Открыл конференцию заведующий кафедрой Графических технологий Университета ИТМО Артем Смолин, который выразил уверенность в том, что с каждым годом охват конференции будет только расти.
«Конференция проходит в стенах вуза в рамках магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем». Программа позиционируется как научно-исследовательская. Цель конференции — оставаясь на практико-ориентированном уровне, касаться, тем не менее и фундаментальных вопросов. Надеюсь, охват конференции будет от года к году только расти», — подчеркнул он.
О том, чем будут заниматься юзабилисты в следующие 30 лет, рассказал профессор кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета искусств СПбГУ Сергей Сергеев. По словам спикера, задача юзабилиста – придать технике «человеческое лицо». Проблема связи человека с искусственными системами и средами – основная задача, которую решают проектировщики всех форм интерфейсов. Связь в этом случае может рассматриваться многоаспектно: как объединение человека с некой технической системой, как взаимодействие с системой, как воплощение человека в систему или же как управление и ориентирование. Дружественная связь человека с машиной во многом определяет наше будущее, утверждает докладчик.
Перцептивные системы человека служат, по сути, естественными интерфейсами, создающими наш субъективный мир, который не является отражением, картинкой физического мира, а представляет собой конструкцию нашего мозга, слабо связанную с реальностью. Так, в физическом мире нет цвета, света или звука, это колебания механических сред или электромагнитных волн. Естественные интерфейсы перцептивных систем, связывают нас с окружающим миром, ориентируют в нем. Главное свойство нашего биологического интерфейса – транспарентность, прозрачность и естественность (мы, не задумываясь, непосредственно слышим и видим все, что окружает нас).
Задача проектировщиков интерфейсов в будущем состоит в том, чтобы посредством технологии создавать такие формы интерфейсной связи и интеграции человека с умной средой, которые, будучи незаметными, позволят нам достигать поставленных целей.
«Проблемы взаимодействия очень обострились в последнее время, потому что мы начинаем жить в странном искусственном мире, которого не было раньше. Это мир эволюционирующей техногенной среды, в котором идет непрерывное интенсивное объединение технологии, техники и человека. Появляются технобиотические формы взаимодействий человека, техники и коммуникации, в которых возникают очень необычные феномены, проявляющиеся в нелинейной форме, резко усиливая, а иногда наоборот резко ослабляя наши возможности. В качестве иллюстрации интеграции человека и информационных систем можно рассмотреть студента со шпаргалкой и без нее. Понятно, что в первом случае студент имеет больше шансов получить на экзамене “отлично”. Это интеллектный симбиоз информационной системы в виде шпаргалки и биологической когнитивной системы студента. Но шпаргалки бывают разными, и постепенно мы погружаемся в мир шпаргалок, которых становится все больше и больше. Они подсказывают нам, как пройти в нужное место, что купить, где купить, и постепенно вся наша активность делегируется технологиям», – объяснил профессор.
Среды вокруг человека становятся все более организованными. Раньше, чтобы купить билет на поезд, нужно было несколько часов простоять в очереди перед тем, как узнаешь, что билеты уже кончились. Теперь, чтобы решить этот вопрос, можно воспользоваться специальным сервисом. Однако организованная среда связана и с негативными моментами: мы становимся, своего рода, гибридными существами, у которых многие элементы окружения являются частью их организма.
Например, девушки, шутит профессор, первыми создали гибрид человека и техники, используя губную помаду. Результатом гибрида стала красота. Возникли также и другие специфические пространства, в которых мы живем. Речь идет не о виртуальной реальности. Это социальная гибридная реальность сетевых сообществ. Мы никого не знаем в этом сообществе в виде конкретных физических лиц, но они воздействует на нас, в той же степени, как и физический контакт.
