Владимир Васильев
ректор Университета ИТМО
― Не надо думать, что вакцина полностью спасет от болезни: понятно, что это не так. Но она поможет избежать тяжелой формы. Второй немаловажный фактор: если вы заболели, то можете стать источником заражения для других — причем не только близких людей, но и всех, с кем встречаетесь.
Перед вакцинацией у меня, безусловно, были сомнения. Хорошо известно, что обычно вакцины должны пройти достаточно длительный период проверок и клинических испытаний — это порядка шести, а то и восьми лет. А вакцины от коронавируса появились в очень короткие сроки, буквально в течение года.
С другой стороны, было понятно, что время клинических испытаний сократили за счет колоссальных средств — и не только финансовых. Были сформированы очень серьезные научные коллективы. Проводились масштабные клинические испытания, и все было сделано в очень короткий срок — это тоже потребовало крайнего напряжения сил и разработчиков, и медиков, и волонтеров.
В своем решении вакцинироваться от коронавируса я опирался на мнение коллег — экспертов в области особо опасных инфекций и вакцин. В первую очередь это специалисты Института имени М.П. Чумакова, с которыми мы плодотворно работаем. Также я много беседовал со специалистами из нашего университета, которые объяснили, что ничего опасного в вакцинах нет.
Дарья Козлова
первый проректор Университета ИТМО
― Коммуникация — очень важный инструмент развития. Поэтому я за то, чтобы не было никаких преград для личного общения, встреч, мероприятий, работы.
Когда я только пришла в ИТМО, мы с ректором полетели в дальнюю командировку, несмотря на то, что у нас было всего два часа на встречу с партнерами. Владимир Николаевич сказал тогда: «Очень важно посмотреть в глаза». С тех пор я за то, чтобы «смотреть в глаза». Многие серьезные решения лучше принимать, встречаясь лично. Поэтому вакцинация для меня — это возможность сохранить очное общение.
Одними из первых вакцинировались наши ученые-биоинформатики. Я исключительно уважаю их как исследователей и профессионалов своего дела — это ребята со страниц журналов Nature и Science. Цельные, системно мыслящие люди. Для меня это было еще одним подтверждением, что наша медицинская наука на уровне, и я могу спокойно ей доверять.
Марина Духинова
ведущий научный сотрудник химико-биологического кластера, иммунолог
― Поскольку сама я клеточный биолог и иммунолог, то интересовалась только научными публикациями, не опираясь на частные мнения. Я доверяю разработчикам отечественных вакцин, поэтому решила вакцинироваться «Спутником».
Понятно, что периодически появляются публикации, которые противоречат друг другу. Но все известные побочные эффекты вакцинации против SARS-CoV-2 задокументированы для каждой вакцины, а безопасность вакцинации доступными сейчас отечественными вакцинами пока не опровергнута.
На мое решение вакцинироваться повлияло желание вести профессиональную и преподавательскую деятельность, а также вопрос удобства. Прививка позволила мне в значительной степени сохранять тот образ жизни, который был до эпидемии.
В научном сообществе отношение к системе вакцинации однозначно положительное. Это верно не только для вакцинации от коронавируса, а для вакцинирования в целом как практики. Это профилактика в том числе и детских инфекций, и эпидемий гриппа. Но хочу отметить, что вакцинация, как и любая другая медицинская процедура, должна быть сопряжена с определенными проверками и контролем — чтобы убедиться, что для каждого конкретного пациента она безопасна.
Владимир Ульянцев
руководитель международной лаборатории «Компьютерные технологии»
― За последнюю сотню лет не придумали более эффективного механизма защиты общества от эпидемий, чем массовая вакцинация (особенно действенно в сочетании с локдаунами). Этот механизм высокоэффективен и в случае с COVID-19.
Возможно, многие просто не знакомы с предшествующими пандемиями оспы, полиомиелита, кори и другими. И не знакомы они только благодаря высокому уровню вакцинации в нашей стране.
В своем решении вакцинироваться я в первую очередь опирался на научные исследования, мнения наших коллабораторов из сферы медицины, а также на доступную информацию о статистической безопасности вакцины.
Прежде всего я хотел снизить риск заразить кого-то другого. Да и перспектива болеть самому в тяжелой форме не радует. Также вакцинирование позволило без дополнительных ПЦР-тестов посещать мероприятия.
В феврале, когда я прививался, еще оставались некоторые сомнения в научной доказательности эффективности «Спутника». Но сейчас уже доступны данные, например из Аргентины, и сомнений намного меньше.
У нас в лаборатории к вакцинации относятся как к должному, около 75% коллектива уже вакцинированы. В сообществе биоинформатиков также консенсус однозначный, многие в соцсетях открыто выступают против антипрививочников.
Николай Будин
студент магистратуры «Программирование и искусственный интеллект», член сборной, которая будет представлять Университет ИТМО на ICPC
― Как мне кажется, есть две основных причины вакцинироваться. Во-первых, это нужно, чтобы уменьшить вероятность заболеть самому. Во-вторых, чтобы помочь в создании коллективного иммунитета.
Я хотел привиться давно, но все не мог собраться, откладывал. В итоге пошел, потому что скоро буду участвовать в финале ICPC (крупнейший и самый престижный в мире чемпионат по спортивному программированию среди студентов ― примеч. ред.). Он будет проходить очно, для участия необходимо быть привитым.
Перед решением вакцинироваться я опирался на мнения нескольких знакомых врачей, какую-то информацию читал в СМИ. Меня довольно сильно смущал скомканный процесс регистрации вакцины и отсутствие нормальной информации о тестировании. Но после того, как несколько авторитетных научных журналов (Lancet и Nature) опубликовали в целом положительные статьи про Sputnik V, я в принципе стал ему доверять.
После вакцинации я стал спокойнее себя чувствовать в людных местах, в том числе в университете.
Иван Тимахович
студент 4 курса образовательной программы «Экономика высокотехнологичной компании» (ФТМИ), руководитель направления Hult Prize Community и клуба «Адаптер Университета ИТМО»
― Вакцинироваться нужно для того, чтобы не бояться получить тяжелые последствия от заболевания. Сначала у меня были сомнения в действенности вакцины из-за рассказов приятелей, у которых есть «знакомые медики». Но эти сомнения развеяло подтвержденное международным сообществом научное исследование и понимание принципа работы вакцин.
Перед решением вакцинироваться я читал статьи в СМИ, смотрел разборы «Редакции», слушал несколько серий подкаста «Голый землекоп» про вакцины, а перед самой вакцинацией читал статьи на сайте стопкоронавирус.рф.
Все источники ссылались на статью в Lancet, которая в итоге и убедила меня вакцинироваться.
Теперь я сам стал рекомендовать пройти вакцинацию и объяснять на пальцах, как она работает. Делаю это, если человек готов выслушать.