Культурный проект «Живая лаборатория “Digital сцена”» проходит в Петербурге с осени 2022 года. В нем участвуют режиссеры, драматурги и художники-постановщики театров Петербурга, которые вместе со зрителями создают цифровые декорации для театральных спектаклей.
Организатор проекта — Социально-художественный театр Петербурга. Среди партнеров — ИТМО, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Александринский театр, академический театр имени Ленсовета, лаборатория-мастерская ФабЛаб ИТМО.
«За последние годы в современный театр все больше проникают цифровые технологии. А вместе с ними приходит и новое поколение зрителей, которым близки современные медийные формы: кино, блокчейн, игры и другие. В связи с этим меняется сам театр, его технологии и средства выразительности. И если современные коммерческие шоу в этом плане упакованы хорошо, то традиционные театры обычно используют интуитивный контент, в основном — видеоматериалы. При этом самим режиссерам и художникам-постановщикам часто не хватает знаний и опыта в цифровых направлениях: саунд-арте, компьютерном и интерактивном искусстве, видео- и цифровом действии», — рассказывает соорганизатор «Живой лаборатории “Digital сцена”», куратор культурных проектов CLD ITMO Александра Иритьян-Ирисова.
Проект «Живая лаборатория “Digital сцена”» нацелен на то, чтобы восполнить пробел в коммуникации между представителями театрального сообщества и специалистами, которые создают цифровые продукты. Именно поэтому в нем участвуют как театральные специалисты, так и технические: дизайнеры, медиахудожники, звукорежиссеры и другие.
Всего в проекте участвовали 10 интердисциплинарных команд (около 100 человек), в каждую из которых вошли студенты магистратуры ИТМО «Световой дизайн». Участники совместно с лабораторией-мастерской ФабЛаб ИТМО создавали макеты для спектаклей, чтобы продемонстрировать декорации. Эти макеты представили на выставке прототипов цифровых макетов сценических декораций в Театральном музее, а по итогам выбрали два победителя. Макет по спектаклю «Парящий тигр» стал лучшим по результатам зрительского голосования, а макет по спектаклю «Страхъ» победил по версии жюри.
Итогом проекта стали эскизы спектаклей, которые команды представили на сцене театра им. Ленсовета.
Страх нейросети
Спектакль «Страхъ» поставлен по мотивам двух новелл первой половины 20 века: «Волосы Вероники» Скотта Фицджеральда и «Страх» Стефана Цвейга. Работа посвящена социальным табу и поведенческим шаблонам, которые разрушают жизнь, а также способам внутреннего освобождения от них. Первая часть спектакля описывает тревоги и страхи из внешнего мира. Во второй части исследуются страхи, сформированные внутренним миром героев.
Над постановкой работали студенты театральных и художественных вузов: Елизавета Холмушина, Ксения Вороненко, Андрей Олейник, Татьяна Яковлева, Мария Трефилова, Марья Караваева, Владимир Кустов. Их консультировали специалисты ИТМО: куратор культурных проектов CLD ITMO Александра Иритьян-Ирисова, инженер и преподаватель программы ИТМО «Световой дизайн» Илья Филиппов, доцент и руководитель программы ИТМО «Световой дизайн» Наталья Быстрянцева.
В качестве диджитал-декораций авторы использовали проекционный экран и подвижные трубки, которые имитируют нити или волосы. Актеры взаимодействуют с этими декорациями во время спектакля и меняют пространство от события к событию. Проекционные устройства выступают связующим звеном между актерами, мультимедиа и действием. С помощью проекционных экранов авторы достигли эффекта дополненной реальности — например, вывели описание персонажей, чтобы зритель мог лучше понять их мотивацию.
Также специалисты использовали мультимедийный контент, который создали с помощью генеративной графики и нейросетей. Художники решили: страх лучше отображать через коллективное бессознательное, нежели через образы, созданные конкретным художником. Так соавтором спектакля стали нейросети Midjourney и Stable Diffusion.
Благодаря цифровым технологиям «Страхъ» отличается интерактивностью: с помощью онлайн-голосования зрители могут взаимодействовать с персонажами — например, оценивая различные ситуации. Эти выборы влияют на развитие сюжета, а зритель становится соавтором постановки.
Отрывок из спектакля «Страхъ». Автор: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS
Голографический тигр
Спектакль «Парящий тигр» основан на одноименной повести американской писательницы Кейт Дикамилло. Постановка рассказывает историю замкнутого шестиклассника Роба, который потерял мать и подвергается буллингу в школе. Однажды герой находит в лесу клетку с живым тигром, который становится его тайной и единственной отрадой. Тигр символизирует подавленные эмоции и страхи, которые, как и хищное животное в клетке, однажды могут вырваться наружу.
В команду проекта вошла студентка магистратуры ИТМО «Световой дизайн» Дарья Климова. Также в постановке участвовали студенты театральных и художественных вузов:Алиса Феоктистова, Виктория Слепцова, Марина Хомутова, Диана Шапиро. Их консультировали специалисты ИТМО: куратор культурных проектов CLD ITMO Александра Иритьян-Ирисова, инженер и преподаватель программы ИТМО «Световой дизайн» Илья Филиппов, доцент и руководитель программы ИТМО «Световой дизайн» Наталья Быстрянцева.
Основная цифровая декорация спектакля — это три проекционных экрана. Видеоряд на них дополняет происходящее на сцене. Например, только на экранах существуют некоторые персонажи спектакля, которые говорят с «живыми» актерами. Также на экраны выводится видео-арт и анимация.
«Благодаря лаборатории у нас была возможность еще на этапе создания макетов посмотреть, как будут выглядеть различные цифровые декорации и выбрать самые подходящие. С помощью видеоряда на проекционных экранах нам удалось добиться полного погружения зрителя в атмосферу детской истории. Для этого мы показываем мир глазами детей: лес снят снизу, тигр предстает в виде крупных фрагментов, так как для ребенка он выглядит огромным», — рассказала студентка магистратуры ИТМО «Световой дизайн» Дарья Климова.
Весь спектакль зритель не видит тигра целиком, только его части: лапы, уши, спину, хвост. Это создает впечатление, будто тигр огромный и находится повсюду. В финале, когда животное выпускают наружу, тигр становится цифровым — голограмму хищника проецируют на дым.
Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.