Основы плазмоники

Англоязычный онлайн-курс, посвященный основам плазмоники, стартует на международной платформе онлайн-обучения edX 21 июня и продлится пять недель.

Плазмоника – относительно новый раздел физики, который появился на стыке нанотехнологий, субволновой оптики, квантовой механики и физики твердого тела. Плазмоника изучает физические явления, возникающие при взаимодействии света с металлическими или сильно легированными полупроводниковыми структурами. Собственные колебания свободных носителей заряда в таких структурах (плазмоны) могут взаимодействовать с внешним электромагнитным полем, что приводит к появлению распространяющихся или локализованных плазмон-поляритонов – волн, энергия которых складывается из энергии колебаний плотности электронного газа и электромагнитной энергии (энергии фотонов). В отличие от обычных электромагнитных волн плазмон-поляритоны обладают сильной пространственной локализацией на оптических частотах, что потенциально позволяет создавать оптоэлектронные устройства, сенсоры и лазеры сверхмалого (субволнового) размера, работающие на оптических частотах.

«Идея этого курса давно витала в воздухе, так как это непосредственная область наших научных интересов. Решение о запуске онлайн-курса “Основы плазмоники” связано сразу с двумя факторами. Во-первых, плазмоника активно развивается как самостоятельная наука, что обусловлено большим количеством потенциальных приложений. Например, плазмоника помогает повысить чувствительность сенсоров, увеличить разрешение оптической литографии, а также помогает создавать новые устройства, такие как субволновые лазеры и сверхтонкие волноводы. Многие из этих приложений из ранга “потенциальные” уже перешли в ранг “реализованные” и “коммерчески успешные”. Так, например, резонаторы квантовых каскадных лазеров дальнего инфракрасного и терагерцевого диапазонов используют плазменные волноводы. Другой пример – химические и биологические сенсоры на основе поверхностного плазмонного резонанса, которые успешно зарекомендовали себя на рынке. Сегодня на рынке уже появились компании, занимающиеся разработкой устройств на основе плазмонных наноструктур (например, Plasmonics-inc или  LamdaGen). Также анализ курсов на крупнейших международных платформах онлайн-образования (Coursera, EdX, Udacity, Canvas Network, FutureLearn, NovoEd) показал, что полноценного MOOC по плазмонике не представлено – существуют лишь отдельные лекции по некоторым из разделов, представленные на сайтах различных научных групп», – комментирует один из разработчиков курса и научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО Андрей Богданов.

Андрей Богданов
Андрей Богданов

Курс включает пять разделов: электромагнитные свойства металлов, объемные плазмон-поляритоны, поверхностные плазмон-поляритоны, плазменные колебания в наночастицах и их массивах, а также современные применения плазмоники. Каждый раздел, в свою очередь, содержит по 10 видеолекций длительностью пять-семь минут, каждая из которых сопровождается заданиями для самостоятельной работы. По словам создателей курса, в цикле видеолекций будут отражены передовые научные результаты в этой области. Это поможет обучающимся быть в курсе современных достижений в области плазмоники и познакомит их с работами ведущих мировых групп в сфере плазмоники и нанофотоники.

Для успешного прохождения курса слушателю необходимо быть знакомым с основами электродинамики и физики твердого тела. Стоит отметить, что курс «Основы плазмоники» ориентирован как на российских, так и иностранных студентов старших курсов, аспирантов физических и физико-химических инженерных специальностей. Более того, помимо образовательной функции, курс содержит интегрирующую функцию (напомним, курс доступен на образовательной платформе edX, которая создана на базе MIT), позволяя студентам со всего мира совместно обсуждать материалы лекций, решать задачи, общаться между собой и задавать вопросы автору курса.

Работу над созданием курса вели научные сотрудники кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО Андрей Богданов и Михаил Петров. Также в создании курса принимали участие студенты и аспиранты кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО Данил Корнован, Иван Тофтул и Олег Ермаков.

Статистические методы в управлении инновациями

Онлайн-курс стартовал на образовательной платформе «Открытое образование» 12 марта. Курс продлится 10 недель. Это первый русскоязычный курс, который расскажет об основах статистического учета инноваций, об основных формах статистического наблюдения за инновационной активностью организаций, о системе показателей статистики инноваций и интеллектуальной собственности. Основная идея создателей курса – научить слушателей анализировать и использовать при обосновании управленческих решений статистические показатели инновационной деятельности.

«Это наш первый опыт запуска онлайн-курса, посвященного статистическим методам в управлении инновациями. Сегодня рынку образовательных услуг нужны новые подходы к обучению в условиях перехода к цифровой экономике, поэтому необходимо трансформировать существующие методы обучения. Мы должны научить выпускников не только принимать управленческие решения, но и обосновывать их с учетом объективных фактов и тенденций развития инновационной деятельности, находить доказательную базу для обоснования управленческих альтернатив. Именно статистические данные при грамотном и корректном их использовании позволяют выявить объективные тенденции развития инновационных процессов, сформировать доказательную основу для принятия управленческих решений. Именно поэтому цель курса – научить студентов анализировать и использовать при обосновании управленческих решений статистические показатели инновационной деятельности. Наш девиз: “Не для школы, а для жизни учимся”», – комментирует заведующая кафедрой финансовой стратегии Университета ИТМО Татьяна Максимова.

