«Не все хотят видеть свою руку в кадре и носить шлем всю поездку»
— Чем ваша разработка отличается от уже существующих решений на рынке?
Александр Морено, CTO Orbi: Сейчас панорамные 360-градусные видео создают либо профессионалы, либо гики, которым интересно сделать что-то новое, сложное. На рынке есть несколько 360-камер, которые позволяют более или менее органично снимать контент. Например, Ricoh Theta (у этой компании компактная разработка и удобное приложение), а также VR-устройство от Samsung. Но что нам в них не нравится? Камера Samsung вроде бы и стоит достаточно дешево. Однако она работает исключительно в комплекте со смартфоном Samsung и их VR-шлемом. Весь комплект обойдется пользователю уже в 1000 долларов или даже больше. Ricoh Theta поддерживает большую часть современных телефонов, у них с этим все нормально. Но, опять же, это обычная камера, которую надо как-то крепить.
Наша камера тоже предназначена для съемки видео 360 градусов, но в отличие от большого количества устройств, которые появились за последний год на рынке, она сделана в формфакторе очков, что позволяет, во-первых, не использовать никаких дополнительных креплений, устройств для удержания, размещения: достаточно просто надеть очки и можно начать снимать.
Второй и тоже важный плюс: такая камера дает возможность снимать именно от первого лица. Люди, которые смотрят отснятый тобой материал, буквально встают на твое место. Они получают возможность поворачивать голову и смотреть на то, что ты видел сам, на что ты даже, возможно, не обратил внимания.
Адиль Суранчин, COO Orbi: При уже существующих на рынке решениях пользователям либо приходится постоянно держать камеру в руках, либо крепить ее на шлем или куда-то себе на одежду. В первом случае в кадре всегда присутствует рука, при этом она несоразмерно увеличивается, потому что находится близко к объективу. Это не очень красиво, плюс есть целая категория пользователей, которая хотела бы вообще исключить оператора из кадра. Второй вариант использования камеры тоже не очень удобен: не все же носят шлемы в повседневной жизни, это подходит разве что для активных видов спорта.
Категория пользователей GoPro — это менее 1% населения, это люди, которые увлекаются активными видами спорта. Но есть и те, кто хотел бы использовать GoPro, но все существующие недостатки не позволяют сделать это в повседневной жизни. Почему? Потому что нужно покупать дополнительные крепления — и это только для обычной GoPro камеры. А чтобы сделать из нее камеру, способную снимать виде-360, нужно купить шесть GoPro камер, все это закрепить на риг и потом ходить с этим тяжеленным устройством, которое само по себе будет стоить пользователю порядка 1500 долларов минимум. Кроме того, потом с каждой из этих шести камер нужно будет отдельно скачивать все записанные файлы, «склеивать» их с помощью специального софта, не забывать эти камеры постоянно заряжать и так далее. Пока пользователю нужно сделать слишком много шагов, прежде чем он сможет поделиться своим опытом, видео, впечатлениями с друзьями. А у нас этот процесс устроен очень просто.
— Как? Расскажите подробнее.
Александр Морено: Само по себе устройство не производит склейку видео в панораму 360 градусов. В данном случае мы ограничены, в первую очередь, формфактором, объемом батареи, энергопотреблением, весом, размером — в общем, практически всем. Поэтому очки записывают видео, а его склейка в панораму происходит на любом пользовательском устройстве: смартфоне (iOS, Android), ноутбуке либо обычном десктопе. Это неважно, поскольку наше ПО работает и на Mac, и на Windows. Сама камера может управляться с телефона по Wi-Fi, и, соответственно, она может передавать уже записанное видео по Wi-Fi на телефон. Вы можете просто загрузить это видео на телефон, оно автоматически склеивается в панораму и тут же вы можете выгрузить его в Сеть. Например, сейчас самые популярные сервисы, которые поддерживают видео-360, это YouTube и Facebook.
«Все, что видит человеческий глаз, снять телефоном невозможно»
— Идеи многих успешных стартапов родились во время обычной жизненной ситуации: стали искать в Сети нужную вещь, все пересмотрели, не нашли, начали делать что-то свое. В вашем случае все было так же?
