В интервью vc.ru вы говорили о том, что начали работу над Courseburg со скучной работы — изучения рынка. Можете рассказать о том, чему хотят учиться петербуржцы?
Мы анализировали поисковую выдачу и запросы пользователей в Google и Яндексе, искали, какие есть ресурсы, сколько категорий курсов предлагают разные центры, собирали данные по сезонным запросам. Например, мы выяснили, что мало кто хочет получать профессии в сфере маркетинга и менеджмента — в Google курсы по ним ищут примерно по нескольку сотен человек в месяц, программированием интересуются чуть побольше. Мне кажется, это несерьезно для такой большой страны. Ряд рынков «перегрет», там очень высокая конкуренция. Только по данным с общедоступных источников, в Петербурге 378 школ танцев, при том, что спрос на них очень маленький.
Еще мы выяснили много неочевидных, даже забавных вещей. Например, курсы английского для детей ищут, как ни странно, дети, их мамы, папы и дедушки, а бабушки почему-то нет. Мы общались на эту тему с экспертом, который основал несколько тренинговых центров, он сказал, что бабушки тоже ищут языковые курсы для внуков, но в офлайне — по газетам и объявлениям. Есть ряд базовых запросов вроде «курсы фотографии» и «курсы фотографии для начинающих». Мужчины от 26 до 34 лет очень уверены в себе и курсы для начинающих не ищут совсем. Понимание того, что они не очень хорошо разбираются в теме, и соответствующие запросы в поисковике приходят только после 35 лет. Женщины оценивают себя более трезво, у них статистика ровная.
А какие из этих запросов не удовлетворены?
Есть ниши, в которых маленькая конкуренция. Школы танцев, английского языка, тренинговые центры по психологии и личностному росту пытаются выдавить друг друга с рынка, демпингуют, устраивают всяческие акции. При этом очень мало предложений по курсам поваров, массажа. Большому количеству интернет-магазинов нужны специалисты по конверсии, которые придут и сделают так, чтобы посетители сайта действительно стали покупать их товары и услуги. По-видимому, менеджеры этих компаний ищут курсы конверсии, но на рынке нет практически никого, кто мог бы их этому научить.
Есть много небольших ниш, которые в офлайне не представлены почти никак. По рекламе и маркетингу в интернете есть куча видео, бесплатные курсы от гигантов вроде Google, но в офлайне тетки и дядьки старой закалки рассказывают про пять сил Портера вместо того, чтобы объяснять, как настраивать Яндекс. Директ и AdWords. С новыми профессиями все тоже не очень хорошо, есть запаздывание между количеством людей, нужных в какой-то сфере, и модой на профессию. Например, про Big Data сейчас не говорит только ленивый, специалистам по анализу данных платят по 250−300 тысяч в месяц, но вакансии висят месяцами, а специализированных курсов тоже почти нет. В Москве они представлены только в четырех вузах, в Петербурге — только в двух, и один из них — Университет ИТМО. А некоторые курсы из-за этого запаздывания сейчас работают вхолостую: люди где-то отучились, а вакансий и запроса на их новую профессию уже нет.
И как Courseburg может помочь решить эту проблему?
Мы занимаемся проектом Courseburg с февраля и еще не успели сделать все, что хотим реализовать. У нас на сайте пока только три категории курсов, мы хотим расширить их до пятнадцати и добавить два новых блока.
Суть в том, что есть так называемые soft skills — навыки коммуникации, работы в команде — и hard skills, которые реально нужны в работе. Чаще всего для того, чтобы подняться по карьерной лестнице и увеличить свою зарплату вдвое, специалисту не хватает одного-двух hard skills. Мы хотим создать матрицу развития компетенций с данными по вакансиям, на которые пользователь сможет ориентироваться. Допустим, человек закончил самые простые базовые курсы бухгалтеров. Мы ему говорим: родной, сейчас твоя зарплата — 25−30 тысяч. Пройдешь дополнительное обучение — сможешь стать главным бухгалтером. А финансовые аудиторы получают еще больше, и чтобы стать одним из них, нужно знать это и это.
Мы строим эту матрицу на открытых данных от Министерства труда за последние пять лет и таких ресурсах, как HeadHunter и Superjob, — получилась представительная выборка, потому что Минтруд не располагает информацией по частным объявлениям, а некоторые категории вакансий на биржи труда вообще не попадают. Очень важно показывать человеку анализ рынка, информацию о том, на какую зарплату он может рассчитывать: может быть, он работает кассиром в «Пятерочке», а в нем погибает талант финансового аналитика. Мы планируем «подтягивать» эту информацию автоматически, но пока не могу сказать, когда у нас будет этот функционал: у нас отличный программист, но он всего один. Через пару недель собираемся привести эти данные в божеский вид и опубликовать у нас на сайте.
