Каким образом началось сотрудничество Университета ИТМО и Университета Осло?
Андрей Карсаков, инженер Института наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО: Все произошло достаточно спонтанно. Во время конференции по трансляционной медицине в октябре 2015 года мы демонстрировали первые достижения Института трансляционной медицины в уже привычном для нас интерактивном формате. Норвежцы обратили внимание на наш стенд, ожидая очереди в буфет во время обеденного перерыва, не без помощи наших коллег из Центра Алмазова. В результате беглого рассказа о наших исследованиях Филипп Кола из Университета Осло очень заинтересовался разработками НИИ НКТ и спустя некоторое время вышел с нами на контакт. Первым шагом стало приглашение наших специалистов поучаствовать в серии семинаров в Норвежском университете в Санкт-Петербурге, которые проводились с целью стимулирования научного сотрудничества между российскими и норвежскими вузами. Наши ребята рассказывали, чем они занимаются в России, норвежские коллеги рассказывали о своей работе. После одного из семинаров был ответный визит норвежцев в НИИ НКТ. А в конце лета они вновь пригласили нас в Норвегию для участия в их семинаре — так, в начале ноября прошлого года мы посетили Осло.
Анна Билятдинова, преподаватель кафедры высокопроизводительных вычислений и научный сотрудник НИИ НКТ: В основном, в петербургских семинарах участвовали аспиранты и магистры двух наших научных групп — визуализации и вычислительной биомедицины. Если говорить об Университете Осло, нами заинтересовался медицинский факультет и лаборатория Филиппа Кола (Philippe Collas), которая занимается биоинформатикой. Их заинтересовала научная визуализация. Филипп увидел потенциал наших разработок, применимый к трехмерной визуализации генома с исследовательской точки зрения. Существует большое количество инструментов для этого, но у каждого есть свои плюсы и минусы, и их не всегда достаточно, чтобы воплотить желаемое в жизнь. Это говорит о мультидисциплинарности наших исследований, потому что компьютерное моделирование, которым занимается НИИ НКТ, ярко играет в том или ином приложении к научной дисциплине.
В чем же состоит задача НИИ НКТ в рамках сотрудничества с группой Филиппа Кола?
Андрей Карсаков: Наши задачи на стыке дисциплин следующие: во-первых, придумать и разработать полезные инструменты для расширения возможностей по исследованию результатов моделирования, во-вторых, с вычислительной точки зрения оптимизировать время расчетов сложных математических моделей. Например, одна модель у них может вычисляться до двух недель реального времени для получения какого-то ощутимого результата. А это, как вы понимаете, довольно существенное время для столь быстро развивающейся области, как генетика. У нас большой опыт в плане проектирования «обвязки» для вычислительной инфраструктуры и оптимизации процессов расчета сложных вычислительных задач. Вполне вероятно, в этих направлениях у нас и будет сотрудничество, причем взаимовыгодное.
Какие научные группы Норвегии также проявили к вам интерес?
Анна Билятдинова: Также проявил интерес Центр изучения стволовых клеток — их проекты включают в себя заявки на научные гранты для проведения исследований мирового уровня. Более того, разработки НИИ НКТ привлекли и офтальмологов. В данной области уже давно существует большое количество диагностических программ для исследования проблем со зрением. Как ни странно, медики и офтальмологи из Университета Осло, в том числе, очень интересуются big data. В частности, коллеги заинтересованы в совместной работе для статистического анализа и интеллектуального анализа данных в ходе скрининга посещений врача.
Это хорошая почва для запуска совместного проекта в будущем. Исследователи Института трансляционной медицины имеют достаточный опыт статистического анализа клинических данных. Мы считаем, что результаты подобного совместного проекта могут быть транслированы в области изучения гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний. Так что меморандум о взаимопонимании с Университетом Осло — всего лишь первый шаг в сотрудничестве с норвежскими коллегами.
Что еще повлияло на заключение меморандума, помимо активности наших молодых ученых?
Анна Билятдинова: Нельзя не отметить вклад главы мегафакультета трансляционных технологий Александра Бухановского. В данной встрече, кроме сотрудников Университета ИТМО, принимали участие представители различных медицинских учреждений, в том числе наши коллеги из Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова, с которыми мы тесно сотрудничаем в рамках ИТМ и реализации магистерской программы «Вычислительная биомедицина». Подписанное соглашение о сотрудничестве с Университетом Осло — одно из первых соглашений такого рода в рамках нашего мегафакультета, и оно лишний раз подтверждает актуальность наших исследований.
Какие первоочередные интересы есть у Университета ИТМО во взаимодействии с Норвегией?
Анна Билятдинова: В приоритете сотрудничество по созданию междисциплинарных и международных научных групп, донесение результатов работы через публикации в высокорейтинговых научных журналах, а также образовательная деятельность в рамках совместных магистерских и аспирантских программ. Разумеется, мы думаем и об аспирантских исследованиях. Следующим шагом будет среднесрочная стажировка наших аспирантов, которую мы запускаем в начале этого года. Возможно, у нас будет и программа двойного диплома. Однако начинаем мы с малого и идем постепенно. К слову, самое активное сотрудничество начнется с марта, ведь все привязано к академическому году.
А почему Норвегия так тянется именно к российским исследователям?
Андрей Карсаков: Любопытно, что мы не первая организация, с которой наши норвежские коллеги пытались сотрудничать. Однако с некоторыми из научных учреждений у норвежцев не получилось наладить коммуникацию из-за «закрытости» наших коллег, а иногда и ригидности их структур в целом. Поэтому наш неклассический университет стал для них неким проблеском надежды. Все дело в открытости и доступности тех исследований, которые делаются на базе нашего вуза. Мы стараемся доносить это до широкой аудитории, рассказывать понятным языком о том, чем занимаются наши научные группы. Один из факторов повышения visibility наших разработок — активные выступления на конференциях и «живые» демонстрации. Такой подход не только существенно повышает прозрачность наших исследований, но и дает пищу для ума и потенциального сотрудничества с бизнесом и высшей школой.
Анна Билятдинова: Норвежцев поразило, что у нас много молодых и активных ученых, которые говорят по-английски и которые, в общем-то, знакомы с последними ведущими концепциями в мировой науке.
Андрей Карсаков: В дополнение к тому, почему мы интересны норвежским коллегам. Все очень просто: Россия — это крупный и очень близкий территориально партнер во многих областях, с огромным и только начинающим раскрываться потенциалом. Надо отдать должное многим норвежским вузам, не только Университету Осло, проявляющим интерес к Университету ИТМО как к большому и серьезному вузу в Северо-западном регионе, в котором развиваются именно прикладные исследования. Думаю, сейчас даже мы сами не до конца понимаем, насколько привлекательны для партнеров из-за рубежа.