Новый учебный курс «Использование технологии Блокчейн для управления правами интеллектуальной собственности в экономике знаний» (категория «новый образовательный курс»)
Одним из грантополучателей стал инженер и аспирант факультета технологического менеджмента и инноваций Алнафра Ибрагим. Новый курс, который он разрабатывает, поможет неспециалистам в области блокчейн и студентам получить исчерпывающие знания о технологии и системе прав интеллектуальной собственности. Что важно — слушатели познакомятся с экосистемой интеграции технологии блокчейн в систему управления правами интеллектуальной собственности.
«Этот курс является хорошей междисциплинарной платформой, сочетающей технические и экономические аспекты технологии блокчейн. В курсе будут наглядно проиллюстрированы наиболее важные проблемы технологии: они будут помещены в экономический контекст, в частности, в систему управления правами интеллектуальной собственности. В Университете ИТМО и в России аналогов такому курсу нет, наиболее близкими по содержанию к разрабатываемому курсу являются курсы «Oxford Blockchain Strategy Programme» от Оксфордского университета, «Blockchain & Society» от Европейского исследовательского совета (ERC) и курс «IBM Blockchain Foundation for Developers», — прокомментировал Алнафра Ибрагим.
Новый учебный курс Университета ИТМО отличается от курсов в области управления правами интеллектуальной собственности, поскольку он содержит два важных инновационных элемента. Во-первых, он охватывает экономические, правовые и технические аспекты интеграции технологии блокчейн в сфере ПИС, которые ранее не изучались.
Вторая особенность: курс объединяет систематически экономику и информатику в одном пространстве и соответствует актуальным задачам развития цифровой экономики. По словам аспиранта, этот курс будет играть важную роль в дальнейшем накоплении научного и практического потенциала и знаний, связанных с системой управления правами интеллектуальной собственности, которая необходима для перехода к экономике знаний в России.
Всего разработанный курс охватывает четыре основных темы: технические и экономические проблемы, связанные с технологией блокчейн, система управления правами интеллектуальной собственности (ПИС), интеграция технологии блокчейн в систему прав интеллектуальной собственности, экосистема управления ПИС, основанная на использования технологии блокчейн в контексте экономики знаний. Курс состоит из шести основных блоков. В конце каждого блока есть тест для проверки понимания студентами материала раздела и умения его обсуждать.
В каждом блоке работа студентов будет разделена на две части: работа внутри аудитории (интерактивная и групповая работа) и самостоятельная работа (изучение дополнительных материалов). Обе части работы будут проверяться в конце каждого блока. Этот метод направлен на достижение более глубокого знания студентов материала курса, кроме того, так создатели курса стараются повысить мотивацию студентов для получения больших знаний.
Новый курс предназначен для студентов следующих направлений: «Управление интеллектуальной собственностью», «Инноватика», «Экономика и управление» и «Бизнес-Информатика». Курс будет полезен не только студентам и работникам на рынке труда, но и экспертам и преподавателям, работающим в университетах, где они смогут улучшить свои преподавательские и исследовательские навыки в области управления экономическими системами на основе использования современных технологий.
Над созданием курса совместно с Алнафра Ибрагимом работает доцент ФТМИ Ирина Попова. Консультантами проекта стали профессора ФТМИ Елена Богданова и Татьяна Максимова. Запуск курса планируется на конец 2019-начало 2020 года.
Online-тетрадь с элементами геймификации (категория «Новые методы и технологии в обучении)
Другим победителем конкурса стала ассистент Института международного развития и партнерства Юлия Романенко с проектом «Геймификация обучения и создание индивидуальной образовательной траектории для студентов в рамках курса «Эффективное управление командой». Новый образовательный продукт представляет из себя online-тетрадь с элементами геймификации.
Online-тетрадь выполняет ряд функций. Во-первых, часть этого ресурса является информационным порталом о программе обучения студента. Во-вторых, формат рабочей тетради — online, таким образом в сети студент сможет получать материалы для обучения, выполнять домашние задания, проходить различные тесты, видеть персональные рекомендации от преподавателя. В конце обучения система генерирует портфолио студента, отражающее его достижения и тот уровень развития навыков, на котором он находится.
Привлекательная особенность нового образовательного инструмента: online-тетрадь включает элементы геймификации, поэтому занятия в ней увлекают и мотивируют студентов к обучению, пробуждают соревновательный дух, помогают сформировать положительную самооценку.
«На создание такого проекта меня вдохновили наши студенты. Именно благодаря обратной связи наших магистрантов, живому интерактивному процессу обучения в моей голове появилась идея игровой online-тетради, которая станет дополнением к очному обучению студентов магистратуры. Создание online-тетради — это прямой ответ на запрос наших магистрантов по итогам первого семестра курса: иметь в онлайн доступе материалы, тесты, видеть учебную программу, сделать процесс оценивания прозрачным, понятным, иметь постоянную обратную связь от преподавателей о своих успехах и ошибках в ходе обучения», — рассказала Юлия Романенко.
Online-тетрадь будет построена по принципу квеста. Она будет включать общую карту, где студент сможет найти цели и задачи курса, ожидаемые результаты, правила игры и всю организационную информацию (требования к студентам и прочее); уровни, на каждом из которых студентов будут ожидать задания, кейсы, визуальные материалы с лекций, промежуточная аттестация по итогам всего уровня и прочее. Также инструмент включит турнирную таблицу команд, статистику об успеваемости в виде диаграмм — отдельно для каждого студента и для команд, а также форумы и чаты, в которых студенты смогут задавать вопросы преподавателям и обсуждать возникающие вопросы между собой.
