода. Думаю, в следующем году мотивация ребят станет еще выше, — отмечает Екатерина Зеленкова, заместитель директора факультета СПО. — К тому же, теперь нас ждет подготовка к отборочным соревнованиям перед финалом Национального чемпионата».
По ее словам, также был очень полезным опыт участия студентов СПО в качестве экспертов на чемпионате JuniorSkills, проходившем в те же дни в Академии цифровых технологий. Соревновательный формат был таким же, только ориентированным на школьников, а студенты ИТМО выступали в роли экспертов и компатриотов, что придало им уверенности в собственных силах и позволило проверить навыки в преддверии демонстрационного экзамена.