«Сапка» или все-таки «Шапка»
Логопеды разделяют процесс развития речи у детей на несколько этапов. Считается, что в норме к 2–3 месяцам у ребенка появляется гуление, к 4–6 месяцам — лепет, а первые слова он осваивает к первому году. К двум годам ребенок знает 250–300 слов и уже может общаться простыми фразами, правильно произносит некоторые гласные и простые губные согласные и их мягкие пары. В 2–3 года ребенок владеет всеми гласными и согласными, характерными для раннего развития, а в 3–5 лет он правильно воспроизводит все свистящие и шипящие звуки. После пяти лет он произносит сложные сонорные согласные «Л» и «Р», и в его речи не должно быть никаких нарушений. К пяти годам словарный запас увеличивается до 2500–3000 слов, а фразы усложняются. В шестилетнем возрасте ребенок, как правило, способен произносить все звуки родного языка и знает достаточно слов, чтобы строить правильные предложения.
Но иногда дети дошкольного возраста не могут самостоятельно научиться произносить некоторые звуки, не понимают, из каких звуков состоит слово, неправильно составляют слоги друг и не знают, как правильно изменять слово с точки зрения грамматики. Также у детей может не хватать словарного запаса, они с трудом понимают речь и составляют монолог. По мнению специалистов, такие особенности свидетельствуют о том, что в речевом развитии ребенка возникли проблемы. Если вовремя их не преодолеть, у ребенка может возникнуть дисграфия (трудности с письмом), дислексия (трудности с чтением) или дискалькулия (трудности с счетом).
Справиться с нарушениями развития речи помогают занятия с логопедом. На уроках специалист занимается коррекцией звукопроизношения, а также помогает ребенку правильно строить речь. Чтобы занятия имели эффект, важно, чтобы ребенок не только запомнил, как правильно произносить звуки, но и использовал поставленные звуки в собственной речи. Для этого результат, полученный на уроках с логопедом, необходимо закреплять, каждый день и по многу раз повторяя речевой материал.
Раньше для этого использовали специальные печатные материалы, сейчас становятся все более популярными мобильные приложения, которые помогают автоматизировать звуки в интерактивном ― более увлекательном для детей ― формате. Один из таких сервисов разработала выпускница бакалавриата образовательной программы «Компьютерные технологии в дизайне» факультета программной инженерии и компьютерной техники ИТМО Анастасия Пивоварова.
Ее мобильное приложение «Логодом AR» помогает с помощью дополненной реальности автоматизировать сложные для детей звуки русского языка. В разработке приложения приняли участие профессиональные логопеды из образовательного центра «Кидсландия». Они проверили весь материал, что, по словам разработчицы, позволило избежать методических ошибок.
Тренировки где угодно
По словам Анастасии Пивоваровой, приложение подойдет не только для занятий с логопедом, но и для самостоятельного закрепления материала — дома с родителями.
«Моя идея была в том, чтобы создать простое, доступное для понимания, методически выверенное и недорогое приложение, в котором дети и их родители с интересом будут выполнять домашние задания логопеда. К тому же, на российском рынке практически нет похожих логопедических приложений с дополненной реальностью, и это стало одной из фишек разработки», — рассказала Анастасия Пивоварова.
Сейчас «Логодом AR» помогает детям автоматизировать звуки «С» и «Ш». По опыту логопедов, именно произношение свистящих и шипящих чаще всего нарушено у детей дошкольного возраста. К тому же, эти звуки — базовые для группы свистящих и шипящих. Научившись корректно произносить «С» и «Ш», ребёнок сможет освоить и другие похожие звуки — «Сь», «З», «Зь», «Ц», «Ж», «Ч» и «Щ».
Создавать упражнения, писать сценарии уроков и озвучивать материалы для приложения также помогали логопеды петербургского образовательного центра «Кидсландия». Для автоматизации звуков «С» и «Ш» они разработали комплекс упражнений, который включает в себя задания на изолированный звук, открытые и закрытые слоги, слова с открытыми и закрытыми слогами, слоги и слова с интервокальной позицией, а также словосочетания, чистоговорки и стихотворения. В каждом задании есть стихи со звуками «С» и «Ш» — благодаря им ребенок учит больше новых слов и не скучает на занятиях.
Осваивать материал помогают специально разработанные для дополненной реальности персонажи — Насосик и Змейка. Такие герои выбраны неслучайно. Советский логопед, преподаватель кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ Мария Фомичёва представляла звуки в виде персонажей, чтобы детям было проще и веселее тренироваться. Насосик олицетворяет звук «С», а Змейка — «Ш».
«Технологии дополненной реальности положительно влияют на развитие высших психических функций и качество усвоения материала у детей. AR-технология повышает мотивацию к обучению, помогает более качественно и осмысленно усвоить материал, особенно абстрактные концепции, развивает системное и логическое мышление», — объясняет Анастасия.
Она добавляет, что самым трудным при разработке приложения было совместить коррекционную часть с дизайнерской стороной — приложение должно быть красиво и методически правильно спроектировано. Поэтому разработчица вместе с логопедами решила использовать упрощенную эстетику, которая понятна детям в возрасте 4–5 лет. Например, во время выполнения упражнений на экране есть только две кнопки, а острые углы везде смягчены.
Новые звуки и возможности
Приложением «Логодом AR» уже пользуются логопеды «Кидсландии» — они развивают речь вместе с детьми на занятиях в центре и дают задания из приложения, чтобы дети учились при поддержке родителей дома.
В перспективе Анастасия планирует добавить в сервис новые звуки (Л, Р, З, Ж, Ц, Ч, Щ) и несколько комплексов артикуляционных гимнастик, например для шипящих и свистящих звуков. Также автор разработки намерена подготовить версию приложения для iOS и ноутбуков и перенести его с Boosty на RuStore.
Демонстрация приложения «Логодом AR». Источник: boosty.to
Протестировать мобильное приложение можно по ссылке.