Еще в России почти никто не занимается профориентацией, ни для взрослых, ни для детей. Профессию мы обычно выбираем под влиянием семьи, друзей, каких-нибудь фильмов, а по факту людям нужны хорошая зарплата и условия работы, которые подходят им по личностным особенностям. Если я холерик, то будет глупо идти перекладывать бумажки и слушать маму, которая говорит, что юристам много платят. Может быть, мне больше подойдет работа полицейским, пожарным или, допустим, охранником в ЧОПе. Поэтому мы хотим добавить в нашу платформу профориентационный блок, работаем сейчас по этому направлению с хорошим специалистом. Если данные о том, что уже умеет человек, совместить с данными теста на профориентацию, можно будет предлагать ему конкретные профессии. Я надеюсь, эту систему мы сможем внедрить уже к Новому году.
Почему вы решили выбрать именно офлайн-курсы?
Я сам обожаю онлайн-образование, смотрю лекции и вебинары на YouTube, записанные лекции с Coursera. Но здесь есть один печальный момент: знания, полученные в онлайне, чаще всего отрывочные и бессистемные. Американская ассоциация HR-директоров сначала положительно восприняла появление MOOC, но сейчас они говорят, что люди с сертификатами об их прохождении приходят к работодателю с завышенными ожиданиями по зарплате, а высокий уровень знаний не показывают. К тому же до конца обучения, по данным той же Coursera, доходит всего 3% человек, из них финальный тест сдает только 1,5%. С платными курсами ситуация не намного лучше. Есть ресурс Udacity, курсы у них стоят от 15 до 100 долларов, но даже здесь до конца учится порядка 15%. Поэтому очень часто онлайн-обучение — это выброшенные на ветер время и деньги.
Но ведь многим профессиям можно полноценно обучиться, используя только открытые бесплатные источники в интернете. Программированию, например.
Для части вакансий это так, на ресурсах вроде Khan Academy есть истории успеха людей, которые стали программистами с нуля. Я, например, с нуля научился программировать базы данных Access по толстенной книге — просто потому, что мне это было действительно нужно. Так что эти истории — скорее исключение из правил.
Если смотреть соотношение образовательных рынков, по количеству денег и людей онлайн сейчас составляет всего 3%. Да, он растет быстрее — примерно на 30% в год, но офлайн тоже растет на 20%. В долгосрочной перспективе эти рынки будут сопоставимы, но не потому, что офлайн-обучение уйдет: часть профессиональных курсов не перейдет на дистанционный режим вообще никогда. Вы же вряд ли доверите стричь себя человеку, который учился по YouTube. Массажу тоже нельзя научиться по видео, а во многих сферах нужны сертификаты, дополнительное медицинское образование — например, чтобы проводить некоторые косметологические процедуры.
Кто ваши конкуренты?
Основные наши конкуренты — это агрегаторы и каталоги курсов и школ, размещение у них платное и они не дают никаких гарантий того, придут студенты на эти курсы или нет. К тому же часто они публикуют просто ссылки без описаний. У нас же на сайте есть отзывы о преподавателях и их биографии. Мы смотрели через Вебвизор, пользователям это реально интересно — они их изучают, многие водят по тексту мышкой.
Сейчас мы работаем с организаторами курсов по большей части в ручном режиме, некоторые сами пришли и оставили нам заявки после публикаций в СМИ. Есть центры, которые категорически отказываются с нами сотрудничать, но большинство, к счастью, понимает, что мы им не конкуренты и только помогаем привести новых людей. Например, мы предлагаем искать курсы на карте города: человек может выбрать центр или школу, которая находится близко к дому, месту работы или учебы. Если он живет, например, на Комендантском проспекте, то вряд ли станет регулярно ездить на юг города, но, может быть, поедет на Петроградку. Сейчас инструментов для настолько точного геотаргетинга нет, и организаторам курсов приходится оплачивать рекламу, которая показывается по всему городу.
Мы уже начали сотрудничать с московскими школами и тренинговыми центрами, к сентябрю должна появиться возможность выбора города. Чуть позже мы хотим реализовать возмещение стоимости курса, если он не понравился пользователю, информировать о скидках и давать промокоды. Плюс мы стараемся вести интересный корпоративный блог: недавно, например, публиковали подборку хороших бесплатных онлайн-курсов, сейчас готовим подборку по бизнес-образованию, которое можно получить бесплатно или за адекватные деньги. Народ хочет учиться — средний петербуржец ходит на один-два курса или несколько длительных тренинга в год. И мы стараемся помогать им делать это правильно.