Константин, расскажите, пожалуйста, почему вы решили учиться именно в Университете ИТМО?
Я поступил в ИТМО в 2006 году, хотел заниматься информационными технологиями. Уже тогда вуз имел очень хорошую репутацию одного из передовых в этой области. Передо мной стоял выбор: ИТМО или ЛЭТИ, в результате я поступил в ИТМО. После поступления меня сориентировали, что лучше всего идти на направление оптических технологий, говорили, что за оптоволокном будущее. Я увлекся физикой, обучаясь на факультете оптико-информационных систем и технологий. Затем, когда в моду вошли нанотехнологии, перешел на факультет оптического материаловедения.
Что сейчас больше всего вспоминается вам из времени учебы? Какие уроки вы для себя извлекли с точки зрения профессии и жизни в целом?
Перво-наперво, нужно понимать, что университет — это не место, где тебя учат. Это место, где ты обучаешься. Если ты не готов учиться, то все без толку: какие бы пары ты ни посещал, ты просто не будешь воспринимать эту информацию. Меня университет научил в основном формату мышления, умению в сжатые сроки освоить огромный массив информации, касающейся специализированных областей знания. Я вспоминаю студенческие годы с позитивом, потому что я был частью рок-клуба ИТМО, где познакомился с большим количеством интересных людей.
Если говорить про само обучение, переломным моментом для меня стало знакомство с моим научным руководителем Владимиром Анатольевичем Асеевым на четвертом курсе. До этого я вообще ничем не хотел заниматься и думал бросать университет. Но Владимир Анатольевич развернул меня, научил, что можно работать в лаборатории, выбирать, чем ты хочешь заниматься, он заставил меня хотеть учиться, у него твердая рука, он твердый преподаватель, но это здорово. Благодаря ему я начал работать над собой. Таких преподавателей нужно как можно больше! Во многом благодаря ему я осознанно пошел в магистратуру и окончил ее.
Как вы начали строить свою карьеру? Когда задумались о собственном деле?
После четвертого курса я попытался устроиться на один крупный оптический завод — кажется, сейчас он даже уже не существует. Мне предложили зарплату 15 000 рублей, она могла вырасти аж до 25 000 рублей в течение пары лет при условии моей хорошей работы. Меня это совершенно не устроило, и я стал думать над тем, где применить свои силы.
Мне очень нравилась физика, но также я любил работать с людьми, заниматься организационной работой. Еще в рок-группе в ИТМО я получил опыт поиска нужных людей, организацией их работы, управления продуктом. В общем, я решил искать для себя другое применение и уже тогда, после бакалавриата, задумался о собственном бизнесе. Но в то время открыть свое дело я не рискнул, мне просто не хватило смелости. Поэтому я пошел в продажи – работал на «холодных» звонках, продавал строительную разрешительную документацию. На такой работе ты делаешь по 100 – 150 звонков в день, тебя периодически посылают и очень жестко! При этом продаж получается одна – две за месяц. Именно тогда я понял, что существует такая вещь, как маркетинг. Я создал свой сайт, прямо работая продажником, туда заходили мои потенциальные клиенты и в первый же месяц я сделал не одну-две продажи, а целых пять. Таким образом, начался мой рост, я начал интересоваться маркетингом, понял, в чем его сила.
Через некоторое время меня назначили уже руководителем отдела продаж, затем я стал коммерческим директором, потом стал строить карьеру на разных управленческих должностях в разных компаниях. Это продолжалось семь лет. В какой-то момент я решил устроиться в маркетинговое агентство, мне пришлось сознательно пойти на заметное снижение зарплаты, но мне был интересен именно маркетинг. Работая в этом агентстве, я изучил, как там все работает, как выстроены процессы. В какой-то момент мне предложили стать гендиректором обособленного полусамостоятельного подразделения этой компании. Тогда я понял, что раз мне такое предложение делают, то я и сам хорош — решил организовать свое агентство. Сначала было очень сложно, страшно было бросать работу с хорошей зарплатой, идти на троекратное понижение дохода, но у меня была мечта. Я рискнул и рад, что так вышло.
