Языки программирования. Генезис и практики
Курс ориентирован на новичков в области разработки программного обеспечения — студентов бакалавриата первого года обучения, уже имеющих необходимую базовую подготовку по информатике в рамках школьного курса — и позволяет понять, что программирование – это не просто кодирование, а целый комплекс разных областей деятельности: анализа, декомпозиции и многих других. Слушатели смогут узнать, какие именно задачи можно решать на языке программирования Си, а также проверят, можно ли решать эти задачи на других языках и в других парадигмах программирования.
Программа включает темы, посвященные эволюции языков программирования и вычислительных окружений, императивному и процедурному программированию, и многое другое. Материал представлен в виде опросов, видеолекций, а также текстовых учебных материалов и схем.
«Этот вводный курс сфокусирован на том, чтобы дать слушателям обзор концепций, заложенных в распространенных языках программирования. Главная идея — дать ребятам возможность использовать простой, мощный инструмент — язык Си, и при этом создать понимание того, что изучение любого другого языка не является большой сложностью. Важная особенность курса заключается в том, что рассматриваемый язык Си — это инструмент для профессионалов, и обучение программированию на его примере связано с некоторыми методическими сложностями. С одной стороны, важно как можно скорее научить задаваться простым вопросом: "как это работает?", а с другой — не "закопаться" в детали функционирования ЭВМ, компиляторов, ведь все это ждет обучающихся в будущем, в последующих курсах, — комментирует Иван Логинов, автор курса, ассистент кафедры информатики и прикладной математики Университета ИТМО. — Мы ожидаем, что по итогам успешного прохождения курса ребята получат способность к абстрактному мышлению, самообучению и самоорганизации».
Курс рассчитан на 10 недель, в неделю слушателям предстоит затратить на освоение материала 10 часов. Общая трудоемкость курса – три зачетных единицы. Задания выполняются, исходя из двух типов дедлайна: мягкого, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения, и жесткого, который предполагает дополнительное выделение еще двух недель на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна. По истечении этого срока доступ к заданиям закрывается.
Старт курса: 25 сентября.
Что необходимо знать, чтобы на высоком уровне разрабатывать сложные технические устройства в различных областях? Об этом и не только расскажут слушателям курса «Основы взаимозаменяемости» от специалистов кафедры мехатроники Университета ИТМО.
Курс посвящен изучению применения принципов взаимозаменяемости при проектировании современных технических устройств. Почти во всех разрабатываемых устройствах есть поверхности, которые изготавливаются различными способами, а потом сопрягаются друг с другом. Это значит, что без рассмотрения вопросов взаимозаменяемости получить продукт, обладающий высокими эксплуатационными характеристиками и показателями надежности, невозможно, рассказывает Станислав Резников, автор курса, доцент кафедры мехатроники Университета ИТМО.
Примерами таких устройств, при проектировании которых необходимо знать принципы взаимозаменяемости, могут выступать практически любые предметы, которые окружают нас в повседневной жизни — автомобили, бытовые приборы, роботы и многое другое. Наличие любого крепежного элемента (к примеру, винта или других) уже говорит о том, что были использованы принципы взаимозаменяемости.
В первую очередь курс рассчитан на студентов начальных курсов бакалавриата — на компетенциях, приобретаемых во время прохождения заданий, строится обучение на старших, более специализированных курсах, которые посвящены методикам разработки технических устройств в более конкретных областях науки и техники. Однако задания будут полезны и студентам постарше, а также уже опытным сотрудникам предприятий. Он станет хорошим подспорьем в оптимизации процессов проектирования и производства.
«В университетах курс читается уже много лет, теоретические аспекты достаточно стабильны. Однако именно в этом онлайн-курсе посредством решения задач, некоторые виды которых ранее никогда не применялись, слушатели смогут сформировать современный взгляд на создание любых технических устройств, — комментирует Станислав Резников, автор курса, доцент кафедры мехатроники Университета ИТМО. — После прохождения курса студент получит знания и умения, которые позволят легко понимать не только принципы конструирования технической реальности нашего мира, но и даже технологию ее создания».
Курс рассчитан на 10 недель, в неделю на освоение материала и прохождение заданий потребуется затратить 18 часов. Общая трудоемкость курса — 5 зачетных единиц. При прохождении также важно помнить о двух типах дедлайна. Мягкий предполагает выполнение всех оценивающих мероприятий текущей недели до ее завершения. При жестком дедлайне на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще две недели. После их завершения доступ к соответствующим заданиям закрывается.
Старт курса: 25 сентября.
