В 2011 году вы окончили Институт комплексного военного образования (ИКВО) Университета ИТМО. Почему вы выбрали именно это направление обучения?
Начинал я учиться не в Петербурге, а в Москве, в Институте стали и сплавов. Тогда, после первого года обучения, моя семья решила, что я не справился с самостоятельной жизнью, что я не готов к этому, было принято коллегиальное решение перебраться в Санкт-Петербург. Естественно, встал вопрос о выборе института. ИКВО предлагал специальность, код которой полностью совпадал с той, что я получал в Москве. За счет этого мне удалось перевестись практически без потерь — нужно было досдать всего пару экзаменов.
Что вам больше всего запомнилось из того времени, когда вы учились в Университете ИТМО? Что до сих пор помогает в жизни и профессии?
Больше всего мне запомнилась социальная жизнь университета: перебравшись в Университет ИТМО в 2007 году, я встретил компанию друзей-единомышленников, с которыми мы организовали конкурс Мистер и Мисс ИТМО. Это очень яркие эмоции, впечатления, это запоминается больше всего. Главное, чему я научился с точки зрения учебы — поглощать огромные объемы информации (целые дисциплины) в предельно сжатые сроки (накануне экзаменов). Наверное, это качество мне и помогает в жизни до сих пор.
Расскажите о том, как вы в первый раз устраивались на работу после завершения обучения? С какими сложностями столкнулись?
В то время ничего нельзя было сказать о Владимире Еремине как о специалисте. Я практически ничего не знал, не умел, знания английского языка были на нуле. Зато было чрезмерное раздутое эго — я считал, что все работодатели города должны выстраиваться в очередь, чтобы принять меня на работу. Реальность оказалась куда прозаичнее: единственное место, которое заинтересовалось в моих услугах — одно государственное учреждение, куда я и устроился младшим системным администратором. Там я стал выполнять задачи на уровне вытаскивания застрявшей бумаги из принтера в бухгалтерии. В какой-то момент я понял, что если ситуация как-то не изменится, то такого рода задачи я и буду выполнять следующие пять, десять, пятнадцать, лет…
Что же изменилось?
Я посмотрел на ситуацию в целом и стал думать, что мне сделать, чтобы моя судьба изменилась. В первую очередь я решил овладеть английским языком, затем надо было решить вопрос приобретения технических знаний. Зарплату, которую получал, я тратил на частного репетитора по языку или на книги.
Спустя год решил как-то зафиксировать английский язык, поехал в Лондон, где в пабах, на стадионах, во время активного общения со сверстниками со всего мира он и был закреплен, так сказать, в боевых условиях.
Как вы стали частью компании Veeam?
После поездки в Лондон я понял, что пора снова выходить на рынок труда. Для себя я сформулировал три-четыре основных качества работы мечты. Мне хотелось работать в международной компании, хотелось, чтобы работа была связана с командировками, хотелось работать на стыке работы с людьми и IT.
Звучит как сказка, но как только я сформулировал для себя эти требования, на HeadHunter сразу появилась вакансия младшего аналитика в компании Veeam, в описании которой было все то, что я мечтал получить от работы. Там также были указаны требования к ожидаемому кандидату, я скопировал их, немного переписал и выдал за свое резюме, добавив туда свой опыт работы сисадмином. В Veeam впечатлились, я прошел три этапа собеседований, и в итоге мне предложили место.
А что самое главное для молодого специалиста, чтобы успешно пройти собеседование в крупной IT-компании и получить в ней работу? Как нужно вести себя, чтобы заинтересовать компанию?
Мне кажется, что ошибка многих заключается в том, что они воспринимают собеседование как игру в одни ворота — ты должен угодить работодателю и точка. На самом деле это обоюдный процесс: ты ищешь работодателя, а работодатель ищет человека. Надо понимать, что если по какой-то причине работодатель вам отказывает, то, возможно, он просто ищет другого человека, а не у вас какие-то проблемы.
С другой стороны, если вы приходите на собеседование и у вас есть список вопросов к работодателю, то нужно не стесняться их задавать. Не надо ни в коем случае робеть, воспринимать это как продолжение институтской жизни, где есть преподаватель, а есть ученик, и вам во что бы то ни стало нужно сдать преподавателю экзамен.