Как в дальнейшем шло развитие вашего дела?
На самом деле, как я сейчас вижу, мы очень плавно развивались. Можно выделить два типа маркетинговых компаний: крупный конвейер, в котором работает бренд, и небольшие агентства, где все держится на ключевых людях. У меня как раз второй тип компании. К моменту запуска меня уже знали в маркетинговой тусовке, постепенно у меня становилось больше компаний-клиентов.
Не жалеете, что не занялись в итоге физикой?
Мне кажется, что сожаления бессмысленны. Я там, где я есть, я счастлив, что прошел именно такой путь, поэтому сожалений нет. Я смог увидеть мир с абсолютно разных сторон, выступая, благодаря Рок-клубу ИТМО, на одной сцене с группой «Кирпичи», работая в научной лаборатории, создавая собственное дело.
И все же вы продолжаете активно общаться с Университетом ИТМО, стали трекером в Акселераторе вуза, почему вы это делаете?
Я считаю, что люди решают все. В университете я познакомился с Алексеем Соломатиным, который сейчас возглавляет Акселератор. Он пригласил меня на одно из мероприятий, на эдакий смотр стартапов. Мне понравился формат, понравилось делиться своими знаниями со студентами, мне кажется это важным. Я понял, что смог бы приносить пользу проектам, это же понял и Алексей. Мы стали все больше общаться, и это вылилось в то, что я стал трекером.
Вообще мне нравится, когда реализуются идеи, не только мои. Я преподаю или веду занятия, сопровождаю проекты в разных местах. Я работал с РАНХиГС, работал с ВШЭ, а ИТМО я очень благодарен за все то, что он мне дал. Поэтому этот вуз мне ближе всего.
Какая перед вами как перед трекером стоит задача?
Я отвечаю за то, чтобы проекты Акселератора, которые я курирую, ставили перед собой бизнес-задачи, решали их и двигались вперед. Моя цель состоит в том, чтобы они выходили на минимально жизнеспособные продукты, продажи и так далее. Вообще люди приходят разные, с разной степенью предпринимательских навыков. Моя задача — принять человека таким, какой он есть, и помочь ему реализовать его идею, опираясь на его навыки. Не говорить, что нужно сделать, не придумывать за него. Моя задача — помочь ему, исходя из его ресурсов, реализовать свой проект так, чтобы ему было комфортно. Без надрывов, без лишних страданий. Даже если то решение, которое они предлагают, на мой взгляд, не оптимально. Они должны совершать свои ошибки, потом они их исправят, разберутся в своих гипотезах. Есть у нас один проект (они у «Газпрома» выиграли недавно приз), ребята постоянно обращаются ко мне по поводу презентаций, я им помогаю. Они очень трудоспособны, делают больше, чем остальные проекты раза в три. Это не значит, что они лучше, просто для них это адекватная скорость.
Я могу сказать, что многие второкурсники, четверокурсники, которые приходят к нам, уже понимают, чего хотят от жизни и бизнеса, но часто сами создают себе препятствия. Ребята часто зависают на таких вопросах, как «А как мы будем общаться с крупными партнерами или клиентами?» Ответ простой: просто берешь и общаешься. В бизнесе самое сложное – это решиться, начать. Тем не менее, четыре из восьми проектов, к которым я имею отношение, за которыми слежу, уже вышли на свои первые продажи, чему я очень рад.
Инвестировали ли вы когда-нибудь в какие-то высокотехнологичные проекты?
Из проектов Акселератора я ни в кого не инвестировал, там у нас немного другие отношения. Кроме того, как я уже говорил, там не всем проектам вообще нужны стартовые деньги. Вне ИТМО я инвестировал в несколько проектов.
