— Сейчас вы занимаетесь социальным предпринимательством, инновациями, креативными практиками и развитием корпоративной культуры. Список профессиональных интересов довольно широк. Как вы сами определяете свою профессию?
— В жизни я занимался разным, поэтому сказать, кто я по профессии, не так просто. По образованию я преподаватель английского ― и в начале карьеры преподавал этот предмет и драматическое искусство в Ближневосточном техническом университете в Турции. Но спустя два года оставил должность, окончил магистратуру в области менеджмента и стал развиваться в этом направлении.
Семь лет управлял собственным сельскохозяйственным производством — выращивал малину, ежевику и клубнику. Но не только продавал ягоды. Я создал полномасштабную систему комплексной сельскохозяйственной экспертизы. Компании анализировали факторы экосистемы (климат, почву и растения), а также социальные и экономические показатели. На основе данных мы готовили отчет для сельскохозяйственных инвесторов. Эта информация помогала им решать, какие сельскохозяйственные проекты стоит развивать и в каком регионе. После продажи производства я стал руководить проектами в частных компаниях помогать предпринимателям находить инвесторов и покупателей для компаний.
Тем не менее сферу образования я не оставил. В 50 лет защитил PhD по организационной социологии и продолжаю обучать людей, но на других позициях. Как консультант реорганизовал учебный процесс для сотрудников торгово-промышленной палаты в Стамбуле. Сейчас как ментор помогаю стартапам коммерциализировать бизнес-модели и масштабировать продукты в акселераторе. Еще как тренер разрабатываю образовательные курсы и обучаю сотрудников компаний и студентов турецкого Университета Озйегин. Там я читаю курсы по социальному предпринимательству, инновациям и креативности и помогаю студентам с проектами.
— Как началось ваше сотрудничество с ИТМО?
— Это было еще в 2019 году. Тогда в ИТМО появилась позиция на курсе по soft skills ― требовался специалист по презентациям, питчам и предпринимательству. Мой друг и коллега из Университета Озйегин не смог поехать, поэтому в Петербург отправился я.
Когда приехал в город впервые, он показался очень красивым. Запомнились набережные на Неве, была хорошая погода. Нева напомнила о Стамбуле — он тоже расположен на воде. Петербург — современный город, но при этом в его архитектуре чувствуются богатая история и традиции. ИТМО тоже показался очень прогрессивным, даже футуристическим. Университет всегда в поисках изменений, новых идей и людей. Иногда я шучу, что слишком стар для такого, и ИТМО скоро придется искать современного преподавателя.
— Вместе с коллегами из ИТМО вы ведете курс по soft skills «Основы управления международными исследованиями». Чему посвящены занятия?
— Я рассказываю, как создавать презентации и питчить идеи заинтересованной аудитории. Мы учимся превращать исследовательские проекты в бизнес-презентации. Другими словами, надеваем деловой костюм на научные идеи. Однако это не просто — нужно на понятных примерах и простой структуре объяснить студентам, что речь идет не только о науке. Она очень важна, но бизнес — тоже наука. Это сложный язык, который нужно переводить на обычные термины, понятные каждому. Какая цель у научного проекта? Кому и как он будет полезен — конечным потребителям или коммерческим компаниям? Почему выбраны конкретные целевые аудитории? Если у проекта будет продукт, как он будет продаваться?
Именно этими вопросами мы и занимаемся на занятиях и сразу отрабатываем их на практике — делаем проекты, придумываем истории, играем. Но я никогда не назначаю экзамены. Для меня тестирование ― это не показатель результатов, а скорее диагностика самого студента. Это похоже на медицинский тест. Например, если у пациента плохие показатели крови, врачи рекомендуют, как их улучшить. Также действую и я — отдаю студенту решенный тест и спрашиваю, что стоит изменить. Всегда должно быть место для совершенствования.
— Чем, по-вашему, отличаются российские студенты от других?
— Студенты во всем мире похожи — преподаватель что-то рассказывает, а они сидят и слушают. Но это скучно. В моем стиле проводить открытые занятия, когда студенты перемещаются по аудитории и много работают в команде. В первую встречу оказалось, что студентам ИТМО очень нравится учиться и они проводят много исследований. На занятиях мы обсуждаем идеи, разговариваем и шутим.
Однажды ученик спросил меня: «Чему мы научились?». Я ответил: «Жизни». Так работает бизнес. Если будете говорить только на научном языке, в деловом мире никто вас не послушает. Вместо того, чтобы рассказывать гипотезы, нужно объяснять, что вы собираетесь с ними делать и как исследование повлияет на жизнь людей, а еще привести конкретные примеры из повседневности. Иначе после долгой бизнес-презентации вы услышите вопрос: «Ну и что?».
— А что более сложно — преподавать или вести бизнес?
— Бизнес мне нравится, но больше всего я люблю обучать других. Преподавание — это скорее не про деньги, а про помощь и развитие людей. В бизнесе всегда есть переговоры, контракт и две заинтересованные стороны, которые должны договориться о беспроигрышной ситуации. Этот баланс очень эгоистичен — всегда нужно думать о себе, а не о других. В преподавании вы прежде думаете об учениках, а не о себе.
— Это в чем-то перекликается с тематикой курса ИТМО. В этом году студенты не просто создавали проект для себя, а посвящали его одной из целей устойчивого развития ЮНЕСКО — ликвидации голода или нищеты. Почему выбрали такую тематику?
— Это набор практик и рекомендаций, которых придерживаются государства, общественные организации, университеты и другие учреждения, чтобы сделать мир лучше. Цели посвящены разным направлениям — сохранению экосистем суши и морей, борьбе с климатическими изменениями, распространению образования и медицины и многому другому.
Эти цели глобальны, и достичь их в одиночку не получится. Но внести свой вклад может любой — компании, частные предприниматели и даже начинающие ученые. На курсе ИТМО студентам нужно было выбрать одну цель и создать научно-исследовательский проект по этой теме. В самом начале работы обучающиеся решали, как и кому помогут их идеи. В дальнейшем проекты можно масштабировать. Например, начать с инициативы, которая поддерживает детей, страдающих одним спектром болезней, а затем распространить проект на людей с другими похожими заболеваниями.
— А для бизнеса эти цели тоже важны важны? Все-таки основная цель предпринимателя ― получить прибыль.
— Отвечу пословицей индейцев: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда человек поймет, что деньги нельзя есть». Мы должны понять, что прибыль — это хорошо, но еще не всё. Я считаю, что компании должны не только зарабатывать деньги, но и приносить пользу окружающей среде — природе и обществу. Тогда мы станем счастливее.
Однако социальное предпринимательство — дело непростое и больше похоже на оксюморон. С одной стороны, «социальный» подразумевает, что бенефициаром станет окружающая среда и общество. А с другой, предпринимательство — это про бизнес-модели, прибыль и экономику. Мы пытаемся сбалансировать обе миссии. Это очень сложно, потому что инвесторы постоянно интересуются, когда мы заработаем деньги. Ведь окупаемость инвестиций в социальное предпринимательство дольше, чем в обычные компании. К счастью, сейчас многие инвесторы знают об этом и стараются больше поддерживать социальный бизнес.