Адиль Суранчин: Идея зародилась у нашего СЕО, сооснователя Искандера. И произошло это действительно благодаря простой жизненной необходимости. Мы все очень много путешествуем, и мама Искандера постоянно просила его отправлять какие-то видео или фотографии из тех мест, где он бывает. Но возможность запечатлеть все, что хотелось, конечно, была не всегда. Да и обычная камера имеет очень ограниченный ракурс обзора — все, что видит человеческий глаз, снять телефоном нереально. В тот же момент мы увидели новость о том, что инвестиции в сферу VR, видео 360 до 2020 года ожидаются в районе 120 млрд долларов. Все обсудив, мы стали думать, какое полезное решение в этом направлении мы могли бы сделать. Долго дискутировали и в итоге пришли к тому, что эта идея смотрится наиболее органично в формфакторе очков. Во-первых, такого еще нет на рынке, во-вторых, это идеальное решение для передачи опыта от первого лица.
Анализируя рынок детально, мы убедились, что самих устройств для создания контента пока несоизмеримо мало. Для примера: в 2016 году на рынок было поставлено около 8 млн VR-устройств, это VR-сеты, которые позволяют просматривать видео в формате 360 градусов. К этому моменту уже вышли на рынок либо анонсировали выход около 50 различных производителей очков для просмотра VR.
Сейчас каждый производитель VR-сетов, которые нацелены на потребление, имеет свои студии, которые создают контент. Это логично, потому что человек, который купил такие очки, должен что-то смотреть. Но самого контента пока немного, задачу его создания решают меньше дюжины устройств, представленных на рынке. Все производители сами записывают видео на профессиональные камеры, выкладывают его в комьюнити, и серьезного роста по понятным причинам в этом секторе не происходит. А мы хотим дать возможность обычному пользователю создавать контент самому, чтобы, что называется, to meet the demand.
«Мы отказались от самостоятельного создания хардвера и вплотную занялись софтом»
— Как проходит техническая реализация идеи?
Александр Морено: Мы сознательно отказались от самостоятельного создания хардвера. То есть сами очки, железную часть, для нас делает по контракту компания, у которой есть соответствующий опыт. Если бы мы сами начинали с нуля собирать команду под эти цели, по самому оптимистичному прогнозу мы смогли бы выдать на рынок какой-то продукт года через три-четыре. В условиях настолько быстро развивающейся индустрии это не вариант.
Поэтому наша команда инженеров занимается софтом. Именно на нем лежит вся «магия» превращения отснятых очками видеопотоков в полноценную панораму 360 градусов. Главная цель софта — сделать его простым, интуитивным для пользователя. Чтобы он, буквально нажав кнопку «загрузить видео с очков», через какое-то небольшое время смог бы уже делиться своими панорамами в Сети. Здесь не должно быть никаких лишних действий.
— Сколько человек сейчас в вашей команде?
Адиль Суранчин: Сейчас в команде работает порядка 12 человек. Часть специалистов находится в России, часть в США, а часть в Казахстане. Например, наш CEO находится сейчас в Штатах и тесно работает с нашими партнерами, которые разрабатывают хардвер. А дизайнер мобильного приложения находится в Алма-Ате. Но вся команда, которая отвечает за софт, базируется здесь.
Александр Морено: Я и все инженеры находятся в Петербурге и работают на базе Технопарка Университета ИТМО.
— А когда началось сотрудничество с Технопарком ИТМО и как сейчас оцениваете его результаты?