Во время собеседования не стоит показывать чрезмерную заинтересованность, мол, возьмите меня, я сделаю что угодно. Вы должны просто мило пообщаться, максимально раскрыться и показать, какой вы человек, какими знаниями и навыками вы обладаете. А дальше дайте работодателю решить — подходите вы ему как рабочая единица или нет. Совет, конечно, расплывчатый, но, на мой взгляд, сохранение своего собственного лица и есть ключ к успешному прохождению собеседования.
Как складывалась карьера в компании? Сколько времени понадобилось, чтобы дорасти до тим-лида?
В общей сложности этот путь занял около пяти с половиной лет. Я пришел на должность младшего аналитика, в мои задачи входило быстрое изучение продукта, который выпускает компания, общение с пользователями на внешних и внутренних ресурсах нашей компании, изучение сторонних решений, идей конкурентов.
У нас в компании существуют две большие вилки развития: если вам интересна аналитика, но людей вы не любите или, во всяком случае, избегаете, тогда вы двигаетесь по ветке аналитики, сидите, закопавшись в техническую документацию, работаете над своими собственными проектами, при этом вы никого не беспокоите, и вас никто не беспокоит. Есть вторая возможность, которой последовал я. Если вам интересно общение с людьми, вы идете по направлению управления продуктом. Самое главное тут — не бояться новых задач и вызовов и постепенно наращивать сферу своей ответственности.
Был у нас сервис автоматизации, в этом никто не разбирался, программисты делали «как им удобно» без учета запроса пользователей. Я в эту область влез со стороны, пригодились навыки программирования, приобретенные в университете. Я начал смотреть на эти сервисы автоматизации, отвечать на вопросы пользователей на нашем форуме, смотреть, что и как можно исправить. Именно так, мне кажется, и надо двигаться: вы смотрите вокруг себя, видите, что в компании есть некая боль, пытаетесь ее решить. Это было замечено моим непосредственным руководством, мне доверили небольшой кусок продукта. Постепенно я увеличивал вес в компании, забирал себе все больше областей, которые мне казались со стороны проблемными. Так я и оказался на своем нынешнем месте.
Чем сейчас занимается ваша команда, над какими продуктами идет работа? Какие решения вы предлагаете своим клиентам?
Один из основных продуктов компании — это Veeam Backup & Replication. Он позволяет делать резервные копии и реплицировать виртуальные машины, на данный момент это крайне перспективная область в индустрии.
Что такое виртуализация? Виртуализация серверов — это имитация компонентов железного компьютера: процессора, памяти, жестких дисков и т.д. За это отвечает специальное программное обеспечение — гипервизор. Гипервизор ставится на физический сервер и позволяет нарезать его на кучу виртуальных машин или компьютеров.
Потом на виртуальную машину ставят операционную систему — и вот ваш виртуальный сервер готов.
Вы можете запускать несколько виртуальных машин внутри одного «железного» сервера, при этом все виртуальные машины буду работать независимо друг от друга, вы можете сэкономить деньги на покупку и подъем дополнительных серверов, вы упрощаете жизнь своим админам и так далее — в общем, преимуществ виртуализации масса.
Какова ваша роль в этом процессе?
Лучшая аналогия, которую я придумал, — это архитектор, тот человек, который планирует здания, решает, как они будут выглядеть в дальнейшем, где проложат трубы, как будет выглядеть система вентиляции, где поселят жильцов, какой будет вид из окна и т.д. Все эти вопросы решает продакт-менеджер.
Плюс, его задачи всегда находятся в контексте релизного цикла. К примеру, на начальном этапе еще до выпуска продукта продакт менеджер должен проанализировать предложения конкурентов, пообщаться со своей клиентской базой, прикинуть, что есть на рынке, а чего еще нет, провести предварительный анализ, составить список функционала будущего предложения. После чего мы приступаем к отрисовке графического интерфейса, рисуем шаблоны, расставляем кнопки и описываем, как эти кнопки работают — UI/UX дизайн.