По словам разработчиков курса, образовательная программа предназначена для любознательных студентов, которые хотят разобраться сразу в нескольких вопросах: Можно ли измерять инновации? Зачем нужно измерять инновации? Откуда берутся статистические данные об инновациях? Как определяют показатели инновационной активности? Как можно использовать статистические показатели для обоснования управленческих решений?

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Курс состоит из видеолекций, которые будут читать ведущие преподаватели Университета ИТМО, и содержит практический блок, включающий практические видеозанятия и мастер-класс по анализу официальных статистических данных. В конце цикла занятий каждого слушателя ожидает контрольное электронное тестирование по основным темам курса. После завершения курса слушателям выдается сертификат участника, однако для этого нужно будет пройти курс с эффективностью, составляющей 60 % от общего рейтинга.

Для того, чтобы стать слушателем курса, специального образования в области инноватики не требуется, однако создатели курса составили перечень навыков, которые помогут усвоить материал наиболее эффективно. Так, например, кандидатам нужно понимать, что такое сущность инновационной деятельности; представлять основные принципы сбора статистических данных; уметь вычислять основные показатели дескриптивной статистики; уметь работать с электронными таблицами; владеть навыками информационного обеспечения деятельности (в данном случае речь идет о сборе, обработке и представлении информации).

Чтобы продемонстрировать возможности статистических методов создатели курса используют официальные статистические данные, представленные на сайтах Росстата, ЕМИС, ВОИС. Во время курса преподаватели разбирают примеры и кейсы по обоснованию управленческих решений по результатам статистического анализа реальных данных.

Над созданием курса трудился коллектив авторов, специалистов в области статистики и ее приложений в различных сферах экономической деятельности. В состав разработчиков курса вошли доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой интеллектуальной собственности и управления инновациями Университета ИТМО Елена Богданова, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансовой стратегии Университета ИТМО Татьяна Максимова, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовой стратегии Университета ИТМО Ирина Попова.

Трехмерное моделирование

Курс, направленный на изучение системы трехмерного моделирования, стартовал на образовательной платформе «Открытое образование» 12 марта и продлится 10 недель. Если предыдущие два курса требуют от слушателя наличие базовых навыков в предметных областях, то базовый курс по трехмерному моделированию сможет освоить любой, у кого есть желание и умение работать в этой области.

«Ранее у нас был разработан дистанционный курс трехмерного моделирования, который мы предлагали освоить в текстовом варианте, однако со временем поняли, что видеокурсы гораздо эффективнее. Более того, запрос на обучение трехмерному моделированию остается довольно высоким, а платформа “Открытое образование” является одной из самых массовых среди русскоязычных образовательных онлайн-платформ.  Раньше пройти такой курс трехмерного моделирования для повышения квалификации можно было только в рамках нашей системы дистанционного обучения, что тоже осложняло процесс (в рамках магистерской программы мы преподавали этот курс очно). Так как текстовый курс был создан давно, а система 3D MAX обновляется регулярно, мы учитывали самые последние возможности продукта, поэтому практические все пришлось переработать и, основываясь на опыте недостатков, которые имелись в текстовом варианте, мы сделали образовательную программу более понятной и удобной», – комментирует директор международного образовательного научного центра Autodesk в Университете ИТМО Филипп Перепелица.

По словам разработчиков образовательного контента, в курсе рассматриваются методы построения объектов в программе 3ds Max. Во время прохождения курса у слушателей формируются навыки работы с технологиями полигонального моделирования 3ds Max, а также необходимое мышление для проектирования объектов. В результате обучения слушатель сможет свободно ориентироваться в программном пакете 3ds Max (РО-1) и создавать трехмерные модели различной сложности в 3ds Max (РО-2).

Филипп Перепелица
Филипп Перепелица

Выбрать курс трехмерного моделирования от Университета ИТМО среди массы других есть сразу несколько поводов. Во-первых, сотрудники вуза работали над созданием курса под эгидой компании Autodesk, поэтому по итогу курса слушатель получает международный сертификат Autodesk о прохождении авторизованного обучения по курсу «3ds Max. Основы моделирования». Во-вторых, сам принцип авторизованного обучения подразумевает качественное обучение, так как преподаватели авторизованных центров регулярно посещают семинары компании Autodesk и ежегодно сдают сертифицированный экзамен на подтверждение актуальных навыков. В-третьих, создатель курса Вячеслав Коснырев работает с ведущими производителями отечественного кинематографа (так, например, он участвовал в производстве отечественного исторического блокбастера «Викинг» и других картинах). За плечами у Вячеслава также длительный опыт работы как с детской аудиторией, так и со взрослой.