Александр Морено: Разработкой софта мы полноценно занялись где-то в мае прошлого года. Тогда к нам присоединились два инженера, ранее работавшие со мной в петербургской студии Electronic Arts, которая как раз «удачно» закрылась в тот момент. Втроем до осени мы сидели в маленьком офисе, в конце сентября срок его аренды закончился, а также пришло время расширять команду. Снять офис в бизнес-центре показалось не очень хорошим решением, было желание поступить более продуктивно. Я нашел в Интернете Технопарк ИТМО. Почему мне захотелось туда попасть? Я увидел, что там есть пара компаний, которые работают примерно в той же или смежных с нами областях. Одна занимается больше VR, а вторая — съемкой видео-360. Нам очень интересно было оказаться рядом с ними, потому что они могли поделиться с нами опытом в области съемки. Рассказать про реальные проблемы и сложности с точки зрения пользователей.
В январе мы начали работу на базе Технопарка. С тех пор мы познакомились с нашими соседями, кроме того, Технопарк предоставил нам возможность поучаствовать в Polar Bear Pitching в Оулу, где мы заняли второе место.
«Когда мы добавим livestream, пользователь сможет делиться своими видео в режиме реального времени, просто надев очки»
— В ходе кампании на Indiegogo вам уже удалось привлечь свыше $ 294 тысяч. Какие шаги в соответствии с вашей бизнес-моделью планируете делать дальше?
Адиль Суранчин: Что касается бизнес-модели, мы планируем два основных направления. Первое — зайти сначала на рынок экшн-камер, который мы расцениваем как целевой, и к 2020 году захватить порядка 2% данного рынка. Мы считаем, что это вполне реалистичная цифра. Продажи на начальном этапе мы планируем обеспечить через предзаказы от крупных дистрибьюторов и ритейлеров. Также, в ходе краудфандинговой кампании на Indiegogo мы уже получили более 1000 предзаказов.
Получать предзаказы мы планируем на крупных выставках, прежде всего, на CES (Consumer Electronics Show, крупнейшая в мире выставка потребительской электроники, которая ежегодно проходит в Лас-Вегасе — прим. ред.), где собираются ключевые дистрибьюторы электроники в мире. Также есть такие площадки, как TechCrunch Disrupt, VR World Congress, SXSW (South by Southwest), где мы получим выход на крупных игроков рынка потребительской электроники. К нам уже обратились из компании Target, это один из крупнейших ритейлеров в США. Представители компании изъявили желание выставить наш продукт на шоурум по мере его готовности.
— Когда продукт планируется вывести на открытый рынок и что есть уже сейчас?
Александр Морено: Сначала мы, естественно, доставим продукт по предзаказам, полученным на Indiegogo, а выход на открытый рынок планируется примерно весной 2018 года. На данный момент у нас уже есть девелоперская версия приложения, которая довольно качественно решает ключевую задачу склейки видео. К концу лета должна появиться бета-версия приложения, она будет содержать не только ключевую часть, алгоритм склейки, но и все дополнительные функции — например, упомянутую возможность выложить видео на Facebook и Youtube, редактировать его.
Также сейчас продолжается разработка мобильного приложения, у нас уже есть пользовательский интерфейс. Это отдельная серьезная задача, ведь из-за ограниченных вычислительных возможностей обеспечить склейку видео на мобильном телефоне не так-то просто. Важно, чтобы телефон не перегревался, чтобы полностью не сажал батарейку, склеивая двухминутное видео. Мы над этим работаем: бета-версия мобильного приложения также ожидается к концу лета. Что касается хардвера, альфа-прототип появится через четыре недели. Но к релизу продукта необходимо разработать собственную оптику. Уже существующая недостаточно компактна, поэтому нам нужна разработанная исключительно под наш продукт.
— А как планируете развиваться в долгосрочной перспективе?
Александр Морено: В планах развития продукта стоит выделить два основных направления. Первое — это коллаборация с брендом по производству очков. Второе направление — более техническое. В будущем мы планируем добавить возможность livestream, чтобы пользователь, только надев очки, мог делиться видео, впечатлениями и ощущениями в режиме онлайн. Пока эта задача не так проста — livestream серверов для видео-350 попросту нет. Для livestream нужно, чтобы уже на выходе с устройства получалась готовая панорама, но вычислительные мощности современной электроники не позволяют сделать это в корпусе очков. Да, пока мы упираемся в возможности технологий, но мы уже начали работать в этом направлении.