Science Art на продажу
Выставка «НИИ „Параприрода“» открылась благодаря коллаборации магистратуры Art&Science, платформы Masters Digital и экспериментального проекта Marina Gisich Projects, в рамках которого известная петербургская галерея помогает реализовать смелые проекты молодых художников. Как отмечают кураторы выставки, Христина Отс и Ася Каплан, для галереи, которая в основном работает с более классическими формами современного искусства и является одной из самых успешных с точки зрения продаж, решение провести Science Art выставку ― смелый шаг. Ведь научно-технологическое искусство всё ещё остается в серой зоне: мало кто знает, как с ним работать, как выставлять объекты, как их хранить и, самое главное, как продавать.
«Классические галереи не так часто заходят на территорию научно-технологического искусства. Но у них определённо есть интерес ― мы часто пересекаемся с галеристами и кураторами, разговариваем о том, чем занимаются студенты магистратуры, куда всё это движется, ― рассказывает куратор выставки Христина Отс. ― Конечно, есть свои нюансы, ведь всё это ― живые работы, в них постоянно происходят какие-то изменения, им нужны особые условия экспонирования и поддержания их работы на протяжении выставки ― особенно если мы говорим про биоарт. Не очень понятно, зачем это покупать ― и эта проблема есть во всём мире, не только в России. Так что это направление будет ещё долго осмысляться, но классно, что в Петербурге начинают с ним работать на уровне галерей».
Главной целью кураторов было показать широкому зрителю, далекому от Art&Science, некоторый срез того, чем занимаются художники этого направления. При этом было важно сохранить баланс между понятной всем эстетикой и зрелищностью ― и одновременно концептуальностью, наукоёмкостью и технологической сложностью исполнения. Поэтому в отбор вошли работы с выраженным и легко считываемым посылом, при этом визуально привлекательные и, можно сказать, «инстаграмные».
«Конечно, это эксперимент, мы не знаем, продадутся ли эти работы. Но это важный опыт для молодых художников, ведь они вышли на территорию арт-рынка. В выставочном пространстве AIR мы такую возможность дать не можем, ведь мы существуем, скорее, в образовательной перспективе и не работаем с коллекционерами и продажами», – продолжает Христина Отс.
Паранаука параприроды
Сама экспозиция имитирует институт ― вымышленный НИИ (Наука и искусство), в котором научная составляющая сознательно эстетизируется, а искусство намеренно усложняется и даже бюрократизируется. Художники используют научные методы, но сознательно выворачивают их и мистифицируют, чтобы разрушить формалистский подход и вернуть природе её «паранормальные» свойства. И в конечном счете показывают, что рациональный способ познания ― это тоже своего рода «научный миф».
«Мы хотели отрефлексировать процесс "расколдовывания": когда представление о природе как о чем-то потустороннем и магическом, неподвластном человеку, сменилось на главенство рациональности и доминирование науки в качестве конечной истины. Здесь у нас получается некая паранаука: художники обращаются к научному знанию как мифу, то есть сложившемуся набору представлений о природе ― довольно негибких, узконаправленных и замкнутых на себе. Как раз эту замкнутость художники пытаются побороть с помощью художественных жестов. Для этого они берут подчеркнуто научные инструменты и методы и заставляют их работать ― не ради какой-то рациональной и практической цели, а в попытке посмотреть на окружающий мир через другую оптику», ― объясняет куратор выставки Ася Каплан.
Крокодильи слезы и посмертные сны растений
Большая часть выставленных работ так или иначе связана с темами межвидовой коммуникации, взаимодействия с биологическими материалами через философские концепции. Например, интерактивная инсталляция Софии Осбановой «Я ― другой» наглядно показывает невозможность до конца понять другое существо. Основная часть проекта ― воспроизведенные в лабораторных условиях слёзы рептилий, птиц и млекопитающих. Зрителям предлагается нанести их на лицо и попытаться испытать на себе животную чувственность, обратиться к их опыту. И осознать, что прожить такой опыт невозможно.
«У животных нет свойства эмоционального переживания через плач, оно присуще только человеку. Но у рептилий может рефлекторно выделяться слезная жидкость, например во время приема пищи. Поэтому кажется, что они жалеют своих жертв ― отсюда и выражение "крокодиловы слезы". Другие виды отделены от нас коммуникативным барьером, что только усиливает нашу иллюзию о том, насколько мы можем понимать других животных. Например, при общении с домашними животными мы можем интерпретировать их проявления аналогично своим, очеловечивая их. С другой стороны, кто-то может отрицать способность животных испытывать сложный спектр чувств, тем самым овеществляя их. Это две крайности, которые основаны не на действительности, а на наших предположениях. Потому что действительный опыт нам недоступен», ― рассказывает София Осбанова.
