Уникальность петербургской концепции

Сегодня понятие «умный город» не в новинку для властей многих урбанизированных территорий. Есть города, которые уже строятся умными – например, Сонгдо в Южной Корее или Масдар в ОАЭ. Есть города с богатой культурной и длинной экономической историей, которые пытаются встроить умные технологии в уже существующую инфраструктуру, среди них Нью-Йорк, Вена, Копенгаген и многие другие города. Ко второй группе относится и Санкт-Петербург.

Однако у каждого города – уникальный облик. К ним невозможно применять одни и те же умные технологии. В каждом городе под определением «умный» понимаются свои смыслы: в одних городах это тотальное внедрение информационных систем, цифровых технологий, с помощью которых все сервисы и процессы управления городской средой  работают практически в автоматическом режиме; в других это повышение уровня охраны экологии, реновация районов, реструктуризация социальных сервисов.

«Наш подход в создании умного города отличает то, что во главу угла мы ставим граждан, то есть наш подход ориентирован на человека, учитывает его ценности и потребности. Это значит, что планируется вовлекать петербуржцев в решение городских проблем путем получения от них идей, предложений, отзывов о работе городских сервисов», – сказал Сергей Дрожжин.

То есть сделать город «умным» значит не напичкать город ультрасовременными технологиями, а, прежде всего, обеспечить решение проблем в городской среде, которые сами граждане считают наиболее важными. При этом ограничений в том, какого масштаба или какой направленности проблемы будут выноситься гражданами на обсуждение, не будет. И конечно, концепция не отменяет внедрения передовых информационных технологий как таковых, если эти технологии помогут сделать город комфортнее для жизни.

Как это будет работать на деле

Уже работает портал Проектного офиса «Умный Санкт-Петербург» petersburgsmartcity.ru. Это первая версия портала с базовыми возможностями, где также размещен полный текст концепции «Умный Санкт-Петербург». Но уже сейчас посетители портала, то есть граждане, представители бизнеса и другие, могут оставлять свои пожелания, проекты и идеи по улучшению городской среды. Для этого там есть специальная форма для заполнения.

Кто может подавать идеи и в каком формате?

  1. Все жители Санкт-Петербурга – о любой проблеме в городской инфраструктуре, которая их волнует.
  2. Разработчики конкретных проектов по улучшению городской среды. Среди них могут быть, например, проекты по монтажу датчиков освещенности для автоматизированного включения уличного освещения и многие другие, в том числе проекты по созданию новых городских зеленых зон, информационных систем, социальных объектов.

У этих двух групп обращений будут разные пути.

Если обращение оставляют разработчики проектов

Ожидается, что свои проекты на портал будут загружать представители различных компаний, стартапов, которые хотят улучшить городскую среду. Эти проекты будут проходить несколько ступеней анализа.

  1. Сначала модератор проверит проект на корректность предоставленных данных.
  2. Затем проект оценивается экспертным советом, в составе которого будут представитель сферы, к которой относится проект (например, если проект подразумевает изменения в системе здравоохранения, то в совете будет представитель из этой области), представитель органов власти Санкт-Петербурга, а также разработчик концепции «Умный Санкт-Петербург» (то есть представитель Университета ИТМО). Для этого в рамках уже запущенного в городе Проектного офиса «Умный Санкт-Петербург» формируется пул экспертов, высоких профессионалов в различных предметных областях. При этом планируется, что эксперты-специалисты в определенной области будут выбираться рандомно из пула экспертов по конкретной тематике.  Для работы экспертного совета Университет ИТМО при участии НП «Руссофт» и другими членами Проектного офиса формирует методики и критерии оценивания проектов, а также требования к экспертам.
  3. Параллельно с этим проект размещается на портале на общественное голосование. Каждый житель сможет принять участие в голосовании за тот или иной проект.
  4. Если решение экспертного совета о том, нужно ли реализовывать проект или нет, не совпадает с мнением горожан по итогам голосования, проект детально рассматривается на заседании Проектного офиса и при необходимости в экспертно-технологическом совете, куда войдут авторитетные специалисты из разных областей.
  5. Если в итоге проект будет согласован, то он включается в перечень
    рекомендуемых для реализации проектов, который будет представлен губернатору Санкт-Петербурга на рассмотрение.

«Такое многоступенчатое рассмотрение необходимо, чтобы Проектный офис мог до передачи проекта губернатору определить со всей точностью, насколько реализуем проект, насколько он соответствует нормативным актам, удовлетворяет ли потребностям горожан и интересам бизнеса, а также соответствует ли концепции “Умного Санкт-Петербурга”. Пул экспертов будет постоянно расширяться, чтобы минимизировать риск того, что среди экспертов конкретного проекта окажутся прямые бенефициары его реализации или, наоборот, те, кому внедрение проекта будет невыгодно и кто может приостановить проект в ущерб интересам города и его жителей. Конечно, существует и опасность, скажем, накрутки голосов при общественном голосовании в интернете. Но это вопросы информационной безопасности. Кроме того, для того у нас и существуют эксперты, чтобы они могли оценивать проекты по существу. Ведь если проект получит, скажем, громадную поддержку у горожан, а все эксперты выскажутся против него, значит, здесь что-то не так и нужно внимательнее рассмотреть противоречие и его причины», – пояснил Сергей Дрожжин.