Далее мы отдаем получившееся задание программистам, они смотрят, что-то критикуют, мы переделываем или настаиваем (аргументированно!) на своем. Затем наступает очередь отдела тестирования, где ребята находят любую уязвимость, как с точки зрения проблем в коде, так и с точки зрения бизнес-логики. Мы докручиваем все до идеала, после чего продукт уходит в мир, им пользуются, пишут комментарии. Мы общаемся с пользователями, рассказываем, как все работает, затем мы едем по городам и весям на международные конференции и также рассказываем о продукте. Примерно так выглядят мои функции.
Вы и ваша компания участвуете в Дне карьеры в Университете ИТМО, почему?
Для меня и для нашей компании важно привлечение талантов. Мы растем быстро, поэтому все время находимся в поиске потенциальных сотрудников. Мир IT большой, здесь нужно много разных специализаций. В принципе наша компания — это некоторый мир IT в миниатюре, она предоставляет позиции от sales и маркетинга до разработчиков и тестировщиков. Университет ИТМО — тоже мир IT в миниатюре, количество специальностей, преподаваемых в нем, растет на ежедневной основе. Мы ищем всех на свете специалистов, ИТМО готовит всех на свете специалистов.
Сейчас вы сами нанимаете себе подчиненных, знакомитесь с выпускниками сегодняшнего дня? Чем они отличаются от вас восемь лет назад? Насколько их знания и навыки соответствуют реальным нуждам компаний?
Мне кажется, что сейчас выпускник не сильнее выпускника 2011 года. В чем-то даже слабее по личностным характеристикам. У меня были инциденты, когда после трех месяцев испытательного срока я не продлевал контракт с молодыми специалистами. Происходило это потому, что человек воспринимал рабочую среду как продолжение университетского обучения: вот есть общая задача, я кое-как ее сделаю, получу свое «удовлетворительно» и поеду дальше. Ни о какой инициативе сверх поставленной задачи и речи не было. Как результат, продлевать сотрудничество с таким специалистом никто не стремится, ведь в нашей работе часто необходимо проявлять инициативность и стремление к росту.
Какие качества, по вашему мнению, следует развивать студентам, чтобы они были востребованы на рынке IT?
Сфера IT — это огромная область, поэтому, на мой взгляд, вопрос должен задаваться по-другому. Вы должны понять, в чем вы хороши, что вам нравится, что нет, и смотреть на рынок труда исходя из этого. Вы должны понимать, что является вашим уникальным преимуществом. Вы хороши и усидчивы — смотрите ту сферу, которая предполагает наличие этих навыков. Если вы хотите разговаривать с людьми нон-стоп, подберите другие специализации. Никогда не стоит стремиться соответствовать внешним конвенциям. Если вам нравится заниматься чем-то, постарайтесь себя в этом реализовать, потому что вы будете максимально замотивированы и успешны только в том деле, которое вам искренне нравится.
Вы должны себе представлять, что нет никакого зазорного, плохого дела. Есть дело, которое вам нравится, и все дела остальные. Вам четко надо отдавать себе отчет, что вы не должны соответствовать ничьим ожиданиям: будь-то родители или общество. Пока вы молоды и у вас нет никакой социальной ответственности, вы должны попытаться реализовать тот потенциал, который в вас заложен. Это можно сделать, только понимая свои внутренние запросы. Нужно встать перед зеркалом и просто спросить себя, что вам нравится, от чего у вас драйв? Именно этим вам и надо заниматься.
Как по-вашему, сегодня, когда в YouTube полно онлайн курсов, вы можете удаленно за пару месяцев получить навыки и даже дипломы о повышения квалификации, есть еще место для классического университетского образования? Насколько оно необходимо?
Это сложный вопрос, который следует разделить на два. Первый — считаю ли я необходимым как работодатель наличие у сотрудника диплома? Нет, я так не считаю, сейчас у меня есть сотрудник, у которого нет высшего образования, и он значительно лучше всех тех предыдущих, у которых высшее образование было.
Второй вопрос, может ли бы институт полезным? Конечно, да! В институте, помимо непосредственно знаний, ты вырабатываешь навык эти знания добывать и усваивать. Ну а самый большой капитал, который человек приобретает в институте — это социальный капитал. Это люди, которые вас окружают, люди, с которыми вы можете продолжить чем-то заниматься, люди, близкие вам по духу.