Я работаю в области интерактивного дизайна. Моя сфера интересов – создание методик взаимодействия людей и виртуальной реальности, коммуникации людей друг с другом в самой виртуальной реальности. То есть я конструирую дизайн человеко-машинного взаимодействия. Когда мы говорим о создании VR, то первое, о чем мы думаем – это имитация реальной жизни. Но при создании таких систем важно проработать то, как именно мы поместим людей в эту среду, в эти концепции и идеи, как мы решим проблемы коммуникации людей в этой среде. И методика, которая может помочь решить эти вопросы, уже частично разработана для индустрии видеоигр.
Почему вознаграждение в виде очков и баллов не мотивирует игроков
Что же такое игры и почему они являются методологией для создания интерактивного дизайна? Есть много определений игры, но мне нравится следующее: игра – это искусственный конфликт, в котором есть правила, заставляющие нас взаимодействовать друг с другом ради просчитываемого результата. Что такое просчитываемый результат? Это очки, награды, таблица победителей. В процессе игры мы зарабатываем очки, которые можно обменять на награды, а количество наград определяет положение в итоговой рейтинговой таблице. В реальной жизни все происходит точно так же: в школе, в вузе, на работе – везде мы зарабатываем очки, которые отражаются в наградах и итоговых результатах. Таким образом, это та же самая система, в которой мы можем просчитать собственные шаги, чтобы получить очки и результат. И наш главный результат – счастье. Человеку свойственно стремиться к нему. В игре нас также мотивирует это желание счастья в виде победы. И чем ближе победа, тем более мотивированными мы становимся. Этот механизм вознаграждения нам хорошо известен, но его недостаточно, чтобы вовлечь людей в виртуальный мир.
Почему важно давать действиям определенный смысл и осуществлять их взаимосвязь
Даже если вы будете постоянно набирать баллы, неминуемо возникнет вопрос: а какой в этом смысл? В видеоигре, как в жизни, важно объяснение причин того, почему человек что-либо делает. Если в виртуальном мире кто-то нарисовал маршрут, по которому вы должны двигаться, определил условия получения наград, то интерес к игре быстро пропадет. Для решения этой проблемы в игры добавляют истории. Так вы не просто набираете очки, а становитесь героем определенного повествования. Становится важным конечный результат, ради которого вы готовы строить новые коммуникации, бороться за награды. Получается, что виртуальная реальность идентична объективной: ваш предыдущий шаг связан со следующим, будущее зависит от прошлого. Вы двигаетесь вперед поэтапно.
Как возможность творчества мотивирует игроков
Другой подход связан с раскрытием творческих способностей игроков, когда они могут создавать собственный мир с помощью имеющихся инструментов. В Minecraft, например, нет четких правил. И здесь работает то, что в таких играх вы больше чувствуете свою важность: вы не просто потребляете то, что вам предоставили. Поэтому всегда важно создавать контент, который заинтересует людей. Иначе технологии виртуальной реальности не будут востребованы в обществе.
Почему в VR важнее послание, а не графика
VR существует уже давно, технологии сильно продвинулись вперед. Но, чтобы они не канули в прошлое, нужно сделать технологии виртуальной реальности мейнстримом, как, например, кинематограф. Ведь кинематограф не был особо интересен, в конце XIX века, когда он появился, люди не верили, что это станет одним из самых популярных видов досуга. Хорошее кино несет нам определенное послание, что должно быть и в виртуальной реальности. Вы можете сделать крутую графику, но сюжет игры будет примитивным. И это будет подобно дорогому блокбастеру, который быстро забудут. А бывают игры, которые поднимают серьезные темы, например, темы домашнего насилия. И, даже если графика в них не на высоком уровне, они попадают на международные фестивали. Точно так же и фильм с небольшим бюджетом может остаться в истории, если ему есть что сказать людям.
Главная проблема в компаниях-разработчиках видеоигр
Проблема современных компаний по созданию видеоигр даже не в том, что им не хватает технических специалистов, которые умеют делать крутую графику. Компаниям не хватает профессиональных сценаристов, которые смогут создать захватывающую историю. В первую очередь людям интересны именно персонажи, в которых они могут поиграть, а не графика и картинка. Вы ведь не пойдете смотреть фильм, который вас не заинтересовал.
Какие типы современных видеоигр будет легко импортировать в виртуальную реальность
Чем больше мы добавляем «живых» игроков в игры, созданные для гарнитур виртуальной реальности, тем сложнее сделать качественную игру. Когда у вас есть две точки зрения, это очень непросто воспринимается. А когда вы пытаетесь создать между двумя игроками какие-либо сложные взаимодействия, спроектировать дизайн таких игр становится еще сложнее. Поэтому я вижу игровой сценарий в VR скорее как прямую линию, с движением в одну сторону. Но здесь также необходимы дополнительные разработки. Ведь в реальности или в том же самом кинематографе мы видим мир с разных углов зрения, с разными подходами. Поэтому какие-то игры легко адаптировать под гарнитуры виртуальной реальности, а какие-то нет.
VR-игры как альтернатива для обучения профессиональным навыкам
Виртуальные игры не заменят реальных инструментов обучения. Невозможно сделать из человека инженера, обучая его только с помощью технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности. VR может стать дополнительным инструментом обучения, наравне с книгами и фильмами. Ведь никто еще не стал профессионалом, обучаясь с помощью видеоматериалов на YouTube. Специальный тренажер, например, используют для обучения летчиков, но никто не выпустит пилотов в небо с пассажирами, пока они не пройдут обучение в реальных условиях. По аналогии никто не станет профессиональным 3D-художником, играя в VR-игры. Тем не менее, VR – это отличная среда для того, чтобы получить какие-то новые знания, которые затем можно будет адаптировать в реальной жизни.