Компьютерная инженерная графика. Часть 2
Курс предназначен для специалистов, занимающихся конструкторской или проектной работой в области машиностроения, строительства, дизайна интерьера с использованием программы AutoCAD — мирового лидера среди решений для 2D-проектирования. Первая часть курса была размещена на платформе «Открытое образование» весной этого года. Те, кто успешно прошел первую часть или уже обладает достаточным опытом работы в AutoCAD, во второй части смогут существенно расширить свои знания и практические навыки работы с программой.
«Если в первой части курса мы рассмотрели инструменты создания и редактирования объектов, то здесь мы больше углубляемся в процесс автоматизации. Во второй части проводится работа с данными, создаются автоматические спецификации, сложные составные объекты в виде динамических блоков, идет работа с интерфейсом программы. Две последние недели уделены правилам оформления конструкторской документации в сфере машиностроения. Безусловно, как инструментом программой можно было начать пользоваться и после прохождения первой части, но вторая часть позволяет использовать более сложные инструменты, ускоряющие процесс создания проекта в целом», — комментирует Филипп Перепелица, автор курса, директор международного образовательного научного центра Autodesk, старший преподаватель кафедры компьютерного проектирования и дизайна Университета ИТМО.
Курс будет полезен не только студентам, но и действующим специалистам, которые хотят расширить свои навыки при использовании AutoCAD, отмечает он. Курс рассчитан на 10 недель. В неделю на освоение материала и выполнение заданий потребуется семь часов. Общая трудоемкость курса в зачетных единицах – две зачетные единицы.
В случае успешного прохождения курса и при условии достижения 60% от общего рейтинга, слушатель сможет получить международный сертификат компании Autodesk о прохождении курса. Для получения сертификата необходимо предоставить все практические работы курса на дополнительную проверку. Стоимость сертификата 5000 рублей.
Старт курса: 25 сентября.
Инновационная экономика и технологическое предпринимательство
Курс станет хорошим стартом для тех, кто пока только мечтает о собственном высокотехнологичном стартапе. За десять недель слушателям предстоит освоить основные теории функционирования инновационной экономики и технологического предпринимательства, принципы организации, управления и оценки инновационно-предпринимательской деятельности, меры государственной поддержки инновационной деятельности и развития инновационной экосистемы, а также основы коммерциализации инноваций и развития высокотехнологического бизнеса.
Помогут в этом ведущие специалисты АО «РВК», профессора Университета ИТМО и экономического факультета МГУ имени Ломоносова — всего над занятиями курса работали более десяти экспертов.
Разработанный онлайн-курс является частью учебного комплекса, целью которого является развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений подготовки в российских вузах. Комплекс создавался в течение шести месяцев с декабря 2016 года. За это время команда проекта разработала учебник для студентов, методическое пособие для преподавателей, слайды для презентаций, а также рекомендации по внедрению курса в учебные планы вузов России. В июне в Университете ИТМО при поддержке АО «РВК» прошла программа повышения квалификации для преподавателей из 32 вузов, представлявших 23 региона России.
На освоение материала и практическую работу в рамках онлайн-курса на платформе «Открытое образование» предстоит затратить 18 часов в неделю. Общая трудоемкость курса — пять зачетных единиц. При этом студенты смогут не только прослушать лекции, но и применить навыки в ходе практических занятий, попробовать себя в командной работе над проектом, разобрать реальные ситуации, имевшие место в практической области профессиональной деятельности, и предложить собственное решение поставленных задач.
Старт курса: 25 сентября.
Университет ИТМО развивает проекты открытого образования уже несколько лет, преподаватели вуза ведут массовые открытые онлайн-курсы на площадках разного уровня. Среди партнеров Университета ИТМО — всемирная платформа edX, крупнейшая международная образовательная платформа Stepik, национальная платформа «Открытое образование», проект «Лекториум», а также крупнейшая европейская платформа Iversity, на которой в июне 2017 года появился первый курс Университета ИТМО «Введение в теорию графов». Размещаются курсы и на собственной площадке ITMOcourses. На платформе edX представлен один из самых популярных курсов под названием «Как побеждать на чемпионатах мира по программированию: секреты чемпионов», на который уже записалось свыше 50 тысяч человек.
На российской платформе «Открытое образование» доступны более 20 MOOC преподавателей Университета ИТМО, их число постоянно растет. Весной этого года Университет ИТМО запустил на платформе «Открытое образование» онлайн-курсы, посвященные программированию и веб-разработке, компьютерной инженерной графике, протоколам мобильных и конвергентных сетей и многому другому. Причем курсы были посвящены не только техническим дисциплинам: обучающиеся смогли прослушать лекции и по менеджменту компаний, и по защите интеллектуальной собственности.
Также добавим, что у студентов вуза есть возможность перезачесть успешное прохождение того или иного курса в качестве «зачета» по соответствующей дисциплине.