И как вам этот опыт?
Российский рынок очень локальный. Я, к примеру, вошел в проект маркетплейса рекламных мест. Там идея в том, что существует большой рынок рекламных мест на офлайн-носителях в каких-то заведениях и можно себе купить там рекламу в месте, которое отвечает вашим интересам. Но у меня еще не было проектов, которые действительно позволили заработать неприлично много. Есть те, в которых у меня процент с продаж, там я получил деньги. Но я все же не могу сказать, что я профессиональный инвестор, у меня пока нет тех сумм, которые позволили бы вложиться серьезно сразу в несколько проектов.
А какие ошибки чаще всего совершают компании-новички? Чего могли бы избежать начинающие предприниматели?
Я назову три вещи. Первая – многие не понимают, зачем начинают заниматься бизнесом. Казалось бы, глупая проблема, но когда мы спрашиваем, зачем человек хочет открыть свое дело, то внятного ответа получить не можем. Отсюда идут и другие сложности – зачем человек пилит какой-то очень сложный сайт вместо того, чтобы сперва проверить свою гипотезу на минимальных затратах?
Но ведь обычно ответ прост: я хочу заниматься бизнесом, потому что хочу денег? Не так?
Тут сложный вопрос. По идее да, в уставах многих компаниях написано, что они открывают бизнес, чтобы извлекать прибыль. Но давайте посмотрим на два ресторана: первый открыл кулинар до мозга костей, гурман, который болеет за свое дело душой; второй принадлежит простому дельцу, который тупо извлекает из него деньги. В какое заведение вы пойдете охотнее? Скорее всего в первое, потому что во втором, весьма вероятно, экономят на продуктах, на интерьере, на сотрудниках, на хороших поварах. Именно поэтому хорошо, если в основе всего лежат все же не только деньги. Конечно, я видел миллиардеров-циников, которые нацелены только на деньги, кому-то, может, это нравится, но мне все же хотелось бы, чтобы в мире было больше ценностей, кроме денег.
Вы говорили о трех проблемах, первая – непонимание, зачем человек начинает свое дело. Какие еще сложности?
Вторая проблема – люди часто забывают, что свои гипотезы нужно проверять. Начинающие предприниматели идут от того, чего хотят они, но не думают, что нужно людям. Ну, к примеру, кто-то открывает компанию по продаже недвижимости и решает сосредоточиться на двухэтажных квартирах. Потому что это классно, потому что такого предложения нет на рынке. Но встает вопрос: может быть, такие квартиры просто никому не нужны? Или нужны совсем малому сегменту пользователей. Нужно посмотреть спрос, посмотреть сколько на эту тему запросов в Яндексе, в Google, как люди реагируют на вашу идею. Люди же начинают сразу делать высокотехнологичный сайт, скупают квартиры, перестраивают их, а потом уже занимаются вопросами спроса и предложения. А если спроса нет? Может, можно было сэкономить время и деньги, узнав это сразу?
Наконец, третья сложность – люди говорят о том, что им чего-то не хватает. Что им не хватает денег, времени, знаний, опыта. Да, есть отрасли, куда ты без этого не войдешь, но большинство проектов можно начать здесь и сейчас, используя самые простые решения. Многие делают что-то вообще без стартового капитала, я начинал без стартового капитала, и я не верю, что всем бизнесом нужны стартовые деньги. Стартапам нужны деньги тогда, когда на деньги он может купить время. Например, можно купить на деньги бОльшую скорость развития, чтобы агрессивнее захватить рынок, опередив конкурентов.
Но ведь перед тем, как начать что-то промышленно печатать на 3D-принтере, допустим, нужно этот принтер купить?
