— Вы начали преподавать в конце 1980-х и продолжаете заниматься этим уже 34 года. Как вы пришли к педагогике?

— Было несколько причин, почему я пришла в эту область. С детства я хотела стать учителем, и у меня даже в пятом классе был опыт преподавания ― директор школы отправила меня заменить учительницу в первом классе. Но потом меня отговорили. У нас династия оптиков: мама и папа — конструкторы оптических приборов, дядя занимался оптическим стеклом, а один из дедушек — технологиями в оптическом приборостроении. Поэтому мой выбор был предопределен. Я окончила «Оптические приборы и спектроскопию» в ЛИТМО и начала работать лаборантом на кафедре теории оптических приборов, но мне всё время хотелось преподавать.

Вторая причина — перестройка. В то время я уже была старшим научным сотрудником на кафедре специальных оптических приборов, но финансирование науки закончилось, и мне пришлось искать новое место работы. Мне повезло: меня принял один из сотрудников ЛИТМО — мой будущий научный руководитель Михаил Иванович Потеев, и так я стала лаборантом на факультете повышения квалификации. Эта должность была ниже предыдущей, зато я осталась работать в университете.

В 1994–1995 учебном году сотрудники кафедры высшей математики и кафедры физики организовали на естественнонаучном факультете необычную программу подготовки инженеров-педагогов по специальности «Профессиональное обучение, Компьютерные технологии». В результате должны были выпуститься математики и физики, способные преподавать. Начало обучения совпало с введением в стране федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, поэтому требования к обучению были серьезными и, помимо лекций о естественных науках, математике и компьютерных технологиях, нужно было давать очень много материала по педагогике. К тому же, мне пришлось заменить преподавательницу, отказавшуюся вести занятия.

Тогда я переживала, потому что я не педагог по образованию и освоить термины из этой сферы было ужасно трудно, зато я получила отличный опыт. Три года спустя я встретилась с одним из выпускников, который поблагодарил меня именно за лекции по педагогике. А когда в ИТМО в 1998 году мы вместе с Михаилом Ивановичем и Наталией Федоровной Гусаровой открывали кафедру «Интеллектуальные технологий в гуманитарной сфере», я стала одним из первых преподавателей этой кафедры.

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Какой самый необычный опыт проведения лекций у вас был?

— Был один интересный случай. Мне было 34 года, но всё равно выглядела довольно молодо. Однажды перед лекцией, пока я ждала студентов, в аудиторию вошла девушка и сказала: «Ну вот, нас уже пятеро, а преподавателя до сих пор нет», на что я ответила, что, если студенты уже пришли, можем начинать лекцию. Девушка смутилась, перепутав меня с учащимися.

Позже дисциплину «‎Патентоведение» включили в учебные планы, она стала обязательной, и для меня оказалось испытанием провести лекции всем студентам университета, а это около 400 человек. В конце курса нужно было принимать зачет, но из-за неопытности я задала всем рефераты, а в то время их в основном писали от руки. Прочитать 400 рукописных рефератов, которые студенты сдавали почти одновременно, задача не для слабонервных. Поэтому с проверкой мне помогала мама: я приносила работы домой, и мы читали вместе. Уже потом я научилась быстро читать и сразу находить слабые места и ошибки.

Но среди всех рефератов был один, который я запомнила на всю жизнь. Когда вела факультатив по педагогике для аспирантов, даже приводила его в качестве примера. В общем, я села читать реферат объемом 25 страниц. Где-то на пятой странице посреди текста было написано «Неужели вы читаете эту муть?», потом на 15 странице я встретила фразу: «Я не верил, что до сих пор вы дочитаете», а в конце были слова, означающие, что студенту очень жаль, что я потратила столько времени на проверку. Я стала думать, что делать: всё было хорошо написано, но как это простить? Когда молодой человек пришел получать зачет, я отдала ему реферат и сказала, что с ним все в порядке, кроме конкретных строк на страницах с комментариями. В итоге студент попросил у меня прощение. Тогда ребята не верили, что я читаю их работы, но я до сих пор говорю: «Я читаю всё». Надо сказать, что 400 рефератов я уже никогда в жизни не давала, потому что это тяжело не только для студентов, но и для преподавателя.

— Что вам больше всего нравится в преподавании?

— Когда ведешь занятия, всегда чувствуешь очень сильную отдачу от студентов. Мои родные и друзья замечали, что иногда я могу быть сердитой или усталой, но когда заходит речь о студентах, у меня сразу загораются глаза и я становлюсь совсем другой. Для меня студенты были практически всегда друзьями и сотоварищами. Однажды мне нужно было переезжать с одной квартиры на другую, но в то время денег на грузчиков у меня особо не было, а перевозить вещи как-то было нужно. Я пришла к своим студентам, чтобы попросить о помощи, хотя мне было неудобно это делать. В итоге откликнулось 16 человек: девушки собрали оставшиеся вещи на квартире, а парни — погрузили. Вот после этого как их не любить? В трудную минуту студенты пришли мне на помощь и не ради зачета, а потому что действительно хотели помочь.

Наталия Горлушкина. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Наталия Горлушкина. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— А что вы могли бы посоветовать молодым педагогам?

— Нужно любить работу и студентов, для которых вы всё делаете, не бояться говорить, что чего-то не знаете, и постараться никогда не кричать.

