Об основных задачах информатизации, решаемых в Петербурге рассказал первый заместитель директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, профессор кафедры УГИС Университета ИТМО Юрий Захаров. По его словам, первым делом информатизация нужна для того, чтобы обеспечить прозрачность работы органов государственной власти, повысить эффективность их деятельности, а главное — повысить качество жизни петербуржцев.
«Люди далеко не всегда знают, какие у нас есть комитеты, какими полномочиями они обладают, какой у них бюджет и каким образом они его осваивают. Благодаря грамотной информатизации обеспечивается оперативное информирование населения, повышается доступность и качество оказания государственных и муниципальных услуг. Очень важна и безопасность в городе. Основные задачи по обеспечению безопасности решают силовые структуры, но чиновники тоже не стоят в стороне. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы и эффективность управления городом была выше», — подчеркнул спикер.
Как отметил эксперт, к информационной безопасности органы государственной власти относятся очень ответственно. Так, они объединены в собственный интранет с сотнями подведомственных структур, среди которых школы, детские сады, больницы и поликлиники. Информация в нем защищена, а при необходимости ее представляют и в общей сети.
Говоря об автоматизации государственных функций, Юрий Захаров отметил, что прежде всего необходимо обеспечить поддержку принятия обоснованных решений, внедрить электронный документооборот, организовать комплексный мониторинг всех процессов социально-экономического развития, а также исполнения госпрограмм. Помимо этого, в задачи городской информатизации входит управление формированием и реализацией государственного заказа. Специальные системы позволяют в электронном виде рассматривать проекты технических заданий, готовить необходимую конкурсную документацию, а также управлять проектами и воплощать их в жизнь.
В Петербурге в последнее десятилетие расширилась сеть многофункциональных центров — МФЦ, в которых можно быстро и просто оформить практически любую госуслугу. Сегодня в городе работают не только 54 стационарных МФЦ, но и четыре мобильных МФЦ-автобуса.
Как отметил начальник управления государственных электронных услуг СПб ИАЦ Андрей Овчаренко, процесс оказания электронных услуг еще пять лет назад был довольно узким по перечню и занимал определенное время, сейчас же он стал намного более оперативным и шире по количеству оказываемых услуг. Так, в этом году Петербург занял второе место в стране по уровню развития информационного общества: по статистике, 92% жителей, получавших госуслуги, удовлетворены их качеством. Кроме того, 89% опрошенных отметили, что электронные госуслуги сократили количество визитов в кабинеты с очередями. Эти данные удалось получить с помощью электронного опроса посредством электронной приемной портала госуслуг. Из 200 тысяч зарегистрированных пользователей 10 тысяч откликнулись на присланное им письмо с просьбой о заполнении анкеты. Как объяснил эксперт, эта выборка вполне репрезентативна: во время опроса в местах оказании услуг мало кто согласился отвечать на вопросы — было опрошено всего около 200 человек. На сегодняшний день количество посещений портала достигло цифры в 87 миллионов человек, ежедневная посещаемость составляет около 50 тысяч человек. Помимо традиционных госуслуг, с помощью портала можно просмотреть свои штрафы, пополнить транспондер ЗСД, воспользоваться картой туриста и так далее.
«Сейчас у нас есть и мобильное приложение „Госуслуги“. Здесь реализованы основные простые сервисы для граждан, которые не требуют заполнения объемных форм. Это проверка действительности ИНН, паспорта, проверка статуса в МФЦ, а также проверка номера в очереди в детский сад. Через мобильное приложение доступна также проверка штрафов и разных платежей, упрощенная форма для подачи заявления на регистрацию брака и так далее», — отмечает эксперт.
По словам Андрея Овчаренко, в сентябре ожидается очередной релиз мобильного приложения для платформы iOS. Причем важно, что на Android система уже работает. Также набирают спрос такие информационные продукты, как электронный кабинет должностного лица, который представляет из себя инструмент для приема обращений с портала, МФЦ, приложения и так далее. Бонусом сервиса является то, что о статусе заявки заявитель будет проинформирован смс-сообщением. Если говорить о таком продукте, как кабинет согласований, то по ряду позиций установлен пятидневный срок на согласование. Если организация оставила заявку без ответа, то заявителю автоматически отправляется согласие на проведение работ. Это существенно повышает сроки принятия решений.
Кроме других проектов, реализуемых в СПб ИАЦ, магистрантам представили также портал «Наш Санкт-Петербург», который позволяет горожанам достучаться до властей с жалобами на благоустройство и ЖКХ. Так, по словам руководителя проекта Елены Бессоновой, за все время работы на портал поступило почти 150 тысяч обращений, многие из которых снабжаются фотографиями с указанием места на карте города. В итоге чиновники устранили порядка 120 тысяч проблем. Любопытна и динамика интереса пользователей — например, один из жителей уже разместил на портале более 6 тысяч сообщений.
Добавим, что встреча прошла в Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре (СПб ИАЦ) — партнере Университета ИТМО. Среди магистрантов, участвовавших в работе семинара, были также победители IV Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT», зачисленные на программу «Управление государственными информационными системами» без вступительных экзаменов. Они имеют большой опыт работы в региональных органах власти и подведомственных организациях.