Вы занимаетесь исследованиями социальных медиа, в частности, «Инстраграма», расскажите о сути своей работы.
Мы исследовали селфи людей в «Инстаграме», которые были сделаны в старых прибалтийских городах: Таллине, Риге, Вильнюсе. Также делали подобную работу для городов Южной Финляндии, США и Санкт-Петербурга. Когда мы используем «Инстаграм» в своих исследованиях, мы изучаем, как люди взаимодействуют друг с другом и с городом.
Расскажите про исследования в Санкт-Петербурге: каких интересных результатов удалось достичь?
Это было в прошлом году. Мы пытались понять стиль жизни петербуржцев, что для них важно, как они проводят свое свободное время. Очень интересно, что в Санкт-Петербурге у людей есть «классические» взаимоотношения с городом, то есть местами притяжения становятся культурные достопримечательности, а также есть нестандартные отношения: в городе очень много субкультур. Я имею в виду, что горожане очень много сами организуют какие-либо активности в кафе, барах, каких-либо культурных пространствах, проводят вечеринки. То есть жители сами создают места, где социализируются, проводят время с единомышленниками. В Европе это не так развито.
С чем связано то, что в Европе люди меньше «самоорганизуются»?
В некоторых городах сделать это не позволяет какое-либо локальное регулирование, либо городское планирование – у людей просто нет доступных пространств. Но это очень сильно зависит от локального контекста. Бывает, начинают строить какой-то объект, а потом проект закрывают. Например, в Таллине хотели сделать набережную у моря, но вскоре проект был свернут.
Один из проектов связан с тем, что вы изучали особенности селфи в разных городских районах.
Да, это проект Baltigram. Мы обнаружили, что городское пространство влияет на то, как люди делают селфи. Изначально это был, скорее, художественный проект, но после мы заметили закономерности, которые заставили нас задуматься. Мы поняли, что все селфи в исторических частях балтийских столиц выглядят примерно одинаково: на них люди хотят показать больше окружающего пространства, чем себя. Тем самым они говорят другим пользователям о своей социальной активности, сообщают о том, что они находятся в красивом и значимом месте. Причем это относится не только к туристам, но и к местным.
Люди же, которые выкладывают селфи, сделанные в старых районах с многоэтажной застройкой, наоборот, преимущественно фотографируют именно себя, не желая показывать окружающее пространство. То есть с фотографий исчез аспект социальной жизни, она становится более частной. Забавно, что очень много таких фотографий делается в лифте. Почему? Мы предположили, что зачастую люди делят комнату с братом или сестрой, а лифт становится таким местом уединения. Третий вид селфи делают те люди, которые живут в частных домах в пригородах. Здесь ситуация похожа на первую: пользователи показывают на фотографиях свои дома, внутренний двор, сад. Они хотят делиться этим с другими.
Как эти данные помогут сделать город более удобным? Почему важно понимать, как люди ассоциируют себя с окружающей обстановкой?
Зачастую люди используют социальные медиа, чтобы сообщать о каких-то выдающихся вещах. Поэтому исследования таких данных должны вестись с учетом этой особенности. Но мы пытаемся понять предпочтения людей: в каких местах им нравится проводить время и с кем его проводить. Сейчас мы думаем о городах как о функциональном месте, где каждый район или пространство обладает какой-либо функцией. Мы же смотрим на активности людей. Например, если взять бары, рестораны, кафе, то все эти заведения побуждают людей к социальной активности. С помощью «Инстаграма» мы можем создавать карты социальных активностей. Так мы понимаем, соответствует ли то, что город предлагает в качестве сервиса, тому, что людям действительно нужно в том или ином месте.
Но если изменить обстановку, изменится и поведение людей. Быть может, им все и так нравится. Как же сделать так, чтобы изменения в урбанистическом дизайне не вызывали отторжения у горожан?
Надо подходить к этому очень осторожно. Пока решения о городском планировании принимаются, исходя из политических или, чаще всего, экономических соображений. Наши же исследования помогают понять оптимальный вид города с точки зрения времяпровождения горожан. Поэтому мы не должны использовать только численные данные, чтобы принимать сбалансированные решения. В наших исследованиях нам помогают антропологи, которые интерпретируют результаты обработки Big Data и советуют, как их лучше использовать.
Приведите пример такой интерпретации?
На самом деле в каждом месте требуется своя адаптация Big Data, что обуславливается особенностями городского пространства. Так, в Финляндии и в России потребуются разные методики интерпретации, которые учитывают местный контекст. Например, в Турку планируется трамвайная линия. Казалось бы, как общественный транспорт связан с развитием социальных активностей населения? Но мы попытались смоделировать, как наличие трамвая может изменить особенности социализации горожан. Мы посмотрели, где люди любят собираться, согласно данным «Инстаграма», и что будет, если рядом пройдет трамвайная линия. Также мы сравниваем, как строительство новых архитектурных доминант меняет привычки местного населения.
В том же Турку был построен новый мост, и исследование показало, что после строительства объект стал местом притяжения молодежи, то есть позитивно отразился на развитии социальной активности горожан. В городе Санфорд в Великобритании мы посмотрели, как строительство новых небоскребов повлияло на поведение людей. Оказалось, что, хотя в городе появились новые доминанты, они не стали местом притяжения жителей. Нужно прорабатывать сценарии развития городских пространств, чтобы они не становились зонами отчуждения.
Звучит немного футуристично. Сколько еще потребуется времени, чтобы государства стали использовать исследования урбанистов на практике?
На самом деле это уже происходит. Например, в Турку наши исследования спонсируются городским правительством. В Финляндии наша работа также используется, чтобы проработать тренды будущего развития городов и действовать в соответствии с этими прогнозами. В Санфорде мы также сделали отчет для местной администрации. В Нидерландах мы сотрудничаем с дизайнерской компанией.
Каковы ваши исследовательские планы?
Сейчас мы начинаем новый тип исследований. Он также основан на данных из социальных медиа, но не только. Мы хотим понять, почему одни городские районы более благоустроены для развития социальной жизни, а другие – нет. Нам интересно, какие факторы способствуют росту популярных публичных пространств. Мы считаем, что сегодня экономика становится экономикой знаний: мы теряем физическую силу, и это уже далеко не главное в выживании. Благодаря IT-революции мы можем виртуально присутствовать сразу в нескольких местах, общаться сразу с несколькими группами людей. Поэтому одна из наших целей – это вернуть людям эмпатию друг к другу, сохранить для них возможности работать и общаться в публичных местах, общественных пространствах.
Важно, чтобы такие места становились не просто проходной зоной, а действительно значимыми местами в жизни горожан. Конечно, в этой работе необходимо учитывать и использовать новые возможности, связанные с концепцией «умных» городов.