«В этом продукте ценна возможность индивидуальной образовательной траектории для каждого студента. Например, если студент дважды не справляется с каким-то заданием, система сможет это диагностировать и перенаправить его изучать дополнительные материалы именно по этой теме (это может быть статья, видео, ментальная карта и так далее). Таким образом мы получаем качественную проработку знаний на каждом уровне, по каждой изучаемой теме», — объясняет Юлия Романенко.
По словам разработчиков проекта, он станет дополнением очного курса для магистрантов «Эффективное управление командой», а в дальнейшем — для бакалаврского курса «Командообразование, коммуникации и лидерство». Однако тетрадь может быть внедрена и в другие курсы с заменой контента, но теми же игровыми сценариями, элементами и механиками. Кроме того, online-тетрадь жизнеспособна и в отрыве от курса как своего рода online-тренинг, утверждают создатели.
Совместно с Юлией Романенко над заявкой работали директор Центра изучения иностранных языков и аспирант факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Кристина Иванова и начальник управления интернационализации Университета ИТМО Мария Дидковская. В дальнейшем к работе над проектом будут привлечены преподаватели курса «Эффективное управление командой», а также студенты.
Работа над проектом начнется в сентябре 2019 года. Плановая дата внедрения проекта — сентябрь 2020 года.
Онлайн-курс «Моделирование бизнес-процессов инновационного предприятия»
Третьим обладателем гранта Фонда Владимира Потанина от Университета ИТМО стал профессор факультета технологического менеджмента и инноваций Борис Коваленко. Фонд Владимира Потанина профинансирует создание online-курса «Моделирование бизнес-процессов инновационного предприятия». Курс рассчитан на студенческую аудиторию Университета ИТМО, а в дальнейшем — всей России. Разработчики курса ориентируются, прежде всего, на тех, кто интересуется предпринимательством вне зависимости от пола и возраста, профессиональной подготовки и других факторов.
«Ценность online-курса в продвижении идеи интеграции трех важнейших элементов знаний: менеджмента — предпринимательства — технологии. В единстве знаний рождаются новые компетенции, которые, на наш взгляд, позволят студентам виртуально испытать и оценить готовность к предпринимательской деятельности», — объяснил профессор Борис Коваленко.
Основа курса — практические ситуации (кейсы), которые будут представлены видеосюжетами. В лекционных и практических занятиях слушатели в медийном варианте будут знакомиться с теми методами и инструментами, которые позволят решить практические задачи, поставленные в кейсах. Идея заключается в том, чтобы представить деятельность в области моделирования бизнес-процессов в виде параллельных и последовательных видов работ, которые будут предложены слушателям как отдельные видеосюжеты. Каждый сюжет — проблема, которая может встать на пути каждого, кто готовится вступить в предпринимательскую деятельность.
«Как решать те или иные проблемы, типичные для российского бизнеса? С методами и инструментами решения проблем слушатели будут знакомиться на лекционных и практических занятиях. Представьте, "говорящая голова" (лектор), рассуждает на тему выбора партнеров по бизнесу. Варианты выбора могут быть разные. В сюжетах рассматриваются различные варианты развития событий. Какой вариант выбрать, имея ожидания конкретного результата? Какой стратегии отдать предпочтение, каким путем можно идти к ожидаемому результату? Затем мы показываем, какие формы и методы партнерства могут быть использованы для получения ожидаемого результата», — рассказал профессор.
На практических занятиях слушателям предложат решение различных задач
по обоснованию того или иного пути к намеченному результату. Чтобы лучше подготовиться к такой работе, слушатель сможет познакомиться с текстом в формате PDF и презентациями по различным методам решения проблем, показателям, которые будут характеризовать успешность пути и прочее.
Для освоения теорий и практик слушателям будут предложены упражнения, контрольные задания, тесты промежуточного и рубежного контроля. Слушатели смогут не только посмотреть видеосюжеты и медиа-контент, курс будет доступен и в формате PDF. Продвижение слушателей будет сопровождаться преподавателем, готовым оказать поддержку советом, разъяснениями, ответить на вопросы в online-режиме. Итоги будут подводиться в бальной системе (по аналогии с системой БАРС). Для работы над курсом, включая время для выполнения всех контрольных заданий слушателям, достаточно будет десяти часов в неделю. Всего планируется десять рабочих недель.
«Идея связать три названных элемента (менеджмент — предпринимательство — технологии) в один курс рождалась поэтапно. Ей предшествовал период подготовки и реализации различных курсов, которые читались студентам в последние семь лет, среди них — «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства», «Коммерческая деятельность малого предприятия» и другие. Всего было подготовлено и реализовано в различных модификациях два десятка вариантов дисциплин. Кроме того, есть опыт создания и продвижения онлайн-курса «Основы менеджмента» на площадке Открытое образование РФ. В создании курса принимали участие преподаватели, сотрудники и студенты Университета ИТМО. Загрузка и техническая поддержка сопровождения курса ведется при активном участии специалистов Центра дистанционного обучения. В настоящее время этот курс собирает несколько тысяч слушателей в семестр. Были созданы рабочие программы, фонды оценочных средств, изданы учебные пособия», — объяснил профессор.
Над созданием курса совместно с Борисом Коваленко работают преподаватель ФТМИ Ольга Орлова и магистрантка ФТМИ Татьяна Гусарова. Ориентировочный период запуска курса — осень 2020 года.