Путешествие в будущее
Заседание Ученого совета прошло в неклассическом формате пространственно-временного путешествия из 2021 года в 2030-й. На входе гости попадали в зону ITMO.MEDIA. До начала «полета» здесь на экранах транслировали сообщения о недавних важных победах и достижениях Университета ИТМО, а после показывали, что может ждать нас в 2030-м. Дополняли атмосферу космического путешествия ИИ-помощники, а также энергетический future food.
Изменился и формат выступлений. В этот раз они прошли в стиле TED: каждому спикеру отводилось всего семь минут, чтобы рассказать о главном. Лидеры стратегических проектов и первый проректор и руководитель программы развития Университета ИТМО Дарья Козлова представили всем гостям ключевые составляющие десятилетнего плана.
«Главная мысль, которую мы хотим донести: все в наших руках. Если мы хотим делать университет будущего — не похожий ни на какие другие университеты — и прописали это в нашей программе развития, то нам же это все и реализовывать. Эта программа — результат общего дела, она родилась из души всего университета, мы же ее только представляем. Поэтому я призываю всех включиться. Мы не ожидаем, что реализуем эту программу силами администрации или силами нескольких, пусть и самых сильных, научных групп. Нам важно включение каждого сотрудника и студента. И очень важно, чтобы студенты знали, что они лично могут сделать в этой программе развития, как они могут включиться. Я абсолютно уверена, что основная ставка должны быть на них, ведь сегодня они студенты, а завтра — уже сотрудники. И они работают на той скорости, которая нужна Университету ИТМО», — акцентирует Дарья Козлова.
Открыты к научно-технологическим прорывам
Программа развития состоит из четырех ключевых проектов и инструмента для их реализации. Первый проект, ИТМО.Импакт, направлен на создание открытой и доступной технологической и образовательной среды внутри и вокруг университета. В планах, например, создавать совместные лаборатории с лидерами рынка IT и инноваций, развивать городские экосистемы и участвовать в цифровизации городских служб и сервисов.
Не менее важный вектор развития — это открытость образовательной системы университета для максимально широкой аудитории и укрепление связей как с выпускниками ИТМО, так и со студенческими сообществами других вузов. Это направление включает и развитие программ дополнительного образования, и организацию просветительских мероприятий, и коллаборацию с другими вузами.
«Это новый проект для университета, он направлен не столько на построение и увеличение собственной репутации, сколько на увеличение нашего вклада в общество и экономику. И главная наша задача — наладить прямой контакт с аудиторией: молодежью, обучающимися. Чтобы они подключились к формированию этого проекта. Мы ждем от студентов определенного вклада и рассчитываем, что будем разрабатывать конкретные мероприятия вместе с ними», — комментирует Владислав Бугров, директор Института перспективных систем передачи данных Университета ИТМО, координатор стратегического проекта «ИТМО.Импакт».
Второй стратегический проект — «Научно-технологический прорыв». Он заключается в переориентации исследовательской деятельности университета с публикационной и теоретической — на инновационную и проектную. Причем результаты должны быть не только прорывными с точки зрения науки, но и востребованными обществом.
«Я хочу обратить внимание на три главные задачи. Первая — это смещение фокуса ученых ИТМО с количества посредственных статей на качество получаемых научных результатов. Люди зачастую фокусируются на статьях и забывают, что они занимаются в первую очередь наукой, что статья лишь косвенный индикатор, а главное — это прорывной результат. Вторая важная задача — необходимость делать так, чтобы результаты интеллектуальной деятельности были востребованы обществом. То есть чтобы мы не занимались только экспериментами или только теоретическими построениями, а чтобы продукты интеллектуальной деятельности университета были доступны обществу. Третья задача — это упор на притягивание и взращивание лучших кадров, который позволяет первую и вторую задачу реализовать», — объясняет лидер проекта Алексей Слобожанюк, декан инженерно-исследовательского факультета ИТМО.