Как минимум нужно задаваться вопросом, «а можно ли сделать это без ...?». Тот же 3D-принтер, зачем покупать, когда пробную партию можно напечатать на арендованной технике? Или я собираюсь открыть новый ресторан с какой-то уникальной кухней. Можно ли не покупать помещение, а арендовать? Или вообще договориться с владельцем уже существующего заведения и предложить на его площадке протестировать свой формат? Всегда можно договориться. Это, кстати, то, что часто недооценивают стартаперы – силу договоренности и вообще человеческие отношения. Люди – это самое важное.
А если человек задается всеми теми вопросами, которые вы озвучили – где взять денег, где взять опыт, где взять партнеров. Не значит ли это, что он еще просто не дозрел, чтобы открывать свой бизнес?
Есть три типа людей – первые сначала делают, потом думают. У них большой шанс стать предпринимателями, но вопрос в том, насколько страшные ошибки они допустят и с чем будут разбираться, с какими последствиями. Некоторые вообще говорят, что бизнес – это работа с последствиями. Второй тип людей – сначала думают, а потом делают. В принципе тоже хорошо, нужно предварительно оценить ситуацию, прежде чем совершить какое-то действие, но это менее предпринимательский подход. Всего все равно не учтешь.
Есть третий тип людей – те, что думают, а потом… думают. Не действуют. И таких много. Если проехаться в метро, можно увидеть огромное количество очень грустных взрослых людей, которые смотрят себе под ноги и злятся на жизнь. Но менять ее, делать что-то, они не готовы. Всем тем, кто хочет стать предпринимателем или построить карьеру, я рекомендую что-то делать. Ошибки будут, но нужно делать еще – рано или поздно вы добьетесь успеха. Нельзя побороть страх перед началом бизнеса, перед новой должностью. Страх – часть нас, его нужно принять. Не бояться делать, а бояться и делать.
Вы сами специализируетесь на маркетинге, а как у молодых предпринимателей, у стартаперов, с которыми вы имеете дело, обстоит с этой областью?
У стартапов, да и у взрослых компаний почему-то почти часто беда с маркетингом. Может быть, у меня профессиональная деформация, но когда я смотрю на то, как люди взаимодействуют с покупателем, то иногда охватывает ужас. Абсолютно невыгодные, неинтересные клиенту предложения. В рекламных материалах компании часто говорят о себе, а не о том, что хочет услышать от них покупатель. Когда я захожу на сайт, я хочу узнать, что компания может мне предложить, какую мою задачу ее товар или услуга решает. Но обычно на сайтах написано о том, какая компания классная. А зачем мне эта информация, когда я пришел решать свою задачу?
Плюсом к этому часто идут дурацкие технические ошибки. Даже в 2019 году можно запросто увидеть, что на сайте есть какая-то форма, но она просто не работает. Или ты отправляешь заявку, а тебе перезванивают через 12 часов или вообще не перезванивают, теряют клиента. Зачем так делать?
Раньше говорили, что плох тот кандидат наук, который не может открыть собственный бизнес. Вы занимались в университете наукой, потом занялись бизнесом, пусть и совсем в другой области. Согласны ли вы с этим утверждением?
Вообще не согласен! Люди не обязаны заниматься бизнесом. Лучше заниматься тем, что делает счастливым тебя и других. Чем больше будет счастливых людей, тем лучше будет мир в целом. Счастливый человек и других осчастливить хочет. Если же каждый будет ненавидить то, чем занимается – будь то наука или бизнес, то он будет изливать эту злость на всех остальных. Толку не будет, никто не хочет жить в таком обществе. Если ты хочешь стать предпринимателем, делай к этому шаги, но это вовсе не единственный путь. Хочешь быть врачом – будь, хочешь быть физиком – занимайся физикой. Но не сопротивляйся сам себе, своей природе. Найди, как сделать это выгодным. Хорошее дело должно быть рентабельным или его победит дело плохое. При этом никому не стоит париться из-за того, что не удалось открыть свой бизнес. Бизнесменов вообще немного, можно строить абсолютно любую карьеру, заниматься любимым делом и прожить яркую, счастливую, интересную жизнь.