В каждой ситуации порой бывают моменты, когда можно сказать, как нужно поступать. Я вспоминаю курс с аспирантами-преподавателями, на котором мы отрабатывали некоторые ситуации, возникающие на занятиях: можно ли впускать опоздавших, как отвечать на сложные и неудобные вопросы или обратить на себя внимание болтающих студентов. Но в конце всех занятий я сказала: «Дорогие мои преподаватели, вы никогда не поступите так, как мы сейчас тренировались. Но когда войдете в аудиторию, вы уже не будете бояться этих ситуаций, а будете действовать так, как вам подскажет разум и сердце». Поэтому я могу посоветовать отрабатывать какие-то ситуации, как себя вести, и не бояться студентов, а смотреть на них, как на друзей.

Ещё, на мой взгляд, студенты не прощают высокомерия, хотя преподаватель всегда выше их по должности. Могу привести простой пример. Сейчас студенты не встают и не здороваются с преподавателем, когда он входит в аудиторию. Раньше, хоть и нехотя, они это делали. На первой лекции я всегда просила ребят встать, чтобы они, такие высокие, поняли, что они со мной на одном уровне. Дальше мы здоровались, они садились, и я начинала занятие.

Думаю, что молодым преподавателям также нужно искать свою изюминку. Например, я давно говорю, что наш выпускник, а сейчас старший преподаватель факультета инфокоммуникационных технологий Артем Береснев очень здорово чувствует людей, у него сильно развита эмпатия, которая помогает ему подстраиваться под других, поэтому у него нет плохих студентов. Также вести лекции ему помогает чувство юмора, и в какой-либо серьезный материал он может включить веселую историю.

— Вы посвятили Первому неклассическому большую часть жизни, проработав на разных позициях: старшим научным сотрудником, заместителем декана естественнонаучного факультета, директором научно-методического центра по воспитательной работе и заведующей кафедрой «Интеллектуальные технологий в гуманитарной сфере». Чем вас все-таки привлекает работа в университете?

— На этот вопрос трудно ответить кратко, но, наверно, ИТМО действительно стал для меня домом. Кстати, вот это кресло, на котором я сейчас сижу, мне подарили на 55-летие мои выпускники. Сначала они переживали, что оно будет стоять на работе, а не дома, но потом подумали и сказали, что моя работа — это и есть дом.

Ещё я часто говорю, что преподавание — это наркотик. Интересно придумывать и попробовать что-то новое. Когда это получается и в ответ ты видишь заинтересованность ребят, это действительно здорово и вызывает некоторое привыкание. Во время пандемии и онлайн-занятий мне не хватало ответной реакции, и я проводила занятия с первым курсом очно, потому что мне было важно увидеть и прочувствовать студентов.

— Что вы считаете своим главным достижением за все годы работы в ИТМО?

— 3 июня 2018 года нашей кафедре «Интеллектуальные технологий в гуманитарной сфере» исполнилось 20 лет. Мы с Михаилом Ивановичем Потеевым вместе начинали развивать ее в 1998 году, с 2009 по 2018 год я работала заведующей кафедрой после его ухода на пенсию. Сейчас могу сказать, что 3 июня — моя пиковая дата, когда мне сказали «спасибо». В тот день мы организовали в университете праздник на целый день, к нам приходили выпускники, студенты и преподаватели кафедры, но цветы несли мне. Поэтому с одной стороны, мне было очень неудобно перед коллегами, а с другой — я понимала, что эта кафедра — действительно выстраданное мною детище. Это, может быть, очень нескромно, но 3 июня позволяет мне это сказать.

Победители конкурса ITMO.EduStars. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Победители конкурса ITMO.EduStars. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— В 2000 году вы получили звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», в 2007 — почетный знак «Святой Татианы», а в прошлом году стали лауреатом конкурса ITMO.EduStars. Как считаете, что дают награды в области образования, особенно опытным профессионалам, как вы?

— Для меня эта награда стала приятной неожиданностью. Когда её вручали, мне казалось, что старше меня лауреатов нет. Потом я спросила одну из своих выпускниц, почему, по ее мнению, меня отметили в конкурсе, хоть я уже немолода. На что она ответила фразой, от которой я в восторге: «Радуйтесь, Наталия Николаевна, значит вы в тренде». Думаю, любому преподавателю, который живет своим делом, приятно победить в таком конкурсе.

— Чем вы занимаетесь в свободное время?

— У меня есть дача, поэтому в весеннее и летнее время я сажаю там цветы, овощи и ягоды. Люблю готовить, так что урожай уходит на заготовки. Ещё у меня есть два кота — четырехлетняя Руся и Филя, которому уже 18 лет.

В последние пять лет у меня появилось ещё одно хобби — я начала писать историю семьи. Когда не стало отца, я поняла, что теперь в семье за старшую, и если я не расскажу, что знаю, уже никто не расскажет. Я начала с того, что записала на лист всех родственников, которых помнила, и потом расспросила о них у братьев и сестер. Ещё меня попросили написать в сборник статью об отце, который воевал в Великой Отечественной войне, и для этого я разобрала дома старые фотографии. Я продолжила искать упоминания о родственниках, и пока дошла до своей прапрабабушки. Это очень интересное занятие, оно заставляет о многом размышлять.