Новый подход к образованию — новые ценности
Подготавливать специалистов, адаптированных к реалиям современного мира, будет третий стратегический проект — «Очень персонифицированное образование». Его лидер, начальник управления качества образовательного процесса Университета ИТМО Ольга Елисеева, подчеркивает, что сейчас вузам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с другими образовательными площадками. А значит, перед ними стоит задача — переформатировать учебный процесс под запросы как самих студентов, так и рынка труда.
Это подразумевает совершенно новый подход к формированию образовательных программ — так называемое образование-пазл, где студенты сами определяют модули и курсы, а также режим и темп их освоения. Более того, они могут выбирать и форматы выпускной работы, в том числе и самые неклассические, такие как бизнес-тезис, арт-проект, научная статья, программный код и другие.
«У нас уже взяты самые высокие планки: талантливая молодежь на входе, первоклассные преподаватели, инновационные подходы к процессу образования. Но сейчас нам необходимо найти новые подходы к обучению — в условиях быстро меняющегося мира и высочайших скоростей этих изменений. Сейчас очень сложно предугадать, кем ты выйдешь на рынок труда — не то что через четыре, а даже через два года. И стоит вопрос — а кого мы готовим? Мы ответили себе, что готовим новое поколение людей, которые будут способны быстро реагировать на изменения в мире, быстро переучиваться. При этом нам важно подготовить такой пул образовательных продуктов, который, с одной стороны, будет отвечать на запрос студентов, а с другой — соответствовать высоким стандартам качества», — рассказывает Ольга Елисеева.
Чтобы обучение было не только насыщенным и актуальным, но еще и комфортным (а в идеале, радостным), был разработан проект «Университет счастья». Его задача: создать максимально благоприятную среду для работы и учебы — как для студентов, так и для сотрудников ИТМО.
«Когда мы только задумывали этот проект, мы говорили о том, что счастливые люди более продуктивны, больше "заряжены" на успех, работу и учебу. Поэтому в "Университет счастья" мы заложили такие важные составляющие, как здоровье — физическое и ментальное, спорт, профессиональное развитие, социальные связи и общение, осознанное потребление и комфортную среду. На английском это называется well-being. Этот тренд больше распространен в крупных компаниях вроде Google и "Яндекс". В университетах, пожалуй, такой комплексной программы нет. Мы уже развиваем эту историю: спорт, медицину, ментальное здоровье, комфортные коворкинги, инфраструктуру для студентов. Но это было несколько разрозненно, сейчас мы хотим объединить все в единую комплексную программу. Это позволит нам создавать и развивать новые сервисы для наших студентов и сотрудников», — объясняет Евгений Раскин, начальник Департамента молодежной политики.
Трансформирующие «М-платформы»
Нововведения требуют глобальной трансформации структуры университета. Новый подход к организации и администрированию — «М-платформы» — представил Сергей Колюбин, профессор факультета систем управления и робототехники. За основу были взяты принципы платформенной экономики, по которой работает большинство современных технологических компаний.
За специфику ИТМО отвечает буква «М» в названии — причем в ней заложено сразу много смыслов. Это и «Меж», что обозначает междисциплинарность команд и коллективов университета. И «Мега», которая подчеркивает намерения решать глобальные вопросы и вызовы. И «Мета», подразумевающая создание среды горизонтальных связей.
«Новая среда, которую мы формируем внутри университета, требует и новой формы организации, которая станет драйвером для того, чтобы все наши проекты претворились в жизнь. Эта форма не замыкается в рамках университета, а выходит на внешний контур — наших партнеров. Это позволит нам выйти за пределы рынка науки и образования, который мы хорошо знаем и понимаем, и освоить новые перспективные направления — высокотехнологичные рынки. Это те направления, развитие которых просто невозможно без участия университетов: как в части исследований, так и в подготовке кадров», — заключает Сергей Колюбин.