Сергей Дрожжин
Сергей Дрожжин

Бонус работы портала будет заключаться еще и в том, что рассматривать проекты смогут не только граждане и экспертный совет, но и потенциальные инвесторы, которым проект может показаться интересным и которые захотят его профинансировать. Таким образом, с помощью платформы удастся вовлекать частное финансирование в развитие городской среды. Кроме того, свои запросы на реализацию тех или иных задач на платформе смогут оставлять и профильные комитеты. Эти запросы также будут видны всем пользователям, и их смогут удовлетворять те же частные компании.

Если обращение оставляют граждане

Гражданам не нужно будет задаваться вопросом, какие вообще можно оставлять идеи. На сайте можно будет высказывать идеи и о благоустройстве тротуаров, и о необходимости сокращения количества автомобилей в центре города, и о расширении дорог, и о внедрении электронной очереди в больницах – о чем угодно. Но важно понимать, что портал ориентирован, прежде всего, на получение новых идей и пожеланий, которые дальше будут рассмотрены и реализованы, в то время как для подачи жалоб уже сейчас есть специальные сервисы, информация с которых также учитывается Проектным офисом. На основе всех этих идей и обращений будут собираться актуальные проблемы, которые потребуют решения на городском уровне.

Возьмем простой пример. Предположим, в Проектный офис поступило множество предложений по улучшению и развитию придомовых территорий в определенном районе города. С одной стороны, придомовые территории – это ответственность управляющих компаний, ТСЖ или других организаций по благоустройству многоквартирных домов. Но, с другой стороны, если предложений поступает много и по каким-либо причинам улучшения в городской среде не удается произвести, то с большей вероятностью имеется проблема системного характера и требуется междисциплинарное обсуждение, возможно, в рамках Проектного офиса совместно с городскими властями.

Кроме того, при формировании концепции был проведен опрос среди жителей города, пользователей городских порталов «Наш Санкт-Петербург», «Красивый Петербург», о том, какие отрасли городской инфраструктуры они считают наиболее проблемными. В опросе участвовали 384 человека, которые представляли релевантную выборку населения города. Наиболее проблемными они считают следующие сферы: общественный транспорт, автодороги, парковки, пробки, мусор, благоустройство (например, отсутствие единого стиля рекламы, множество нестилизованных ларьков), строительство новых высотных районов.

Платежная система в метро Петербурга. Источник: shutterstock.com
Платежная система в метро Петербурга. Источник: shutterstock.com

Так, с помощью портала Проектный офис будет собирать актуальный и достоверный фидбэк от жителей о городской среде. Горожане смогут объединиться вокруг той или иной задачи, проблемы, подключать к ее решению власть, бизнес, жителей. Предполагается, что  портал станет своеобразной системой поддержки принятия решений для  правительства Санкт-Петербурга.

«Таким образом, с помощью информационных технологий, понятной технологии экспертизы, отбора и ранжирования проектов при участии высоких профессионалов и заинтересованных сторон, мы получаем инструмент, с помощью которого повысится прозрачность процессов управления городом. Следовательно, повысится доверие горожан к власти, к управлению городской средой в целом, и, наоборот, лиц, принимающих решения, к мнению горожан. Ведь сейчас сложилась, на мой взгляд, неправильная ситуация, что горожане относятся к городскому управлению с недоверием, взаимодействуют с городскими структурами путем написания жалоб в различные органы, других форм протеста. Нам бы очень хотелось, чтобы те механизмы и возможности, которые мы реализуем в рамках “Умного Санкт-Петербурга”,  нашего портала, позволили бы сделать эту коммуникацию более позитивной и, что главное, эффективной», – подчеркнул Сергей Дрожжин. 

Что делается сейчас и что будет сделано в будущем

Сейчас делаются первые шаги по реализации концепции «Умный Санкт-Петербург». Разработчики проекта решают спектр организационных, технических, правовых, нормативных и решается вопрос о запуске государственной программы развития «Умный Санкт-Петербург». Также происходит отладка механизмов отбора и ранжирования проектов, экспертизы, мониторинга. Рассматриваются варианты организации горизонтальных связей между различными структурами, решается вопрос, как отрегулировать вопросы взаимодействия с федеральными структурами, также идет проверка концепции по федеральному законодательству. Что даст отладка всех этих механизмов взаимодействия?

К сожалению, не всегда соблюдение нормативных показателей и норм одной отрасли способствует достижению целевых показателей и норм в другой отрасли. Зачастую отсюда возникает проблема «геттоизации» окраин города. Другой пример – это развитие транспортной инфраструктуры в отдельно взятом районе. Предположим, была построена новая автомагистраль или путепровод. Но рядом находится жилой район или дом. И хотя все нормы автомагистрали как транспортного объекта могут быть соблюдены, дорога может нарушать движение жителей к ближайшему детскому садику, могут быть нарушены пороговые значения санитарных норм по допустимому уровню шума и пыли. В таких случаях не всегда соблюдаются интересы жителей и зачастую нарушаются базовые потребности горожан. У конкретной проблемы могло бы быть, к примеру, два решения: например, можно высадить между дорогой и жилым районом деревья, чтобы снизить шум. А можно было бы просто не допустить проблемы и согласовать автодорогу со всеми, в том числе учесть интересы жителей.

Интерактивная платформа IMPRECITY. Источник: imprecity.tilda.ws
Интерактивная платформа IMPRECITY. Источник: imprecity.tilda.ws

Также в рамках «Умного Санкт-Петербурга» ученые и исследователи Университета ИТМО разрабатывают интерактивную платформу IMPRECITY, которая также позволяет собрать и визуализировать эмоции горожан о городе и их неформальные практики в общественных пространствах, а также объединить горожан в сообщества, которые могут предложить проекты по развитию городских пространств при поддержке экспертов Университета ИТМО и администрации города.