— Про ваш кураторский опыт известно, но интересно также узнать про ваши самые крупные образовательные проекты. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении.

Я довольно долго занимаюсь образовательными и просветительскими программами. Один из последних и важных для меня проектов — это образовательный блок Лаборатория HYDRA, который мы вместе с кураторской командой NADO делали для выставки «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте экотревожности».

Один из форматов, который мне кажется ключевым для развития Art & Science, — это формат лаборатории, где встречаются участники с разными экспертизами и совместно придумывают проект. Когда я работала в Политехническом музее, разрабатывала стратегию работы с искусством в контексте музея науки — и этот формат был в ее основе. При разработке таких лабораторий очень важно помнить, что недостаточно просто посадить вместе в одной комнате ученых и художников, чтобы у этой встречи был какой-то важный результат. Нужна методология, нужна фасилитация процесса, навыки научной коммуникации. Отработкой такого подхода стала Лаборатория HYDRA, в рамках которой участники в небольших междисциплинарных группах разрабатывали проекты, посвященные локальной экологической повестке Петербурга.

Другой пример важного для меня проекта, который я делала в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале, была лаборатория «Создание бессмертной библиотеки» пионера биоарта Джо Дэвиса. Проект был специально разработан для Екатеринбурга и стал продолжением его многолетнего исследования древних минеральных солей, в которых в течение сотен миллионов лет способны существовать живые организмы — археи галофилы. В ходе трех дней воркшопа участники учились записывать информацию в ДНК галофилов, и таким образом ― создавать из кристаллов соли практически бессмертный архив.

— Ваше сотрудничество с ИТМО началось как раз во время работы над выставкой HYDRA?

В рамках публичной программы выставки HYDRA состоялась презентация коллективной работы студентов магистратуры Water Machineries, главной темой их исследования стали отношения города и окружающих его водных пространств, культурные и социополитические аспекты этих отношений, а также инженерные сооружения, созданные для подчинения стихии.

Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Но на самом деле мы много сотрудничали с ИТМО и до, и после выставки — напрямую и через преподавателей и студентов программы. Недавно прошел фестиваль Rosbank Future Cities, который я курировала, и во время него мы много работали над проектами Натальи Федоровой «Быть для дерева ветром» и reGeneration Марии Купцовой и Марины Музыки — они не только занимаются художественной деятельностью, но и преподают в ИТМО.

Я также читала курс по арт-менеджменту и кураторским практикам в области Art & Science, участвовала в качестве эксперта в совместном проекте STArt магистратуры и Политехнического музея, мы много сотрудничали с Ипполитом Маркеловым, руководителем биолаборатории Центра Art & Science ИТМО над проектам с Джо Дэвисом, и многое другое.

Прочитайте также:

Город на воде и вода над городом: краткий гид по выставке «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности»

«Golden Silk. Алхимия шелка»: поработать с пионером биоарта и увидеть, как арт-проекты могут стать частью научных исследований

Биолог и художник Ипполит Маркелов — о Science art в России и о том, как создавать междисциплинарные арт-проекты вместе с учеными

— Чем вас заинтересовало предложение стать руководителем программы в ИТМО?

Я как куратор, продолжающий работать в России, заинтересована в повышении качества локальных художественных проектов. Поэтому предложение стать руководителем программы в ИТМО мне показалось как раз возможностью на это повлиять.  Другой важный момент — это дает мне возможность быть всегда на связи с новым поколением художников и искать новые возможности для коллабораций.

— Расскажите о своем видении: как вы планируете организовать обучение, на чем заострить внимание студентов, будете ли менять программу, набор дисциплин?

Мы сейчас как раз находимся в процессе оценки того, как шла программа раньше и что важно поменять. Среди прочего, нам важно понять, как мы можем помочь магистрантам улучшить качество выпускных работ — для этого мы поменяли систему защиты проектов: разделили процесс на защиту концепции, художественного решения и плана работ, чтобы у команды была возможность включиться на каждом из этапов и помочь своей экспертизой.

Также мы планируем ввести в программу такие важные дисциплины, как научная коммуникация (именно в срезе работы с научным контентом для разработки художественных проектов), усиливаем блок работ с текстами и вводим основы выставочного дизайна. И конечно, прорабатываем расширение публичных проектов в Петербурге и Москве на следующий год.

Кроме того, хотелось бы расширить понимание того, чем могут заниматься выпускники магистратуры Art & Science. Это не только художественная деятельность — сейчас открывается большое количество научно-технических выставок и музеев, а наши магистранты обладают навыками, которые необходимы для работы над такими проектами. Это и умение работать с научной информацией, и способность находить нестандартные способы ее репрезентации в выставочном формате.

Студенты нового набора программы Art & Science ИТМО. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

Студенты нового набора программы Art & Science ИТМО. Фото: Екатерина Шевырёва / ITMO.NEWS

— Что вы в целом думаете об образовании в сфере современного искусства, зачем художнику нужно учиться в вузе?

Образование в современном искусстве дает несколько важных вещей: понимание художественного контекста собственной практики и интеграцию в коммьюнити. Образование в области Art & Science вместе с этим предлагает понимание принципов научного метода, доступ к научным инструментам и экспертам — всему, без чего невозможна работа в этой области.

— Как вы считаете, какое будущее ждет Art & Science, какое место это направление займет в искусстве — мировом и российском?

Направление Art & Science в современном искусстве будет развиваться до тех пор, пока развивается научная мысль и появляются новые технологические изобретения. В этом смысле можно сказать, что это направление постоянно переизобретает себя и свой художественный язык.

В целом, новые медиа — это наиболее актуальный и адекватный способ говорить о современном обществе, логика которого насыщена технологиями. Даже такие консервативные структуры, как Венецианская биеннале, начали включать в себя интересные наукоемкие проекты — взять, к примеру, павильон Южной Кореи, который в этом году был полностью посвящен работам художника Yunchul Kim, а центральной инсталляцией был детектор мюонных частиц. Мюоны — это космические частицы, которые образуются при столкновении с атмосферой Земли.

Что касается России, то в декабре прошлого года мы делали круглый стол, в рамках которого обсуждали феномен появления в Петербурге большого количества Art & Science проектов и перспективы развития этого направления. За последнее время в Петербурге появилось большое количество качественных проектов в области новых медиа: Центр Art & Science ИТМО, знаковая музейная экспозиция «Новая антропология» в Институте Павлова, программа New Now и ретроспектива Recycle Group в ЦВЗ «Манеж». «Севкабель Порт» начал свою самостоятельную выставочную деятельность с пространственной инсталляции 404.zero и масштабной международной выставки HYDRA. Направление активно развивалось в проектах Gamma Festival, «Точка кипения», «Научный квартал» и других. Эрмитаж также зашел на территорию Art & Science и, в частности, вместе с Европейским университетом открыл Международную школу искусств и наследия, где помимо гуманитарных предметов есть естественнонаучная программа. Уже не говоря о том, что существовало множество камерных Art & Science проектов, в том числе на экологическую тематику.

Оказалось, что соединение науки и искусства — очень близкий Петербургу формат. Таким состояние было на конец прошлого года, а сейчас мы, вероятно, будем отслеживать новые тенденции в существующем контексте.