Изменилась и коммуникация. Если раньше мы понимали под коммуникацией простую передачу сообщений, обмен информацией, то теперь коммуникация – это сложная самоорганизующаяся сеть процессов, которая не просто передает информацию, но и организует и формирует участников этой самой коммуникации, она поддерживает себя и процессы, которые в ней возникают. Все эти новшества связаны с понятием аутопоэзиса введенным в начале 1970-х годов чилийскими учеными У. Матураной и Ф. Варелой и обозначающим класс систем, которые сами себя порождают и поддерживают. Результатом работы таких систем являются элементы, из которых они состоят. К аутопоэтическим системам относятся живые организмы и коммуникация. Есть попытки описать таким способом работу иммунной системы.
Помимо тех интерфейсов, которые мы знаем и к которым привыкли, возникнет много иных форм интерфейсов. Так, по словам Сергея Сергеева, появятся самоорганизующиеся сетевые селективные структуры интерфейсов (пока никто их не умеет делать), системы на базе мультимодального языка контакта, системы с многосредовой самоорганизацией, взаимо-ориентирующиеся системы интерфейса, системы с гибридной самоорганизацией, а также системы интерфейса с управляемой социальной самоорганизацией, системы с маркированной реальностью и системы, маркирующие реальность, и многое другое.
«Мы с вами живем в странном мире, который может быть полностью оцифрован. Веб-интерфейсы, основанные на протоколе IPv6, позволяют создать 340 ундециллионов адресов. Этого достаточно для создания количества меток, равного числу пылинок на земном шаре. Мы можем быть полностью оцифрованы, и можно создать полностью цифровой образ физического мира, а потом делать с ним, что хотим. Пока эти модели, которые нами управляют, примитивны и касаются только маркетинга и рекламы в интернете. В будущем мы не сможем понять, как и откуда возникает та или иная информация, потому что она будет незаметно под нас подстраиваться, минуя фильтры сознания», – объяснил профессор.
Следующий этап, по словам Сергея Сергеева, техномодификация. Есть достаточно пугающая тенденция – технологии постепенно интегрируются не только в наше тело, но и в нашу психику. Существуют два вектора развития процессов техноинтеграции человека и разумной среды – интровертная модификация и экзовертная интеграция. Экзовектор связан с созданием физических связей с человеком. То есть речь идет о модификации физики тела и создании интерфейсов.
Для решения этой задачи используются инженерия, NBICS-технологии, компьютерные и сетевые технологии 3D-моделирования и печати, микромехатроника, VR, дополненная и индуцированная реальность. Интровектор отвечает за изменение самого человека (модификация мозга, сенсорных и сенсомоторных систем) и на помощь приходит генная инженерия и синтетическая нейробиология. В это же время интеллектные симбионты позволяют нам ввести в перспективе новые формы интеллекта. Это диффузный, гибридный, искусственный и симбиотический интеллект. Мы можем даже подумать, что окружающие нас искусственные системы станут настолько интеллектуальными, что будут все за нас делать, однако это не совсем так.
Но стоит ли нам бояться, что человек преуспеет в создании симбионтных и других форм интеграции с интеллектуальной средой? По словам профессора, бояться нечего, так как мы уже и так не зависим от себя и являемся частью техногенного общества. На земле рождается новое технобиотическое единство, которое обладает свойствами живого существа, поясняет профессор. Истина лишь в том, что решение проблем человечества переходит из рук человека в руки умной техногенной среды.
Также в рамках конференции Людмила Корнилова, студентка кафедры графических технологий Университета ИТМО, рассказала о том, как компьютеры, интернет и гаджеты расширили возможности групп населения с ограниченными возможностями, в частности слабовидящих и слепых людей. Студент кафедры систем управления и информатики Вадим Манаенко рассказал слушателям о роли человека в робономике, а про работу интерфейса массового сервиса в неидеальных условиях участники конференции узнали от Антонины Хисаметдиновой, сотрудницы КБ «Собака Павлова». Также на конференции выступили специалисты в области интерфейсов из Минска, Варшавы и Москвы.