Ещё один проект, поднимающий вопрос наличия чувств и души у других видов, ― работа «Ghost Plants» Лауры Родригез, выполненная при участии Евгения Хлопотова и Антона Щеголева. Прозрачные, эфемерные цветы, которые подверглись процессу децеллюляризации, поднимают вопрос существования у растений души. Плавающие в вазе, лишенные способности ощущать свет ― самой своей сущности ― цветы, тем не менее, продолжают жить в некотором совершенно ином качестве, по ту сторону жизни, и смотреть собственные посмертные сны через экран с видео.
Как отмечает Лаура Родригез, главная цель её работы с растениями ― это попытка проникнуться к ним эмпатией через тесное взаимодействие и пристальное наблюдение. То, что проект получился настолько красивым ― скорее, случайное следствие. Но именно такие работы могут привлекать внимание публики к деятельности Art&Science художников.
«Как художники мы используем множество чисто научных инструментов ― именно в качестве техники создания работ. Но при этом метод должен соответствовать месседжу, который ты хочешь донести. В данном случае эта работа не была каким-то серьезным научным исследованием, я бы назвала это, скорее, биотехнологическим проектом, ― рассказывает Лаура Родригез. ― В целом я думаю, что галереям важно быть открытыми для новой эстетики. Иногда то, что невозможно было представить в галерее раньше, сейчас выглядит очень интересно и органично, даже если это серьезный научный проект».
Такой пример сочетания технологии и месседжа демонстрируют художницы из группировки BIOROBOTY 019. На трех фотографиях ― результаты эксперимента по печати биочернилами из кишечной палочки, в которую вживлен белок медузы, он заставляет бактерии светиться в темноте. Проект «Никакого роста» обращается к проблеме провинциальных городов и ограниченных возможностей. Сравнивая замкнутую систему провинции с бактериальной средой в чашке Петри, художницы показывают, что рост (или его отсутствие) всегда происходит внутри искусственных границ, которые невозможно преодолеть. Но и намеренно размывать, отказываться от них тоже чревато. По аналогии, как бактериальная культура может быть уничтожена враждебной средой (грибками, спорами, чужеродными бактериями), так и местная культура может увянуть и забыться под натиском глобализации и централизации.
Проект был сделан еще два года назад в рамках мастер-класса Ипполита Маркелова, но выставляется впервые. Художницы разместили фотографии на кафельной плитке, имитирующей обстановку лаборатории, и заключили в золотую раму ― иронично подчеркивая высокую художественную ценность работы.
«Для нас это история не только про переезд из маленьких городов в одну из двух столиц (или на Запад), но и вопрос про арт-мир вообще. Кому мы тут нужны, какой тут возможен рост, может, "валить отсюда надо"? Проблема собственной идентификации в рамках каких-то границ очень актуальна во всех сферах. Даже золотая рамка никак не спасает от того, что эти проблемы есть. Но мы не даем никаких ответов, не выражаем своё мнение, мы только задаtм вопросы. Для нас искусство ― это, в первую очередь, именно приглашение к диалогу», ― объясняет Марта Михайлова, участница объединения BIOROBOTY 019.
Симбиогенез и информационный хаос
Интересный пример межвидовой коммуникации исследует художница Павлина Белокреницкая. Отправной точкой проекта стало появление в ее доме попугая кореллы ― почти сразу же художница заметила, что ее домашние растения стали подозрительно лучше выглядеть и быстрее расти. Предположительно, так повлияли экскременты птицы, ставшие хорошим удобрением для почвы.
Художница решила пойти дальше: ей стало интересно, как общаются между собой растения, птицы и технологии, что важно для их взаимодействия и почему они друг другу необходимы. Она проанализировала взаимовлияние растений и попугая методами машинного обучения и создала прототип устройства ― симбиодевайса. По задумке, он будет не только собирать данные (например состав микробиома птицы и наличие в них необходимых растениям органических веществ), но и модерировать симбиотическое существование двух видов через автополив, регулировку света, температуры и влажности воздуха, а также за счет включения пения корелл, сгенерированных нейросетью на основе записей пения домашних попугаев. Так художница представляет альтернативное будущее, в котором природное и технологическое объединяются для создания симбиотического мира, в основе которого ― забота друг о друге.
А вот проект BREAK-IN Александра Погребняка и Антона Щеголева рассматривает работу с данными по-другому ― не как полезный инструмент, а как пространство хаоса и даже ужаса. Информационный поток в их интерпретации получает черты мыслящего существа ― оно развивается по своим внутренним законам и бесконечно расширяет свои границы. В нем можно утонуть, запутаться или же попытаться понять его логику и обнаружить связное повествование. Но любая такая попытка заведомо обречена на провал. К слову, инсталляция с осциллографами недавно выставлялась на главном в Петербурге фестивале медиа-искусства Киберфест.
Выставка в Галерее Марины Гисич продлится до 14 февраля. А в ближайшее время у «НИИ „Параприроды“» появится ещё и цифровое измерение ― на онлайн-площадке Masters Digital.